18 сентября 2002 г.

Пегги Уитсон стала первым начальником МКС по науке от NASA

Астрономы NASA обнаружили неизвестные науке черные дыры

Летчику-космонавту Николаю Рукавишникову исполняется 70 лет

Открыта еще одна далекая планета

Астрономы, работающие на Англо-Австралийском телескопе в Новом Южном Уэльсе в Австралии, сканируя южное полушарие звездного неба в поисках далеких планетных систем, похожих на нашу, обнаружили то, что искали. На расстоянии 100 световых лет от нас вокруг звезды "тау 1" в созвездии Журавля вращается планета, по размерам сходная с Юпитером. Период ее обращения вокруг этой звезды, похожей на наше Солнце, составляет 4 земных года. Радиус ее орбиты втрое превышает радиус орбиты Земли.

Эта планета еще раз подтверждает теорию, что планетные системы, подобные солнечной, где крупные планеты находятся дальше относительно мелких, в нашей галактике составляют большинство. Ко второй малочисленной группе принадлежат системы, где массивные планеты располагаются близко от своей звезды.

Конечно, увидеть планету около звезды "тау 1 Журавля" непосредственно в телескоп невозможно, она слишком далеко. Ее существование зафиксировали косвенными методами: по "вздрагиванию" звезды под действием гравитационного поля планеты; и по доплеровскому сдвигу излучения звезды.

Цель этих исследований - найти планетную систему, похожую на нашу. Тогда мы сможем определить свое место в нашей галактике.

Кстати, новая планета оказалась чуть ли не сотой по счету в каталоге далеких планет. Но точно ее номер назвать пока невозможно, так как недавно одну из открытых ранее планет из таковых разжаловали. Оказалось, что это была не планета, а оптический обман: эффект прохождения планеты по диску звезды, создавали перемещающиеся пятна на поверхности самой звезды (на нашем Солнце тоже есть такие пятна). Тогда же было сказано, что среди далеких планет есть несколько кандидатов на разжалование по тем же самым причинам.

Зонд Rosetta прибыл на космодром Куру на Ан-124

20 января 2003 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане должна стартовать ракета Ariane 5, которая выведет в космос исследовательский зонд Rosetta, построенный Европейским космическим агентством. Цель его миссии - встреча с кометой Виртанен, ее исследование с близкого расстояния с околокометной орбиты и посадка на ее ядро.

Конструирование и сборка зонда шли 4 года. После многочисленных испытаний и проверок работы всех систем, которые велись несколько месяцев, зонд Rosetta вместе со спускаемым аппаратом и большой антенной-тарелкой погрузили в защитный металлический контейнер размером с комнату и на специальном трейлере повезли из Европейского центра космических исследований и технологий в Ноорвике (Голландия) в аэропорт близ Амстердама.

В этом контейнере не было только солнечных панелей зонда, которые отправили на космодром Куру несколько недель назад. В аэропорту контейнер с зондом и наземное оборудование общим весом 62 тонны погрузили на зафрахтованный самолет Ан-124, который доставил все это на атлантическое побережье Южной Америки в ближайший к Куру аэропорт Кайенн.

Сейчас Rosetta находится в одном из ангаров на территории космодрома. Теперь ему предстоит подготовка к запуску, которая займет около четырех месяцев. В первых числах января 2003 г. зонд вместе с разгонным блоком должны установить на ракету Ariane 5. Ну а потом старт. Экспедиция эта уникальна хотя бы потому, что зонду впервые предстоит совершить посадку на ядро кометы (на астероид зонд NEAR, кстати, совершенно для этого не приспособленный, уже садился).

Росавиакосмос ведет переговоры с "Пепси" о призовом полете в космос

Росавиакосмос ищет разные способы коммерциализации космических полетов. Два космических туриста, заплатившие по 20 млн дол., уже слетали на МКС на корабле "Союз". С третьим туристом, правда, ничего не вышло (с поп-звезды Лэнса Басса теперь бы деньги получить за проведенный курс молодого космонавта). Ну что же, бывает.

Теперь Росавиакосмос ведет переговоры с компанией Pepsi по поводу нового телевизионного космического игрового шоу. Эта игра будет идти на одном из американских телевизионных каналов, а ее победитель получит приз: полет на Международную космическую станцию на борту корабля "Союз". Тут уж Pepsi, наверное, вовремя заплатит все деньги. По слухам, сумма здесь будет побольше - около 35 млн дол.

С Pepsi Росавиакосмос уже как-то имел коммерческие отношения: в 1996 г. два российских космонавта надули рекламную банку "Пепси-колы" и развернули в открытом космосе за бортом станции "Мир" транспарант с надписью Pepsi.

Пегги Уитсон стала первым начальником МКС по науке от NASA

Администратор NASA Шон О'Кифи (Sean O'Keefe) назначил астронавтку Пегги Уитсон (Peggy Whitson), которая в составе пятого долговременного экипажа находится на борту Международной космической станции (МКС), "офицером" МКС по науке от NASA (NASA ISS Science Officer). Тем самым он подчеркнул, что МКС, которая постоянно обитаема уже почти два года, все больше становится местом для научных исследований, то есть, начинает выполнять свою основную задачу.

Пегги Уитсон, которая имеет докторскую степень по биохимии, стала первым "постоянным исследователем", прибывшим на станцию (до нее все больше были профессиональные астронавты и космонавты). Хотя она тоже является астронавтом NASA, в отряд астронавтов она пришла, уже поработав в NASA научным сотрудником и получив за свою научную деятельность немало наград. Она участвовала в подготовке экспериментов, которые потом проводились во время экспедиций на борту "шаттлов" и в научной программе совместного проекта "шаттл"-"Мир" (она была сопредседателем российско-американской рабочей группы по науке проекта "шаттл"-"Мир").

Отныне в каждом долговременном экипаже МКС один из американских астронавтов будет начальником по науке от NASA. Он будет отвечать за контакты экипажа с заказчиками исследований, проводимых на борту, с разработчиками научного оборудования, интеграторами и инструкторами. После завершения полета начальник по науке не сложит с себя эти обязанности до тех пор, пока не будут разрешены все вопросы с экспериментами, проведенными на борту, и не проведен анализ их результатов. Все это предстоит Пегги Уитсон после того, как в ноябре этого года на смену пятому экипажу на "шаттле" Endeavour на МКС прибудет шестой экипаж (Бауэрсокс, Бударин и Петти).

Астрономы NASA обнаружили неизвестные науке черные дыры

Американские астрономы объявили об открытии неизвестного науке типа черных дыр.

Согласно утверждению газеты The Washington Post, группа исследователей из института в Балтиморе, используя космическую обсерваторию Hubble Space Telescope, обнаружили небольшую по космическим масштабам черную дыру в созвездии Пегаса, на расстоянии около 32 тысяч световых лет.

Необычность открытия состоит именно в размерах черной дыры, которая всего в четыре тысячи раз массивнее Солнца.

Таким образом, это открытие опровергает существовавшее ранее убеждение, что черные дыры являются одними из самых колоссальных космических объектов во Вселенной и вносит еще больше неопределенности в определение природы черных дыр.

Еще одна группа ученых из Калифорнийского университета также обнаружила в скоплении звезд в Туманности Андромеды черную дыру с массой в 20 тысяч раз превышающей массу Солнца. Расстояние до этого объекта около двух с половиной миллионов световых лет.

Ранее было известно, что в центре большинства галактик находятся черные дыры во многие миллионы раз массивнее нашей звезды.

Новые черные дыры зафиксированы в так называемых шаровых звездных скоплениях, которые не являются, собственно, галактиками, а лишь спутниками гигантских галактических систем, таких как Млечный путь.

Шаровые системы состоят из самых старых звезд в космическом пространстве и поэтому представляют особый интерес для науки, как источник знаний о происхождении Вселенной.

Летчику-космонавту Николаю Рукавишникову исполняется 70 лет

Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля. На его счету три орбитальных полета. В годы соревнования СССР и США в космосе Рукавишников проходил подготовку по советской "лунной" программе. Программа была свернута, но готовность к экстремальному пилотированию пригодилась космонавту в апреле 1979 года в полете на корабле "Союз-33" с болгарином Георгием Ивановым. Тогда из-за отказа основного двигателя корабль с экипажем мог уйти с орбиты в открытый космос. И впервые в истории космонавтики Николай Руковишников совершил посадку на аварийных двигателях.