Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

20 сентября 2002 г.

Содержание

Действительно кусок ракеты, а не новая луна

Новое применение системы GPS

Индия провела испытания собственного криогенного ракетного двигателя

Метеорит в Шри-Ланке сжег деревья и засыпал обломками полгектара

Странные черные дыры в неожиданном месте

Новые космические аппараты с "солнечным парусом" запустят в 2003 году

Планета красной мечты

Антиматерия поможет разгадать тайны вселенной



Действительно кусок ракеты, а не новая луна

Напомним, что в начале сентября один астроном-любитель из Калифорнии обнаружил на околоземной орбите примерно вдвое дальше Луны новый объект, делающий виток вокруг Земли приблизительно за 50 дней. Он предположил, что это неизвестный до сих пор спутник нашей планеты и послал соответствующую заявку в Центр малых планет, где объекту присвоили наименование J002E3.

Довольно скоро профессиональные астрономы были вынуждены разочаровать коллегу-любителя. Небольшой размер объекта и необычная орбита говорили о его искусственном происхождении. А, понаблюдав за ним несколько дней, они пришли к выводу, что это, скорее всего, обломок ракеты Saturn V. На таких ракетах отправлялись к Луне корабли Apollo.

Затем были проведены более детальные исследования, которые подтвердили первоначальные выводы. Астрономы из Университета штата Аризона подошли к исследованию необычного объекта с той же серьезностью как к исследованиям далеких звезд и галактик.

Проанализировав отраженный от объекта J002E3 солнечный свет, они определили химический состав его поверхности. Оказалось, что поверхность покрыта белой краской, а точнее белилами на основе оксида титана. Именно такой краской покрывали в свое время верхние ступени ракет Saturn. Эти же результаты были получены при исследовании объекта с помощью инфракрасного телескопа.

По мнению специалистов, на этой ракете Saturn мог лететь к Луне один из кораблей Apollo с номером 8, 10, 11 или 12, причем, скорее всего, это был именно Apollo 12, старт которого состоялся в ноябре 1969 г.


Новое применение системы GPS

Специалисты из JPL - Лаборатории реактивного движения НАСА (г. Пасадена, Калифорния) исследуют возможность использования радиосигналов, излучаемых спутниками системы GPS, для картографирования океанических вихрей.

Такие вихри оказывают влияние на климат прибрежных регионов, а также играют немаловажное значение в улучшении показателей промысловой рыбодобычи. По мнению доктора Стивена Лоуи (Stephen Lowe), они представляют собой "одно из наименее изученных составляющих модели климата Земли". Под руководства доктора Лоуи в настоящее время осуществляется эксперимент, который позволит определить, с какой эффективностью можно использовать GPS для определения высот поверхности моря.

Океанические вихри представляют собой области кругового течения, направленные против основного течения. Температура поверхности теплых вихрей выше, чем у окружающей воды, а холодных - наоборот, ниже. Размер вихрей может составлять от 10 до 100 км. Вследствие малых размеров и недолговечности, как правило, их не удается исследовать с помощью современных спутниковых альтиметров. Лоуи и его коллеги предложили использовать для картографирования небольших круговых образований в океане сигналы спутников GPS, отраженные от поверхности воды.

"Вихри невелики по размерам, но роль их весьма велика", - говорит доктор Ю Шао (Yi Shao), коллега Лоуи. - "С ними связаны многие аспекты физики океана, а также климата. Однако мы не обладаем достаточной информацией о них, чтобы учесть вихри при моделировании процессов. Такие вихри во многом определяют погоду в прибрежных районах, они важны для рыболовства, поскольку именно в районах вихревого течения рыба ищет пищу. В открытом океане благодаря вихрям богатые питательными веществами донные слои холодной воды поднимаются к поверхности, играя важную роль в цикле кругооборота углерода на планете".

В ходе первого эксперимента исследователи предполагают зарегистрировать сигналы GPS, отраженные от водной поверхности, и продемонстрировать тем самым возможность их использования для определения высот участков водной поверхности. Следующий эксперимент позволит провести непосредственные измерения высот поверхности океана с точностью, достаточной для картографирования океанических вихрей.

Современные специализированные спутниковые альтиметры позволяют измерить высоту до поверхности океана по времени, необходимому радиосигналу для того, чтобы дойти до поверхности океана и, отразившись, вернуться обратно. Такие измерения позволяют обеспечить точность измерения высот до 2 см, однако только в области, над которой пролетает спутник. Для картографирования всего мирового океана с их помощью требуется до 10 дней. Срок жизни вихрей составляет одну-две недели, так что с помощью спутников удается собрать лишь отрывочные сведения о процессах развития вихрей.

Новая методика позволит проводить измерения высот водной поверхности океана с орбиты с помощью лишь пассивного приемника. Он будет регистрировать сигналы, постоянно посылаемые GPS-спутниками и отраженные от поверхности океана. В каждый момент времени он сможет измерять высоты в десяти различных участках, расположенных в тысячах километрах друг от друга. 10 таких спутников смогут одновременно проводить измерения в ста участках водной поверхности одновременно; тем самым открывается возможность глобального картографирования океанических вихрей.


Индия провела испытания собственного криогенного ракетного двигателя

На прошлой неделе в Индии успешно прошли наземные испытания криогенного ракетного двигателя отечественной разработки. Этот двигатель планируется использовать в самой верхней, третьей, ступени ракеты GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle), которая предназначается для вывода спутников на высокие геосинхронные орбиты.

Такой двигатель, для которого топливом являются жидкий водород и жидкий кислород, считается более эффективным, чем твердотопливные и химические жидкотопливные системы. Правда, обслуживание криогенных двигателей - это довольно непростая задача, требующая соответствующего оборудования и квалифицированного персонала.

Но у индусов во время испытаний все прошло нормально. Сами испытания проводились на специально построенном стенде Центра жидкотопливных двигательных систем в Махендрагири (штат Тамил-Наду). Двигатель проработал 1000 секунд, то есть даже с запасом, так как во время реального полета такой двигатель работает в течение 700 секунд. Кроме того, впервые испытывалась процедура наращивания мощности двигателя в соответствии с заранее заданной программой. Номинальная тяга двигателя составила 7 тонн, как и планировалось.


Метеорит в Шри-Ланке сжег деревья и засыпал обломками полгектара

Недели три назад жители городка Димбулагала, что в 220 км от Коломбо, столицы Шри-Ланки, стали свидетелями падения метеорита (вернее, пока только предполагается, что это был метеорит, это еще должна подтвердить экспертиза). Местные власти сообщили, что в небе произошел взрыв и образовался огненный шар, он этого огненного шара сгорели несколько деревьев, а территория в полгектара оказалась посыпана относительно крупными частицами этого космического камня. Причем метеоритные обломки упали на знаменитую скалу, внутри которой находится древний буддийский храм.

Ученые из Университета Коломбо уже посетили это место, и собрали упавшие частицы. Они довольно тяжелые, а по цвету темно-синие. Первую экспертизу небесных камешков проведут здесь же в Шри-Ланке. Если она подтвердит их метеоритное происхождение, то камешки отправят на экспертизу в NASA.


Странные черные дыры в неожиданном месте

Телескоп "Хаббл" обнаружил в шаровых звездных скоплениях - совершенно неожиданном для астрономов объекте - признаки черной дыры средней массы. Последние данные, полученные от телескопа, позволяют предположить, что во Вселенной существуют подобные черные дыры средней, "промежуточной" массы.

Шаровые звездные скопления состоят из наиболее древних звезд во Вселенной. Если в этих скоплениях в настоящее время имеются черные дыры, то, скорее всего, они были там еще в эпоху формирования этих скоплений. Новые данные, полученные астрономами, свидетельствуют о том, что такие экзотические объекты присутствуют в шаровых скоплениях, хотя они и значительно отличаются от массивных черных дыр, обуславливающих активность ядер некоторых галактик.

"Оказывается, черные дыры куда чаще встречаются во Вселенной, чем предполагалось ранее", - прокомментировал открытие Роланд Ван дер Марел (Roeland Van Der Marel) из института космического телескопа в г. Балтимор. Под его руководством группа ученых исследовала шаровое звездное скопление М15, расположенное в 32 тысячах световых лет от нас в созвездии Пегаса. При этом в центре скопления была обнаружена черная дыра массой около 4 тыс. солнечных масс. Эта оценка была сделана по данным о скоростях, с которыми обращаются звезды в шаровом скоплении вокруг его центра.

Независимо от Ван дер Марела и коллег другая исследовательская группа обнаружила черную дыру массой около 20 тыс. солнечных масс в гигантском скоплении G1, расположенном уже на расстоянии 2,2 млн. световых лет, в созвездии Андромеда. Черные дыры с такой массой весьма необычны, поскольку, если обычные черные дыры имеют массу, лишь немного превышающую массу Солнца, то гигантские черные дыры в галактических центрах в миллионы и миллиарды раз массивнее.

Ранее наблюдения в рентгеновском диапазоне, проведенные обсерваториями ROSAT и Chandra, позволили обнаружить мощные источники рентгеновского излучения в формирующихся галактиках, которые можно интерпретировать как черные дыры "промежуточной" массы.

Обнаружение факта примерной пропорциональности массы черной дыры совокупной массе звезд ее окружения имеет огромную важность для понимания процессов образования галактик, а также позволяет предположить наличие процесса, "связывающего" черные дыры с их "средой обитания".


Новые космические аппараты с "солнечным парусом" запустят в 2003 году

На 2003 год в России запланированы два запуска экспериментальных космических аппарата, которые для передвижения попытаются использовать "солнечные паруса", сообщает РИА "Новости". Об этом в четверг заявил главный инженер Института космических исследований РАН Вячеслав Родин.

"Запуски будут произведены с подводной лодки в Баренцевом море", - сообщил Родин. "Спутники при выходе в космическое пространство раскроют круглые паруса диаметром 20 метров. Приборы, установленные на них, определят действие солнечных и космических лучей на скорость их движения. Таким образом будет установлено - можно ли использовать давление этих лучей в качестве дополнительного энергоресурса", - отметил также Родин.

По его словам, эти эксперименты могут иметь "значительные последствия для развития космонавтики". Если подтвердится практически значимое "давление света" на раскрытый над каждым спутником "парус", то этот эффект можно будет впоследствии использовать в качестве постоянной энергии при полетах космических аппаратов.

"Эти эксперименты проводятся нами и космическим Центром имени академика Бабакина совместно с компанией Planetary Society, которая выделила для проведения этих исследований 2 миллиона долларов", - сказал Родин.

В июле 2001 года был произведен первый запуск экспериментального космического аппарата "Космос-1" с "солнечным парусом" на борту. Эксперимент закончился неудачей - спутник не отделился от ракеты-носителя и сгорел при вхождении в плотные слои атмосферы.


Планета красной мечты

Руководители задыхающегося от дыма торфяников Подмосковья в последнее время стали с интересом посматривать в сторону Марса. В Московской области, где находятся флагманы отечественной космической отрасли, не расстаются с мечтой стать пионерами освоения Красной планеты. И хотя пилотируемый полет на Марс даже по самым оптимистичным прогнозам состоится не раньше 2015 года, по мнению конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Леонида Горшкова, готовиться к экспедиции надо уже сейчас.

Г-н Горшков утверждает, что "запуск такой ракеты не потребует от России научных открытий и изобретений". И в бумажно-эскизной работе отечественные инженеры действительно преуспели. Они уже знают, что корабль будет называться "Звезда" и состоять из двух модулей: с экипажем и с двигательной установкой. Собирать корабль планируется на одном из еще не созданных искусственных спутников Земли.

Полет до орбиты Марса, согласно расчетам, займет около года, облет вокруг планеты - чуть меньше двух месяцев, после чего экипаж, исследовав поверхность, возвратится на Землю. Для обеспечения полноценной жизнедеятельности космонавтов российские специалисты уже разработали замкнутую систему циркуляции воздуха, во время полета пригодится и ряд изобретений, уже использующихся на международной космической станции.

"Освоение Марса создаст новые рабочие места, позволит стимулировать широкий спектр технических областей и решить наши социальные проблемы", - заявил вчера на пресс-конференции советник губернатора Московской области по вопросам космонавтики Юрий Караш.

Не просчитали подмосковные специалисты только одного: откуда взять деньги на экспедицию. "По предварительным подсчетам полет человека к Марсу обойдется России в 20 млрд долларов", - сказал Леонид Горшков. И немедленно добавил, что ни у всех предприятий отрасли, ни у "Росавиакосмоса" таких денег нет. Да и на частные инвестиции рассчитывать не приходится.

Естественно, не даст эти деньги и Московская область, всецело одобряющая идею освоения Марса. При этом руководители Подмосковья категорически не приемлют варианты международного сотрудничества, тем более с США. "Эти "боги космоса" во время разработки совместного проекта "Альфа" и так уже сделали Россию крайней. Второй раз мы такого не потерпим!" - возмущался Юрий Караш.

По мнению советника подмосковного губернатора, решение вопроса о выделении этих огромных денег должно остаться за общественностью, точнее за той ее частью, которая "выступает против превращения России в сырьевой придаток Запада". "И вообще, пусть лучше деньги уплывают на Марс, чем за границу!" - заявил г-н Караш.


Антиматерия поможет разгадать тайны вселенной

Революция в науке! Произведена антиматерия! Загадка происхождения Вселенной будет разгадана! Такие заголовки пестрят в ведущих научных изданиях всего мира.

Антиматерия - это зеркальное отображение обычной материи. Как утверждают ученные, в момент Большого взрыва, когда образовалась Вселенная, их количество должно было быть равным. И тот факт, что сегодня все вокруг состоит только из обычной материи, представляет собой сложнейшую загадку для самых больших умов.

Известно, что первые попытки произвести антиводород предпринимались и ранее, но никогда прежде не удавалось получить больше нескольких атомов. Теперь же ускоритель частиц ЦЕРН в Женеве, принадлежащий Европейской организации ядерных исследований, произвел сразу более 50 тысяч атомов.

В ходе эксперимента ученые создали на ускорителе ЦЕРН антипротоны и заперли их в вакуумной камере. Одновременно с помощью радиоактивного материала были созданы позитроны, которые были помещены в другую камеру. Соединив их, был создан антиводород.

Ученые уже назвали это открытие важнейшей вехой в науке, открывающей новые горизонты и позволяющей ученым изучать симметрию в природе и фундаментальные законы физики, управляющие Вселенной. Однако не все научное сообщество сходится во мнении, что в результате эксперимента был получен именно антиводород. По мнению представителей конкурирующих научных институтов, долгий опыт попыток получить антиводород показал, что он не мог и не может появиться. И публикация результатов работы в журнале "Nature" покажет, что они, швейцарцы, ошиблись.

Антиматерия всегда привлекала внимание писаталей-фантастов, которые использовали ее в качестве источника энергии для межзвездных кораблей. Но пока их воображаемым мирам не суждено стать реальностью. На то, чтобы получить антипротоны требуется в 10 миллиардов раз больше энергии, чем тот объем, который вырабатывают эти антипротоны при взаимодействии с обычной материей. К примеру, той антиматерии, которую ускоритель ЦЕРН производит на протяжении целого года, хватило бы на то, чтобы 100-вольтовая лампочка накаливания горела около 15 минут.



Нас считают