25 сентября 2002 г.

Начинается сезон полярных сияний

Динозавров уничтожил "двойной удар"?

В Италии на склонах вулкана Этна проходят испытания роботов-марсоходов

Грузовой корабль "Прогресс 8" освободил место для "Прогресса 9"

Фрагмент ракеты Saturn 5 собирается покинуть околоземную орбиту

"Морской старт" перебирается на сушу?

Начинается сезон полярных сияний

По астрономическому календарю 23 сентября в северном полушарии началась осень. А это означает, что наступил сезон полярных сияний, которые можно наблюдать зачастую гораздо южнее северного полярного круга. Конечно, это не означает, что летом полярных сияний не бывает. Они бывают и летом и весной (например, на этом фото показано северное сияние, которое наблюдали в канадском Квебеке 7 сентября этого года). Но осенью и весной их бывает гораздо больше. Кстати, почему так происходит до сих пор не ясно.

Известно, что полярные сияния - это лишь эффектное следствие вспышек на Солнце. Вылетевший с поверхности Солнца сгусток заряженных частиц приблизительно через 2 дня достигает магнитного поля Земли. Заряженные частицы закручиваются в магнитном поле Земли, бомбардируют молекулы атмосферных газов и заставляют их светиться. Все это происходит на высоте нескольких десятков километров, так что никакой опасности для человека полярное сияние не представляет, зато производит неизгладимое впечатление.

Почему-то именно осенью и весной вспышек на Солнце бывает почти вдвое больше среднегодового уровня, а лето и зима весьма бедны на полярные сияния. Каким образом могут быть связаны времена года на Земле с активностью Солнца? Возможно, это объясняется взаимным расположением магнитных полей Солнца и Земли. Ось вращения Земли, а вместе с ней и магнитное поле, в течение года меняют свою ориентацию относительно Солнца и его магнитного поля. Весной и осенью ориентация эта такова, что магнитное поле Земли как бы "открывает ворота" для солнечного ветра. Однако эффект этот не так уж велик, чтобы количество полярных сияний увеличивалось вдвое. Так что загадка остается неразгаданной.

Динозавров уничтожил "двойной удар"?

Результаты нового исследования позволяют заключить, что катастрофа, приведшая к образованию 65 млн. лет назад гигантского метеоритного кратера Чиксулуб (Chicxulub) в Мексике диаметром 180 км, не был изолированным явлением. В настоящее время именно с этим катастрофическим событием в истории Земли ученые связывают гибель динозавров, как и большинства других видов земной фауны, и последующее доминирование млекопитающих на планете. Вероятно, что многие живые организмы в конце мелового периода были уничтожены двумя или более астероидами, ударившими дублетом.

Саймон П. Келли (Simon P. Kelly) из британского открытого университета и Евгений Гуров из национальной академии наук Украины пересмотрели возраст метеоритного кратера Болтыш на Украине, чей диаметр оценивается в 24 км. Ранее, в 1993 году, его возраст был датирован приблизительно в 73 млн. лет. После проведения многочисленных исследований на предмет установления изотопного возраста кратера исследователи датировали его образование приблизительно в 65,2 плюс-минус 0,6 млн. лет. Возраст кратера Чиксулуб по современным оценкам составляет также 65,5 плюс-минус 0,6 млн. лет.

По утверждению Келли, столкновения Земли с астероидами, при которых возникают кратеры, подобные кратеру Болтыш, происходят примерно один раз в 1,8-3,3 млн. лет. Поскольку у ученых есть серьезные основания полагать, что временной отрезок между расчетным образованием обоих кратеров не превышает 250 тысяч лет, весьма вероятно, что оба события каким-то образом связаны друг с другом.

В дальнейшем Келли планирует провести детальные исследования для установления изотопного возраста других кратеров, чей возраст, по современным представлениям, примерно соответствует возрасту кратеров Чиксулуб и Болтыш. Большинство из них датировано стратиграфическими методами, что дает существенно меньшую точность определения возраста, чем методы изотопного датирования.

В Италии на склонах вулкана Этна проходят испытания роботов-марсоходов

Роботы, созданные учеными Франции, Италии, Германии и США, соревнуются в умении обследовать вулканическую поверхность, сверлить еe и брать образцы грунта. Вулкан Этна был выбран для испытаний неслучайно - поверхность максимально напоминает марсианский пейзаж. Победитель этого соревнования сможет отправиться на Марс.

Грузовой корабль "Прогресс 8" освободил место для "Прогресса 9"

Вчера 24 сентября в 17:56 от модуля "Звезда" Международной космической станции отстыковался грузовой корабль "Прогресс 8". Три месяца назад 29 июня он доставил на станцию топливо, воду, продукты и другие грузы для нынешнего пятого по счету долговременного экипажа. Теперь он освободил стыковочный порт для нового грузового корабля "Прогресс 9", который сегодня вечером должен стартовать с Байконура. Новый "Прогресс" доставит ставшим уже стандартным набор грузов и оборудование для российского сегмента станции. Пользоваться всем этим будет уже следующий экипаж, который должен прилететь на станцию в ноябре этого года на "шаттле" Endeavour.

Перед отстыковкой в старый "Прогресс" загрузили мусор и уже не нужное оборудование. Все это вместе с кораблем сгорит в плотных слоях атмосферы, а что останется - утонет в Тихом океане. Правда, произойдет это недели через две, а до этого момента, установленные на "Прогрессе" камеры будут вести съемку земной поверхности.

Фрагмент ракеты Saturn 5 собирается покинуть околоземную орбиту

В начале сентября один астроном-любитель обнаружил на околоземной орбите странный объект, который он принял за еще один естественный спутник Земли. В Центре малых планет ему даже присвоили номер - J002E3. Однако исследования этого объекта профессиональными астрономами с помощью солидных телескопов показали, что этот он имеет искусственное происхождение. Скорее всего, это фрагмент ракеты Saturn 5, на которой отправился к Луне в ноябре 1969 г. американский корабль Apollo 12. С помощью спектрометра удалось даже выяснить, что этот фрагмент покрашен титановыми белилами.

Расчет орбиты объекта J002E3 показал, что он оказался на околоземной орбите совсем недавно - в апреле этого года, а до этого в течение 30 лет, а точнее, с марта 1971 г., он вращался вокруг Солнца. Этот обломок был захвачен гравитационным полем Земли во время прохода через точку Лагранжа, где силы гравитационного притяжения Земли и Солнца уравновешивают друг друга.

Но, как выяснилось, на околоземной орбите он останется недолго. В июне следующего года в той же точке Лагранжа объект J002E3, скорее всего, снова уйдет на околосолнечную орбиту. Так что можно считать, что шансы его столкновения с Землей или Луной в обозримом будущем практически равны нулю, хотя высказывались и такие предположения.

"Морской старт" перебирается на сушу?

Международный консорциум Sea Launch ("Морской старт") с 1999 года проводит запуски спутников на ракетах "Зенит", стартующих с плавучей платформы, которая находится в Тихом океане на экваторе в точке с координатой 154 градуса западной долготы.

Однако с некоторого времени он начал проявлять интерес к "наземным" запускам. Как сообщается, консорциум, возможно, начнет производить некоторые запуски ракет "Зенит" с космодрома Байконур в Казахстане.

Запуск ракеты с экватора хорош тем, что вращение Земли максимально помогает ракете преодолеть земное притяжение. В результате ракета с тем же запасом топлива может вывести на орбиту более тяжелый спутник. И эта разница в массе спутника может составлять 30 и даже более процентов.

Но, оказывается, далеко не всегда нужно запускать тяжелые спутники. Легкими и средними тоже кто-то должен заниматься. Для запуска таких спутников "Морской старт" и собирается выбраться на сушу. Такой способ вывода относительно небольших спутников на орбиту бывает дешевле. Но запуски из акватории Тихого океана прекращать не планируется. Просто каждый планируемый старт будут обсчитывать и в бухгалтерии, чтобы выбрать самый дешевый вариант. Если все пойдет по плану, то первый сухопутный "Морской старт" состоится в 2004 г.

Консорциуму "Морской старт", чтобы стать прибыльной компанией, нужно запускать 6-8 спутников в год. Пока этот рубеж не достигнут. Возможно, это удастся путем переноса части стартов на сушу.