26 сентября 2002 г.

Пакистан запустит первый собственный спутник

Совместные испытания скафандров, людей и роботов в пустыне Аризоны

Полку магнетаров прибыло

Кометы рядом с Солнцем, опасные сближения

Космический телескоп SOHO ведет наблюдение за Солнцем, находясь в первой точке Лагранжа на прямой соединяющей Солнце и Землю. В поле зрения его камеры периодически попадают кометы, которые пролетают рядом с Солнцем или заканчивают свое существование, сгорая и испаряясь в солнечной топке. На снимке вверху - недавний пример такой кометы-самоубийцы. За 7 лет наблюдений SOHO зафиксировал в окрестностях Солнца более 400 комет.

Астрономы даже выделили кометы, орбиты которых опасно приближаются к Солнцу, в категорию "sungrazer" (можно перевести как "животное, пасущееся радом с Солнцем"). Большинство этих комет имеют очень небольшое ядро, самые маленькие могут иметь менее 10 метров в поперечнике. Оказывается, многие из них прибывают к Солнцу целыми группами. Скорее всего, эти группы, когда-то были едиными кометами, которые развалились под действием высокой температуры во время предыдущего пролета вблизи Солнца.

Если эти фрагменты бывшей кометы переживут очередное сближение с Солнцем, то они, скорее всего, распадутся на еще более мелкие кусочки. Причем наблюдения показывают, что кометы, встретившиеся с Солнцем, могут распадаться на части на довольно большом расстоянии от нашего светила. Например, недавно комета 57P/du Toit-Neujmin-Delporte разлетелась на кусочки уже за пределами орбиты Марса.

Полет нормальный!

Около недели назад с аэродрома в Тилламуке (Tillamook), штат Орегон, в воздух поднялся огромный аэростат, на борт которого был помещен прототип летательного аппарата Eagle. Этот прототип, созданный в рамках исследовательской программы по колонизации Марса, был разработан базирующейся в Виржинии корпорацией Aurora Flight Science и получил название MarsFlyer. Достигнув высоты около тридцати тысяч метров, MarsFlyer был сброшен с аэростата, после чего он расправил крылья и через девяносто минут приземлился на том же аэродроме в Тилламуке.

Во время испытаний были задействованы исключительно встроенные системы навигации и управления полетом, а большая высота позволила в какой-то степени воссоздать условия разряженной атмосферы Красной планеты. По словам специалистов, ни одна из встроенных систем MarsFlyer&rsquoа не дала сбоев, более того, эксперимент показал, что даже для разряженной атмосферы Марса все же может быть создан специальный летательный аппарат.

На Венере обнаружили присутствие жизни

Группа американских ученых обнаружила сразу несколько признаков присутствия на планете живых организмов.

Считается, что из всех планет Солнечной системы Венера пригодна для жизни в наименьшей степени. Атмосферное давление здесь в десять раз выше, чем на Земле. Температура - 460 градусов Цельсия. Да вдобавок еще и облака кислотные.

Ученые Техасского университета в Эль-Пасо придерживаются другого мнения. Они утверждают, что в этих кислотных облаках, окутывающих Утреннюю планету, и скрывается венерианская жизнь.

Ведь, по их расчетам, на высоте 50 км температура падает до 70 градусов, давление приближается к давлению на поверхности Земли. Как сообщил сегодня журнал New Scientist, это значит, что в облаках планеты содержится большое количество воды.

Исследованиями руководил Дерк Шульц-Макуш. "С точки зрения астробиологии, - сказал он, - Венера не безнадежна". Американские и российские исследовательские станции, изучавшие эту планету, получили очень странные данные. По словам Шульца-Макуша, наличие живых существ могло бы многое объяснить.

Молнии и солнечная радиация создают огромное количество окиси углерода, угарного газа, но в атмосфере Венеры его почему-то очень мало. Возникают подозрения, что он каким-то образом на что-то расходуется.

Кроме того, в атмосфере содержатся сероводород и сернистый ангидрид, газы, которые должны вступать друг с другом в реакцию. Ученые говорят, что эти два газа могут присутствовать в атмосфере одновременно только в том случае, если постоянно туда поступают из какого-либо источника.

К тому же на Венере обнаружен газообразный сульфид карбонила - один из признаков присутствия живых организмов.

Шульц-Макуш подозревает, что эти газы могут быть продуктами жизнедеятельности неких микроорганизмов, которые могут использовать в качестве источника энергии ультрафиолетовое излучение Солнца.

Вместе с тем Daily Telegraph в статье, перевод которой публикует Inopressa, отмечает, что многие специалисты отнеслись к этой гипотезе с недоверием.

В частности, Андре Брак из Центра молекулярной биофизики во французском Орлеане отмечает: "Я не очень этому верю. Для жизни нужно гораздо большее количество воды".

"Прогресс М1-9" везет на МКС бланки Всероссийской переписи населения

В среду вечером с космодрома Байконур стартовал грузовой космический корабль "Прогресс М1-9", сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службe Космических войск России. К 21:07 по московскому времени он вышел на расчетную орбиту.

"Прогресс М1-9" направляется к Международной космической станции (МКС), куда он должен доставить различную аппаратуру и продукты, а также бланки Всероссийской переписи населения. Их должны будут заполнить находящиеся на борту станции российские космонавты Валерий Корзун и Сергей Трещев.

По информации командного пункта Космических войск и Главного центра испытаний и управления космическими средствами имени Титова, грузовой космический корабль успешно выполнил маневр по выходу на заданную орбиту, отделение от третьей ступени ракеты "Союз-ФГ" прошло штатно.

Стыковка "Прогресса М1-9" с МКС запланирована на 29 сентября приблизительно в 21:05 по московскому времени. После подъема и коррекции орбиты грузовой корабль в автоматическом режиме пристыкуется к модулю "Звезда" МКС. Он займет место грузового корабля "Прогресс М-46", который покинул станцию 24 сентября нынешнего года.

Очередным космическим туристом может стать житель России

Солист поп-группы N'Sync Лэнс Басс на этой неделе вернулся в Звездный городок. Как сообщает BBC News Online, неудавшийся космический турист намеревается, по крайней мере, завершить курс подготовки к орбитальному полету. Напомним, что Бассу было отказано в полете на Международную космическую станцию, поскольку он и его спонсоры не смогли выплатить стоимость путевки на орбиту, которая составляет 20 млн. долл. США.

Тем не менее, певец собирается завершить все необходимые тренировки и не оставляет надежды однажды все-таки отправиться в космос. До этого на орбите в качестве туристов побывали два человека - американский бизнесмен Деннис Тито и предприниматель из ЮАР Марк Шаттлуорт.

Кто станет третьим космическим туристом, пока неизвестно. Однако NTVRU.com сообщает, что им вполне может стать и россиянин. Помимо Лэнса Басса в Звездном Городке сейчас проходит подготовку предприниматель Сергей Полонский, возглавляющий крупную строительную компанию. Он является поклонником экстремального спорта и уже успел научиться пилотировать самолет "МиГ". В этом случае, полет в космос станет вполне логичным продолжением экстремальных увлечений бизнесмена.

Пакистан запустит первый собственный спутник

Пакистан готовится к запуску первого в истории страны искусственного спутника Земли. По словам министра науки и технологии этой страны Ата-ур-Ремана, первый пакистанский космический аппарат будет запущен уже к 1 декабря текущего года. Он будет выполнять коммуникационные функции, причем шесть из 34 трансподеров спутника будут зарезервированы за научными и образовательными организациями.

По мнению Ата-ур-Ремана, это позволит значительно упростить обмен научной и технической информацией между пакистанскими учеными. Стало известно также о том, что правительство Пакистана намерено значительно увеличить расходы на научные исследования и обеспечить повышение качества образования на всех уровнях.

Кроме того, Ата-ур-Реман подчеркнул, что интерес к перспективным научно-техническим разработкам в мире постоянно растет. В то же время, большинство мусульманских стран уделяют мало внимания развитию науки и образования. Министр считает такую ситуацию опасной и обещает приложить все усилия к развитию науки и технологий в Пакистане, с тем чтобы его страна заняла достойное место на международной арене.

Совместные испытания скафандров, людей и роботов в пустыне Аризоны

Недавно в пустыне Аризоны в течение двух недель шли испытания людей и роботов с перспективой их возможного участия в исследованиях других планет.

Людей одевали в новый скафандр Mark III, который разработан в лаборатории скафандров космического центра им. Джонсона. Прежде всего, проверялась возможность выполнять в этом скафандре ту работу, которую предстоит делать астронавтам: производить топографическую съемку местности, делать измерения, орудовать разными инструментами. Аналогичная программа испытаний была и у робота ERA (Extra Vehicular Activity Robotic Assistant), который репетировал исследование пустынной планеты.

ERA - это мощный, выносливый хорошо оснащенный робот-вездеход с рукой-захватом, бортовым компьютером и батареями питания на топливных элементах. Этот робот может работать в полностью автономном режиме, но также может выполнять функции помощника человека.

Некоторые задачи во время испытаний человек выполнял вместе с роботом, общаясь с ним как с человеком, то есть посредством голоса. Полученные с научных инструментов и с видеокамер, установленных на шлеме скафандра и на роботе-вездеходе передавались по локальной радиосети группе инженеров, наблюдавших за испытаниями "в поле", и через спутник - команде специалистов, которые в это время находились в космическом центре им. Джонсона.

Теперь ученым предстоит обработать собранный материал, сравнить производительность работы людей и роботов, а также определить наилучшее их сочетание для достижения максимальных результатов.

Полку магнетаров прибыло

В недавнем номере журнала Nature была статья, посвященная одному из редких видов нейтронных звезд. На сегодняшний день к этому виду принадлежат всего лишь 5 известных звезд, которые получили название аномальные рентгеновские пульсары (Anomalous X-ray Pulsars, AXP). Их существованию не было никакого физического объяснения. Первая такая звезда была обнаружена в 1982 г.

Однако наблюдения, проведенные с помощью рентгеновского космического телескопа Rossi, показали, что нейтронные звезды AXP на самом деле являются магнетарами, то есть звездами, магнитное поле которых в триллионы раз больше, чем у нашего Солнца. Авторы для иллюстрации мощи этого магнитного поля приводят такое образное сравнение: эта звезда может стереть всю информацию на магнитной полоске кредитной карты на расстоянии 160 тысяч километров.

Нейтронные звезды - это очень плотные объекты диаметром около 15 км, при этом их масса примерно в 10 раз больше массы нашего Солнца. Такая звезда - это ядро, оставшееся после гравитационного коллапса обычной звезды. Нейтронные звезды быстро вращаются вокруг своей оси и испускают рентгеновское излучение. Кроме того, они обладают сильным магнитным полем, поэтому рентгеновское излучение исходит от такой звезды как луч прожектора. Рентгеновский телескоп увидит такую звезду как пульсирующий источник рентгеновского излучения, поэтому такие звезды называются рентгеновскими пульсарами.

Аномальные рентгеновские пульсары отличаются от "обычных" тем, что ученым не удавалось определить, что является для этих звезд источником энергии (ни гравитационная, ни вращательная энергия для них не подходит). Кроме того, излучение аномальных рентгеновских пульсаров можно обнаружить только в рентгеновском диапазоне длин волн, во всех других диапазонах они попросту не видны.

Теперь же астрономам удалось доказать, что источником рентгеновского излучения аномальных рентгеновских пульсаров является магнитная энергия. Это выяснилось, когда один из аномальных пульсаров, а именно пульсар AXP 1E 1048-5937 в созвездии Киль, был замечен в периодическом испускании мягкого гамма-излучения. Такими свойствами, вообще-то, обладает определенный класс нейтронных звезд, и эти звезды имеют магнитное поле в тысячи раз более сильное, чем обычные нейтронные звезды. Поэтому их назвали магнетарами. Раньше было известно всего 5 магнетаров, а теперь с добавлением к ним пяти аномальных рентгеновских пульсаров их стало 10.