12 сентября 2002 г.

Бывший астронавт обвиняется в избиении человека, усомнившегося, что тот был на Луне

Как Юпитер получил свои полосы

Новая загадка пояса Койпера

Российские космонавты примут участие в переписи населения

НАСА готовит замену телескопу "Хаббл"

В июле 1969 г. астронавт NASA Эдвин ("Базз") Олдрин (Buzz Aldrin) стал вторым человеком, ступившим на поверхность Луны. Однако вот уже много лет в прессе и на телевидении появляются материалы, авторы которых пытаются доказать, что американцы на самом деле не были на Луне, а все фотографии и фильмы, сделанные там, это просто монтаж и мистификация.

На этой неделе в Беверли-Хиллс между Баззом Олдрином, которому сейчас 72 года, и неким режиссером Бартом Сибрелом (Bart Sibrel) 37 лет от роду произошла неприятная сцена.

По словам самого Сибрела, он подошел к Олдрину и потребовал от него поклясться на Библии, что он на самом деле был на Луне. Кроме того, Сибрел назвал Олдрина негодяем за то, что тот берет деньги за интервью, рассказывая о том, чего он на самом деле не делал. В ответ он получил от Олдрина удар кулаком в челюсть.

Весь этот инцидент был заснят на пленку для фильма Сибрела, который должен рассказать о том, что астронавты Apollo 11 просто сфабриковали все свидетельства своей экспедиции на Луну. Сибрел также утверждает, что обнаружил фильм из архива NASA, где показано, как астронавты экипажа Apollo 11, в составе которого был Базз Олдрин, ставят перед иллюминатором своего корабля транспарант с фотографией Земли и снимают ее на пленку, чтобы все выглядело так, как будто они летят на Луну.

Адвокат Олдрина Роберт О'Брайен (Robert O'Brien) утверждает, что его клиент просто защищался после того, как получил удар Библией.

Как бы там ни было, но Сибрел заявил, что подаст в суд на бывшего астронавта за нанесение телесных повреждений.

Как Юпитер получил свои полосы

Если наблюдать Юпитер или Сатурн в телескоп, то первое, что бросается в глаза - это четко выраженные полосы на их видимой поверхности. Эти полосы образуются в атмосфере в результате сильных ветров, имеющих определенную направленность. На днях в журнале The American Institute of Physics Bulletin of Physics News появилась статья ученых из университета южной Флориды и университета Бен Гуриона, где авторы описывают сознанную ими компьютерную модель планет-гигантов, к коим относится и Юпитер.

Эта модель показывает, как вращение планеты и почти двумерные атмосферные турбулентности могут объединять свои "усилия", в результате чего образуются такие крупномасштабные структуры, как четкие полосы опоясывающие всю планету.

В принципе, ученые уже давно подозревали, что за образование полос на планетах-гигантах ответственно взаимодействие между вращением планеты и крупными турбулентностями в ее атмосфере. В представленной модели это явление просто описано численно. Эта модель позволяет объяснить парадокс, когда на далеких от солнца планетах наблюдаются сильные атмосферные ветры, хотя энергия солнца для поддержания этих ветров убывает с увеличением расстояния до солнца.

Кроме того, исследователи обнаружили, что атмосферы более дальних от Солнца планет, рассеивают меньше энергии, чем атмосферы более теплых планет, расположенных ближе к Солнцу. Хотя они получают от Солнца меньше энергии, они более экономно расходуют ее. Поэтому из всех газовых гигантов именно на Нептуне наблюдаются самые сильные ветры, хотя он находится дальше всех от Солнца.

Новая загадка пояса Койпера

Руководитель отдела космических исследований Исследовательского института Юго-запада, штат Техас (Southwest Research Institute) доктор Алан Штерн (Alan Stern) исследовал процесс формирования спутников у объектов пояса Койпера (KBO, Kuiper Belt Object), обнаруженных на протяжении 2001 года, и число таких объектов оказалось неожиданно большим - более 500. Обнаружение подобных двойных или, возможно, квазидвойных объектов, причем в значительном количестве, стало настоящим сюрпризом для астрономов.

Первый спутник был обнаружен около года назад, но за прошедшее время этот список двойных объектов пополнился еще шестью КВО. К недоумению астрономов, совместные наблюдения, проводившиеся с помощью наземных инструментов и телескопа "Хаббл", показали, что во многих случаях спутники КВО своими размерами вполне сравнимы с центральным объектом.

Доктор Штерн провел исследование с целью выяснить, каким образом могут образовываться подобные двойные системы. Стандартная модель формирования крупных спутников предполагает, что они образуются в результате столкновения родительского объекта с крупным объектом. Подобная модель позволяет удовлетворительно объяснить формирование двойных астероидов, системы Плутон - Харон, а также может быть непосредственно применена к объяснению процесса формирования системы Земля - Луна.

Исследование Штерна поставило под сомнение ряд положений этой теории. В частности, для образования объектов необходимы столкновения с энергией, которые весьма маловероятны с учетом возможного количества и массы объектов пояса Койпера как в его исходном состоянии, так и в современном.

Отсюда следуют два возможных объяснения - либо формирование двойных объектов происходило не в результате столкновений, либо коэффициент отражения поверхности объектов Койпера (с его помощью определяется их размер) существенно недооценен.

Разрешить дилемму, по мнению Штерна, поможет новый космический инфракрасный телескоп НАСА SIRTF (Space Infrared Telescope Facility), запуск которого намечен на следующий год.

Российские космонавты примут участие в переписи населения

11 сентября сотрудники Центра управления полетами (ЦУП) сообщили, что на борт Международной космической станции (МКС) будут доставлены опросные листы Всероссийской переписи населения, которые будут заполнены российскими членами экипажа.

Старт "Прогресса" с космодрома Байконур запланирован на 25 сентября 2002 г. Получив опросные листы, космонавты Валерий Корзун и Сергей Трещев заполнят их авторучкой со специальными чернилами, для письма в условиях невесомости. Заполненные опросные листы после этого будут доставлены на Землю. В настоящее время экипаж 4-й постоянной экспедиции завершает последний этап своей работы на станции. Сегодня космонавты приступили к укладке и инвентаризации удаляемого со станции оборудования. Отработавшее свой ресурс, оно будет затоплено.

НАСА готовит замену телескопу "Хаббл"

После года колебаний НАСА отдало предпочтение компании TRW - она получила заказ на создание космического телескопа нового поколения стоимостью $825 млн. Вывод на орбиту запланирован в 2010 году, тогда он и заменит телескоп "Хаббл". Главная миссия нового телескопа - приоткрыть тайну эволюции Вселенной до того времени, когда произошел Большой Взрыв, и начали формироваться галактики. Для этого на телескопе будет установлена специальная оптика, работающая в инфракрасном спектре.

Новый телескоп будет оснащен главным зеркалом диаметром 6,5 метра; тем самым он будет собирать в семь раз больше света, чем телескоп "Хаббл". Поскольку монолитное зеркало такого диаметра и соответствующего веса вывести на орбиту имеющимися носителями невозможно, принято решение произвести его окончательную сборку уже в космосе - компания TRW выиграла контракт по сборке зеркала именно в космосе - к двухметровому центральному сегменту будут добавлены 2 двухметровых "крыла". Составное зеркало будет выглядеть подобно цветку - центральный сегмент размером 2 на 6,5 метра, а также два раскладывающихся "крыла".

Изначально НАСА планировало создать инструмент с диаметром главного зеркала восемь метров, однако бюджетные ограничения внесли соответствующие коррективы. Оптика телескопа рассчитана на работу в диапазоне от 0,6 до 28 мкм, то есть в инфракрасном спектре. Для сравнения, у телескопа "Хаббл" рабочий диапазон составляет от 0,2 до 2,5 мкм, то есть соответствует видимому диапазону. Пространственное разрешение обоих инструментов будет примерно одинаковым - около 0,1 угловой секунды.

Телескоп будет расположен в космическом пространстве в так называемой "точке Лагранжа", или в точке либрации системы Земля - Солнце. Она расположена на отрезке прямой, соединяющей оба тела, на расстоянии 1,5 млн. км от Земли по направлению к Солнцу. Закрывать телескоп от солнечного излучения будет огромный экран размером с теннисный корт. Он позволит снизить температуру телескопа до 223 градуса Цельсия -такой, при которой можно обеспечить наиболее эффективную работу датчиков инфракрасного излучения.

Предполагается, что новый телескоп, в отличие от телескопа "Хаббл", будет неремонтопригоден после выведения в космос.