19 сентября 2002 г.

Atlantis отправится на МКС удлинять железную дорогу

Воду на далеких планетах уже нашли

Спутники дешевле всего запускать в Индии

Ракета Atlas 2AS вывела на орбиту испанский спутник связи

Очередной старт на космодроме на мысе Канаверал прошел вчера вечером почти без проблем, а погода была просто идеальной. В 18:04 по местному времени (19 сентября в 2:04 по московскому времени) ракета Atlas 2AS, на борту которой был испанский телекоммуникационный спутник Hispasat 1D, оторвалась от стартового стола.

Через 10 минут разгонный блок Centaur вместе со спутником вышел на временную околоземную орбиту. Еще через 14 минут включился двигатель разгонного блока, и спутник был выведен на сильно вытянутую эллиптическую геосинхронную переходную орбиту.

Спутник Hispasat 1D построен компанией Alcatel Space для испанской компании Hispasat. Его стартовый вес составляет 3250 кг. Теперь ему предстоит с помощью собственного двигателя выйти на геостационарную круговую орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором в точке с координатой 30 градусов западной долготы. Работать ему предстоит в течение 15 лет. С помощью своих 28 ретрансляторов Ku-диапазона Hispasat 1D будет обеспечивать работу служб цифрового телевидения и передачи информации на территории Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и некоторых районов Северной и Южной Америк.

Сейчас в космосе находятся три спутника, принадлежащих компании Hispasat - Hispasat 1A, 1B и 1C. Последний был запущен на орбиту 2 года назад, а первые два будут выведены из эксплуатации в конце 2003 г., их и заменит спутник Hispasat 1D. За спутник, его запуск, страховку и наземное обслуживание компания Hispasat заплатила 194 млн дол.

Следует еще отметить, что это был 62-й по счету запуск ракеты Atlas 2AS, все они были успешными, а первый состоялся в декабре 1993 г.

NASA починило все шаттлы и транспортные платформы

После устранения обнаруженных неполадок американские шаттлы готовы вновь подняться в космос, сообщает Reuters.

Представитель NASA Шон О'Кифи (Sean O'Keefe) в среду заявил о том, что все четыре шаттла после трех месяцев ремонта пригодны к эксплуатации. Трещины в топливопроводах, обнаруженные в конце июня, заделаны. Также ликвидированы повреждения в конструкции платформ, используемых для доставки шаттлов из ангаров на стартовую площадку. Все опоры платформ, в которых были трещины, заменены. Инженеры NASA считают, что трещины в опорах появились еще в 60-х годах, когда в ходе программы "Аполлон" на стартовую площадку платформы доставляли перегруженные ракеты-носители "Сатурн".

По словам О'Кифи, в настоящее время весь наличный парк шаттлов представляет из себя "технологии вчерашнего дня", однако ни одна из машин пока не будет списана, так как в среднем резерв каждой выработан только на 25 процентов. Самым старым космическим кораблем из четверки шаттлов является построенный 22 года назад "Коламбия". В 1984-85 годах были выпущены "Атлантис" и "Дискавери". Самому молодому шаттлу "Индевор" сейчас 13 лет.

Шаттл "Атлантис" с 10 сентября находится на стартовой площадке космического центра имени Кеннеди во Флориде и готов к старту. Полет корабля намечен на второе октября.

Atlantis отправится на МКС удлинять железную дорогу

Руководство NASA официально объявило дату очередного старта "шаттла" Atlantis - 2 октября. Время в соответствии с нынешними правилами указывается только приблизительное - с двух до шести часов пополудни по местному времени. Более точное время запуска будет объявлено за сутки до этого события. Предполагается, что при таком режиме секретности террористы не смогут подготовить свой теракт против "шаттла".

Atlantis должен в очередной раз отправиться к Международной космической станции (МКС). Туда он повезет очередной фрагмент каркаса станции - ферму S1 длиной около 15 м. Ее присоединят к центральной ферме каркаса S0. На ферме S0 имеется первый фрагмент железной дороги, по которой будет перемещаться робот-манипулятор Canadarm2. На ферме S1 тоже уже смонтированы рельсы, так что с ее присоединением космическая одноколейка станет вдвое длиннее. На рельсах на ферме S1 сейчас установлена тележка, которую астронавты во время предстоящих выходов в открытый космос будут катать вручную. Кроме того, на ферме S1 имеются системы охлаждения и электропитания для оборудования станции.

На Atlantis'е на МКС полетит следующий экипаж: командир Джефф Эшби (Jeff Ashby), пилот Пэм Мелрой (Pam Melroy) и специалисты Дэвид Вулф (David Wolf), Сандра Магнус (Sandra Magnus), Пирс Селлерс (Piers Sellers) и российский космонавт Федор Юрчихин. Последние трое летят в космос впервые. Для командира Джеффа Эшби и Дэвида Вулфа это будет третий полет, а для Пэм Мелрой - второй. Кстати, Дэвид Вулф в 1997-1998 годах провел 119 дней на российской станции "Мир". Ему вместе с Пирсом Селлерсом в этой экспедиции предстоит сделать три выхода в открытый космос для монтажа новой фермы и подключения всех ее систем.

Напомним, что это будет первый полет "шаттла" после довольно длительного перерыва, который NASA было вынуждено устроить после того, как во всех "шаттлах" в топливопроводах были обнаружены мелкие трещины. Причину и время образования этих трещин выяснить так и не удалось, но решено было их заварить и заполировать. Из-за этого все запуски, намеченные после 19 июля, были отложены.

Воду на далеких планетах уже нашли

Итальянские астрономы из римского Института космических и планетарных наук обнаружили в атмосферах планет, вращающихся вокруг далеких звезд, признаки воды. Воду нашли с помощью 32-метрового радиотелескопа, который зафиксировал идущее от них мазерное микроволновое излучение молекул воды. Причем излучение молекул воды было зафиксировано в трех планетарных системах.

Открытие это можно назвать историческим, поскольку до сих пор открывали только сами далекие планеты и то, только по косвенным признакам. Правда, наличие в атмосфере воды еще не говорит о том, что на этой планете есть жизнь, но она является необходимым условиям наличия этой жизни (какая она есть в понимании "земного" человечества).

Спутники дешевле всего запускать в Индии

Индия, конечно, бедная страна, но у нее есть космические ракеты, и она, хоть и не часто, запускает спутники на околоземные орбиты. Причем делает это дешевле всех в мире. Например, на прошлой неделе индийская ракета PSLV-C4 вывела на геосинхронную переходную орбиту высотой 36 тыс. км первый индийский метеоспутник METSAT весом в тонну. Индийскому бюджету это обошлось всего в 15 млн дол.

Особо следует отметить, что до сих пор ракета PSLV выводила спутники (и свои, и иностранные) только на полярную солнечно-синхронную орбиту выстой 800-900 км, а теперь после определенной модернизации она может забрасывать спутники на геостационарные орбиты высотой 36 тыс. км. Именно на такие орбиты обычно выводятся телекоммуникационные спутники. Такие запуски стоят гораздо дороже, так как для них используются более крупные ракеты с более мощными двигателями и другим топливом.

В октябре прошлого года Индия запустила с помощью "полярной" ракеты PSLV сразу три спутника: свой, немецкий BIRD и бельгийский PROBA. Иностранные спутники весили, соответственно, 92 и 94 кг. За их вывод на низкие околоземные орбиты Индия получила по миллиону долларов за каждый. Причем орбиты эти были разные: у BIRD круговая высотой 569 км, а у PROBA - эллиптическая с параметрами 568 на 638 км.

С каждым запуском ракета PSLV постепенно наращивает свою грузоподъемность и возможности. Если в 1980 г. она выводила на околоземную орбиту полезную нагрузку весом 40 кг, то сейчас она может запустить на низкую околоземную орбиту спутник весом в три тонны или спутник весом в тонну на высокую геосинхронную орбиту.

Три года назад, запуск ракеты PSLV обходился Индии в 20 млн дол., но тогда же Китай на запуск сравнимой по мощности ракеты Long March 3B тратил в 12 раз больше. Руководство индийским космосом ожидает увеличения спроса на услуги по запуску низкоорбитальных спутников, а для них отлично подходит ракета PSLV, дешевая и надежная. За прошедшие годы Индия заработала на космических запусках более 100 млн дол.

А сейчас в индийские ракетчики работают над более крупной ракетой GSLV, которая будет выводить спутники на геосинхронные орбиты. В этой ракете используются российские криогенные двигатели. Пока каждый запуск такой ракеты стоит 300 млн дол., но со временем цены наверняка снизятся.