Японская ракета успешно доставила два спутника на заданные орбиты
Вчера 10 сентября на космодроме на острове Танегасима, который находится на расстоянии около 1000 км к юго-востоку от Токио, состоялся запуск японской ракеты нового поколения H-2A. На ее борту были два спутника USERS (Unmanned Space Experiment Recovery System) и DRTS (Data Relay Test Satellite), которые были выведены на заданные орбиты. Кстати, эти орбиты по своим параметрам сильно отличаются, поэтому для доставки двигатель последней ступени включался два раза.
Спутник USERS был выведен на круговую орбиту высотой 450 км с наклонением 30,4 градусов к экватору. Теперь ему предстоит подняться еще на 50 км, а затем в течение 8 месяцев на этом спутнике будет проводиться эксперимент по выращиванию кристаллов высокотемпературных сверхпроводящих материалов, после чего от спутника отделится небольшой спускаемый модуль, который спустится на парашюте на территорию одного из японских островов и вернет результаты экспериментов на землю, а служебный модуль продолжит полет.
Спутник DRTS был выведен на сильно вытянутую эллиптическую геосинхронную переходную орбиту с параметрами 35,8 тыс. км на 450 км с наклонением 28.5 градусов. Теперь с помощью собственного двигателя он должен выйти на круговую геостационарную орбиту высотой около 36 тыс. км и зависнуть над экватором над Индийским океаном в точке с координатой 90 градусов восточной долготы. Здесь он будет проводить эксперименты с коммуникационным оборудованием.
Напомним, что это был третий по счету запуск ракеты H-2A. Первый состоялся в августе прошлого года, а второй - в феврале 2002 г. Во время первого запуска на ракете не было никакой полезной нагрузки, а во время второго из-за неполадок в работе спутника его не удалось вывести на заданную орбиту.
Но на этот раз все прошло нормально к большой радости Японского национального космического агентства. Оно прочит ракету H-2A в конкуренты российским, французским, американским и китайским ракетам в деле запуска коммерческих спутников. Правда, японская космическая программа - это целая череда аварий, так что японцам еще долго придется доказывать, что их ракеты можно доверить коммерческие спутники. Кстати, в 2005 г. японское правительство собирается приватизировать производство ракет H-2A.
Госдепартамент США отдал Луну в частные руки
Госдепартамент США и Национальная администрация по океану и атмосфере разрешили калифорнийской компании TransOrbital осуществить запуск спутника на орбиту Луны, сообщает BBC News. TransOrbital стала первой в истории частной компанией, которая получила право совершать посадку на Луну, проводить исследования лунной поверхности и вести там фото и видеосъемку. Запуск первого спутника калифорнийской компании, названного TrailBlazer, намечен на июнь 2003 года, предположительно, он отправится к Луне с космодрома Байконур в Казахстане.
Компания TransOrbital добивалась этого разрешения более двух лет. Оно было получено только после того, как компании удалось убедить американских чиновников в том, что ее спутник не будет загрязнять поверхность Луны, в особенности биологическими материалами. По словам представителя TransOrbital Дэниса Лори (Dennis Laurie), это может стать началом коммерческого освоения естественного спутника Земли, который "уже вполне готов к этому". "Луна гораздо ближе, чем мы привыкли думать, - сказал Лори, - добраться до нее можно всего за четыре дня".
В долгосрочной перспективе TransOrbital намеревается развить коммуникации и навигационную систему, необходимые для исследовательских работ на поверхности Луны, планируется разработка посадочных модулей для высадки на Луны людей и лунных вездеходов для перемещения по лунной поверхности.
А пока целью экспедиции спутника TrailBlazer, которая продлится 90 дней, является высококачественная видеосъемка и подробное (разрешением до одного метра) картографирование поверхности Луны, а также фотосъемка оборудования, оставленного на Луне американской и советской лунными экспедициями. Проект завершится доставкой на Луну капсулы с посланиями, фотографиями и памятными вещами, отправить которые TransOrbital предлагает всем желающим, по цене в 2,5 тысяч долларов США за грамм веса.
Краска с болида Ferrari прошла все испытания для отправки в космос
18 сентября на заводе Европейского космического агентства Intespace в Тулузе (Франция) состоится торжественная церемония установки на зонд Mars Express шарика с красной краской "Rosso Corsa", которой покрывают болиды Ferrari, участвующие в гонках "Формулы-1".
Эта краска прошла все суровые тесты и получила сертификат "space qualified", то есть доказала свою способность отправиться в длительное космическое путешествие. Этой краской заполнили стеклянный шарик с внутренним диаметром 2 см, а этот шарик поместили в прозрачный кубик из полиметилметакрилата. Теперь эту конструкцию укрепят на внешней поверхности зонда. Таким способом Ferrari решила отметить победу своего гонщика (Михаэля Шумахера) в последнем чемпионате "Формулы 1". По этому поводу было подписано специальное соглашение с Европейским космическим агентством.
Краске от Ferrari предстоит выдержать все прелести космического полета с высокими температурами во время запуска и с могильным холодом межпланетного пространства. Mars Express отправится к Марсу в 1 июня 2003 г. с космодрома Байконур на ракете "Союз". На околомарсианскую орбиту он выйдет со скоростью 10,8 тысяч км/час. Такие скорости Шумахеру и не снились.
Во время своей экспедиции Mars Express будет искать на Марсе признаки наземных и подземных водных потоков. В течение марсианского года (687 земных дней) он будет фотографировать поверхность той планеты. С этого зонда к поверхности Марса отправится спускаемый аппарат Beagle 2, на котором установлены приборы для подробного исследования образцов марсианского грунта и камней.
NASA строит новый телескоп самолетного базирования
5,5 лет назад космическое агентство NASA начало работу над проектом нового инфракрасного телескопа, который предназначается для установки на специально оборудованный самолет. Это будет самая большая "самолетная" обсерватория в мире.
Называется эта обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). Она будет оборудована на борту специально модернизированного самолета Boeing 747SP . Недавно на завод, где ведется сборка этой обсерватории, из Аэрокосмического центра Германии, расположенного в окрестностях Бонна, прибыла основная конструкция телескопа. Его диаметр составляет 2,5 м. Оптика для него была изготовлена немецкой компанией Kayser-Threde, а сам телескоп был собран тоже немецкой компанией MAN Technologies AG.
В США телескоп отправился на грузовом самолете Airbus Beluga. Основные системы телескопа в сборе весят 11,5 тонн, а его диаметр вместе с упаковкой составляет 4,6 м. Только основное зеркало телескопа весит около 2 тонн, а остальные конструкции вместе со вспомогательным зеркалом - 900 кг.
Теперь телескоп предстоит установить на борт самолета Boeing 747SP. Эти работы должны быть завершены к весне 2003 г., после чего до осени будущего года будут идти наземные испытания всех систем. А в первый полет обсерватория SOFIA отправится только весной 2004 г.
Потом этот самолет будет работать в исследовательском центре им. Эймса. Туда он прибудет в мае или июне 2004 г. для проведения окончательных испытаний, а полномасштабные астрономические наблюдения SOFIA начнет в конце 2004 г. Выглядеть это будет следующим образом: несколько ночей в неделю самолет с телескопом будет подниматься на высоту не менее 12,5 км (в атмосфере на этой высоте уже практические нет водяного пара, задерживающего ИК-излучение), и там телескоп будет работать в течение нескольких часов.
Самолетный телескоп SOFIA будет вести наблюдения за районами образования новых звезд, за центром нашей галактики, а также за дисками, окружающими молодые звезды, где могут образовываться планеты.
Стоимость проекта по разработке и постройки телескопа SOFIA составляет 484 млн дол., а его эксплуатация обойдется в 40 млн дол. в год.
Венера все ярче и ярче
До конца сентября самым ярким событием на ночном небе будет Венера. Она и так сейчас выглядит как самая яркая звезда, но в течение ближайших недель она станет еще ярче. Возможно также, что в это время можно будет наблюдать такое редкое явление как планетарные столбы.
Чаще всего приходится видеть это явление в применении к Солнцу, реже - к Луне. Это оптический эффект, возникающий в атмосфере, если светящееся небесное тело находится вблизи горизонта. Свет от Солнца или Луны, отражающийся от граней кристаллов льда в перистых облаках, может создавать сверкающие вертикальные столбы света выше и ниже солнца. Если солнце находится низко над горизонтом, то при отражении света в кристаллах льда в верхних слоях атмосферы могут возникать также яркие боковые пятна света слева и справа от солнца на той же высоте.
Аналогичные атмосферные явления могут, как выяснилось, наблюдаться и с Венерой. Но это бывает очень редко. Пока этому есть только одно свидетельство: столбы света сверху и снизу от Венеры в апреле этого года сфотографировала астроном Кэрол Лакомиак (Carol Lakomiak) из Томагавка (шт. Висконсин). По ее словам, это явление наблюдалось очень короткое время. По мнению физиков, идеальное время для наблюдения светящихся столбов у Венеры - вечером между 21:30 и 22 часами, когда Венера находится близко к горизонту, а небо уже темное.
|