Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

10 сентября 2002 г.

Содержание

Телескоп Chandra сфотографировал остатки взрыва сверхновой, который наблюдали больше 400 лет назад

Первый запуск ракеты Delta 4 откладывается почти на месяц

Какими станут двигатели новых шаттлов

Австралия на связи с Марсом

Составлена самая подробная карта гравитационного поля Земли

Сегодня должна стартовать японская ракета H-2A

Иран приступил к созданию системы спутникового телевидения



Телескоп Chandra сфотографировал остатки взрыва сверхновой, который наблюдали больше 400 лет назад

Этот снимок был сделан космическим рентгеновским телескопом Chandra. Здесь показано то, что осталось от взрыва сверхновой, который наблюдал известный датский астроном Тихо Браке в 1572 г. Поэтому эта сверхновая получила название Tycho. Снимок цветной, хотя сделан он в рентгеновском диапазоне длин волн. Каждый цвет соответствует определенной энергии рентгеновского излучения: красный, зеленый и синий - это рентгеновское излучение, соответственно, с низкой, средней и высокой. Изображение обрезано снизу, так как не все вошло в кадр камеры телескопа.

Внешние синие дуги - это ударная волна, образованная разлетающимися осколками сверхновой. Здесь находится газ с температурой около 20 млн градусов. Осколки самой взорвавшейся звезды имеют температуру около 10 млн градусов. На снимке они показаны желтоватыми, зеленоватыми и красноватыми оттенками.

Никакого центрального объекта в Tycho нет. Это говорит о том, что Тихо Браге видел взрыв сверхновой типа Ia, когда происходит взрыв белого карлика.


Первый запуск ракеты Delta 4 откладывается почти на месяц

Первый старт новой ракеты Delta 4 ее разработчик компания Boeing собиралась провести 9 октября этого года. Но теперь объявлена новая дата - 3 ноября. Задержку почти на месяц объяснили необходимостью провести отладку программного обеспечения наземных систем, которое ответственно за работу автоматики в последние 5 минут обратного отсчета.

В течение августа были успешно проведены 4 теста по заправке ракеты топливом. Первая репетиция обратного отсчета закончилась за 5 минут до назначенного времени из-за компьютерного сбоя в наземном оборудовании, вторая прошла удачно вплоть до отметки T-0. Но один из пунктов задания не был выполнен из-за проблем с ПО во время последних пяти минут обратного отсчета. Поэтому решено было провести тщательную отладку этой программы, которая ответственна за отправку на ракету последовательности команд по одному нажатию на кнопку оператором. В принципе, оператор может набрать все эти команды вручную, но ведь в 21 веке живем, и всю автоматику решено довести до ума.


Какими станут двигатели новых шаттлов

В американском космическом агентстве продолжается разработка нового поколения космических кораблей. В настоящее время над созданием двигателей для новых шаттлов по заказу NASA трудятся две конкурирующие "команды": подразделение Rocketdyne компании Boeing и консорциум компаний Pratt & Whitney и Aerojet General.

Проект Pratt & Whitney и Aerojet General получил название Co-optimized Booster for Reusable Applications (COBRA). Главное направление работы - усовершенствование двигателей, которые используются в сегодняшних космических челноках. Их преемники должны стать более надежными и безопасными. Вероятность нарушения работы двигателей COBRA не будет превышать 5·10-6. Сейчас этот показатель составляет 2,58·10-4.

Как и в современных шаттлах, в качестве топлива будет применяться жидкий водород, а в качестве окислителя - жидкий кислород. Среди нововведений, которые отличают двигатели COBRA, можно отметить улучшенные конструкционные материалы и технологии сборки двигателя, новую электронную систему самодиагностики двигателя, новую систему охлаждения сопел, измененную конфигурацию блока сгорания топлива, новые турбонасосы для подачи кислорода и водорода и т.д. Тяга двигателя, согласно проекту, составит около 270 т.

С целью повышения надежности систем подачи топлива и окислителя в новом двигателе используется единственный газогенератор. В настоящее время турбонасосы, перекачивающие водород и кислород в двигателях шаттлов, используют энергию горячих газов, вырабатываемых в двух различных газогенераторах. При возникновении сбоя в одном из них, второй продолжет работать в прежнем режиме. Как следствие, соотношение между топливом и окислителем, подаваемыми в камеру сгорания меняется. Порой это может привести к катастрофе из-за остановки или перегрева двигателя.

Чтобы избежать этого, в новом двигателе используется один газогенератор, а на выходе из него газовый поток делится на две части, которые приводят в действие водородный и кислородный турбонасосы. В итоге, если скорость газового потока по какой-либо причине уменьшится, это одинаково отразится на работе обоих насосов и не приведет к нарушению баланса между кислородом и водородом в камере сгорания.

Основной отличительной чертой двигателя RS-84, разрабатываемого инженерами Boeing Rocketdyne, является использование углеводородного горючего, а не водорода. Кроме того, в RS-84 используется газогенератор с нетрадиционной для американских ракет схемой подачи окислителя и горючего. Если в COBRA в газогенератор подается смесь, содержащая избыток топлива (водорода), то в газогенератор RS-84 направляется смесь, богатая окислителем (кислородом).

Подобная схема используется в некоторых российских ракетах, однако для американских многоразовых двигателей она была малопригодной - избыток кислорода вел к повышенной коррозии деталей турбонасосов. В Boeing Rocketdyne эту проблему решили за счет использования новых, чрезвычайно устойчивых к коррозии сплавов. Тяга RS-84 будет превышать 450 т.

Постройка первых прототипов новых двигателей для шаттлов и их испытания должны произойти в 2005-2006 г. Впрочем, NASA может выбрать более подходящий для своих задач двигателей уже до конца этого года. Дело в том, что параллельная разработка двух проектов, каждый из которых стоит больше миллиарда долларов, может оказаться не по силам американскому космическому агентству.


Австралия на связи с Марсом

Если все космические корабли, которые должны отправиться к Марсу в 2003 г., прилетят туда вовремя в соответствии с нынешними планами, то в начале 2004 г. Красную планету будут исследовать одновременно 5 новых аппаратов. Это два американских марсохода-близнеца Mars Exploration Rover, которые будут искать на Марсе воду и исследовать состав попадающихся на пути камней и пород; японский зонд Nozomi, который займется верхними слоями атмосферы; европейский орбитальный аппарат Mars Express, который составит карту поверхностных и подповерхностных структур Марса; и отделившийся от него английский спускаемый аппарат Beagle 2, который будет искать на поверхности Марса признаки воды и жизни.

Они добавятся к двум американским зондам Mars Global Surveyor и Mars Odyssey, которые уже работают на околомарсианской орбите.

Со всеми этими аппаратами нужно будет поддерживать связь, причем довольно интенсивную. Предполагается, что все эти зонды будут передавать на Землю массу информации, поэтому приемное оборудование должно быть соответствующим. Постоянно работать на Марс будут три станции слежения сети дальней космической связи Deep Space Network (DSN) космического агентства NASA, которые находятся близ Канберры (Австралия), Мадрида (Испания) и Голдстоуна (США, шт. Калифорния). Для подготовки сети DSN к интенсивному общению с Марсом NASA выделило 54 млн дол.

Недавно прошла модернизация австралийской станции, и теперь с помощью одной ее антенны можно постоянно "слушать" два марсианских зонда и "разговаривать" с одним из них. Кроме того, заключен контракт на аренду австралийского радиотелескопа Parkes, который будет следить за марсианскими зондами с ноября 2003 г. до февраля 2004 г. Диаметр антенны-тарелки этого телескопа составляет 64 м. Он уже давно используется для связи с американскими космическими кораблями. В частности он был задействован во время посадки на Луну в 1969 г. корабля Apollo 11.

За пользование этим телескопом во время марсианской кампании, а также за установку нового более чувствительного приемники и обновления поверхности телескопа NASA заплатит 1,62 млн дол. В результате мощность выходного сигнала телескопа на рабочей частоте 8,4 ГГц должна удвоиться.


Составлена самая подробная карта гравитационного поля Земли

Выведенные на орбиту в марте этого года спутники "Том" и "Джерри" завершили первый этап своей работы. В течение двух недель эти аппараты изучали гравитационное поле Земли. Результатом этой работы стала гравитационная карта нашей планеты, составленная с точностью до 990 км. Это означает, что новая карта, по меньшей мере, в 10 раз точнее, чем все существовавшие до сих пор.

Важно отметить, что полученная к настоящему времени карта является наиболее грубой из тех, что будут получены с помощью спутников в рамках проекта GRACE (Gravity Recovery And Climate Experiment). Еще через 35 дней работы "Тома" и "Джерри" на орбите будут получены данные о гравитационном поле Земли с разрешением 500 км. А после обновления программного обеспечения спутников (оно состоится в октябре) будут получены карты, в 100 и более раз превосходящие по точности карты, имевшиеся до запуска "Тома" и "Джерри".

Для сбора максимально точных данных о гравитационном поле Земли два абсолютно идентичных спутника были выведены на совершенно одинаковые орбиты на высоте 500 км над Землей. Расстояние между самими аппаратами составляет 220 км. Во время движения над поверхностью Земли спутники испытывают влияние гравитации, то ускоряющей, то замедляющей их движение. Когда расстояние между аппаратами немного меняется, изменения фиксируют микроволновым дальномером с точностью до тысячных долей миллиметра. Положение спутников над Землей ученые определяют с помощью системы GPS.

Проект GRACE является плодом сотрудничества американских и немецких ученых. Кроме сбора данных о гравитационном поле Земли в задачу спутников будет входить изучение полярных областей, океанских течений и внутреннего строения нашей планеты.


Сегодня должна стартовать японская ракета H-2A

Сегодня 10 сентября в Японии на космодроме Йосинобу на острове Танегасима должен состояться запуск ракеты H-2A. Старт назначен на 21:20 по местному времени (12:20 мск), длительность окна запуска составляет 30 минут. Метеорологи прогнозируют приемлемую для запуска погоду.

На этой ракете должны отправиться на орбиту два спутника Data Relay Test Satellite (DRST) и Unmanned Space Experiment Recovery System (USERS), которые должны быть выведены на две совершенно разные околоземные орбиты.

Ракета H-2A до сих пор совершила два полета - в августе 2001 г. и в феврале 2002 г. Оба они были признаны успешными. Правда, во время февральского запуска спутник не отделился от последней ступени ракеты, но, как показало расследование, это произошло из-за неправильной работы систем спутника, а не ракеты.

Сегодня ракета H-2A полетит в той же конфигурации, что и в феврале этого года: с четырьмя небольшими твердотопливными ускорителями и четырехметровым обтекателем для полезной нагрузки. Подготовка к запуску началась 29 июля с установки первой ступени ракеты в сборочном корпусе. На следующий день была смонтирована вторая ступень ракеты, а затем - твердотопливные ускорители. 2 сентября на вторую ступень ракеты установили два спутника с обтекателем.

Через 14 минут после запуска первым от ракеты должен отделиться спутник USERS. Его планируется вывести на околоземную орбиту высотой 450 км с наклонением 30,4 градусов к экватору. В течение 8 месяцев на этом спутнике будет проводиться эксперимент со сверхпроводящими материалами, после чего от спутника отделится небольшой спускаемый модуль, который вернет результаты экспериментов на землю, а служебный модуль останется на орбите еще на два года для проведения дополнительных тестов.

Спутник DRTS должен отделиться от второй ступени ракеты через 15 минут после USERS. Его планируется вывести на сильно вытянутую эллиптическую геосинхронную переходную орбиту с параметрами 35,8 тыс. км на 450 км с наклонением 28.5 градусов. Затем собственный двигатель спутника должен вывести его на круговую орбиту высотой около 36 тыс. км и установить над экватором в точке с координатой 90 градусов восточной долготы над Индийским океаном.


Иран приступил к созданию системы спутникового телевидения

Комиссия по культуре иранского парламента одобрила законопроект, предусматривающий создание кабельных сетей для ретрансляции спутниковых телевизионных программ. Об этом сообщает сайт Иран.Ру со ссылкой на представителя министерства культуры Ирана Саида Исмаели.

По его словам, в данном случае речь идет о показе программ, которые "не нарушают исламские принципы".

Тем временем заместитель руководителя комиссии Меджлиса по телесвязи подверг сомнению целесообразность заключения иранской стороной контракта с российской компанией "Авиа экспорт" на постройку и запуск телеспутника "Зухра". Депутат парламента от Тегерана Сейед Али-Акбар Мусави-Хоэйни заявил на пресс-конференции, что эта компания "действует только как посредник и пока не заключала сделок по закупке спутниковых систем".

Парламентарий предложил министерству почт, телеграфа и телефона вместо приобретения спутника у российской компании заключить новую сделку с одним из ведущих мировых производителей телеспутников.

В свою очередь министр почт, телеграфа и телефона Ирана Ахмад Мотамеди сообщил депутатам, что компания "Авиа экспорт" выиграла тендер, однако строительством "Зухры" займется другая российская компания - НПО ПМ. По его словам, при создании спутника она будет использовать немецкие и французские технологии.



Нас считают