3 октября 2002 г.

Радиотелескоп размером с Землю

Под Иркутском с неба упал огромный светящийся камень

Первый терагерцовый лазер готовится отправиться в космос

Завершены испытания космического аппарата "Фотон-М"

В центре Млечного Пути обнаружены спирали из пыли

Запуск "шаттла" Atlantis из-за урагана отложен до понедельника

Радиотелескоп размером с Землю

Астрономы "построили" виртуальный радиотелескоп, размер которого сравним с размером Земли. С помощью этого телескопа можно обнаружить в космосе объект, который в 3 тысячи раз меньше того, который может увидеть космический телескоп Hubble. Виртуальным этот телескоп назван потому, что он объединяет сигналы нескольких радиотелескопов, расположенных на разных континентах. В него входят два телескопа, установленных на территории США и телескопы в Испании, Финляндии и Чили.

Угловое разрешение этого телескопа составляет 50 угловых микросекунд. Это все равно что, находясь в Нью-Йорке увидеть углубления на мячике для гольфа, который находится на другом побережье США в Лос-Анджелесе.

"Виртуальный" телескоп строился постепенно. Сначала были связаны между собой два американских телескопа, которые находятся в штате Аризона на расстоянии 160 км друг от друга. Затем к ним подключили испанский радиотелескоп, а потом и остальные.

Такой метод использования нескольких телескопов для одновременной записи излучения от одного и того же объекта называется интерферометрией со сверхдлинной базой (Very Long Baseline Interferometry, VLBI). При такой технологии сигналы от каждого телескопа хронометрируются с помощью очень точных атомных часов, записываются и комбинируются на суперкомпьютере. В итоге при данном наборе телескопов получился огромный составной телескоп, который улавливает радиосигналы от галактик, расположенных на расстоянии более 3 млрд световых лет от нас.

Теперь в планах астрономов стоит наблюдение за ядром нашей галактики Млечный Путь для детектирования структур, расположенных в окрестности центральной черной дыры.

Под Иркутском с неба упал огромный светящийся камень

В Иркутской области в районе города Бодайбо упал крупный космический объект, сообщает "Интерфакс". Ученые из Института солнечной и земной физики Восточно-Сибирского отделения РАН не исключают, что это мог быть метеорит.

По словам очевидцев, это было очень крупное светящееся тело, похожее на огромный камень. Несмотря на то, что место падения объекта находится в Тайге на значительном расстоянии от населенных пунктов, люди почувствовали сильный толчок и услышали грохот.

Над местом падения видны сполохи и вспышки света.

Первый терагерцовый лазер готовится отправиться в космос

Компания Coherent в сотрудничестве с лабораторией реактивного движения НАСА разработала первый терагерцовый лазер, которому предстоит отправиться в космос. Источник излучения частотой 2,5 ТГц стал первым газовым лазером, удовлетворяющим требованиям, которые предъявляются к приборам, срок работы которых на орбите должен превышать пять лет.

Устройство под названием локальный лазерный осциллятор (Laser Local Oscillator, LLO) будет установлено на борту спутника НАСА AURA, старт которого намечен на 2004 год. AURA станет первым спутником, предназначенным для изучения химического состава низших слоев атмосферы с помощью целого набора различных инструментов. LLO предстоит изучать распределение гидроксильных радикалов в атмосфере, ответственных за разрушение озонового слоя Земли.

LLO представляет собой метаноловый лазер, накачка которого осуществляется с помощью лазера на углекислом газе. Мощность излучения его на частоте 2,5 ТГц составляет 31 мВт. Габаритные размеры всей системы при весе всего 21 кг составляют 75Х30Х10 см. Одной из наиболее сложных в техническом отношении проблем, который пришлось решить разработчикам - это проблема теплоотвода. В результате конструкция LLO была разработана таким образом, что каждый ее элемент, до последнего резистора, призван отводить тепло наружу.

Завершены испытания космического аппарата "Фотон-М"

2 октября на космодроме Плесецк в Архангельской области были успешно завершены испытания автоматического космического аппарата "Фотон-М". Вывод в космос аппарата ракетой-носителем "Союз" планируется осуществить в течение октября.

Космический аппарат "Фотон-М" и ракета-носитель "Союз" разработаны и изготовлены в Самаре на предприятии СКБ "Прогресс". Аппарат предназначен для проведения ряда научных экспериментов. На нем будут отрабатываться космические технологии, производство новых материалов и биологических препаратов в интересах различных отраслей промышленности и науки.

Наряду с российской научной аппаратурой в рамках долгосрочной программы международного сотрудничества, на космическом аппарате "Фотон-М" размещены приборы европейского космического агентства, французского и германского космических агентств. В настоящее время, сообщает "ИТАР-ТАСС", специалисты готовят научную аппаратуру к полету.

В центре Млечного Пути обнаружены спирали из пыли

Мощный телескоп Keck II, который установлен на Гавайях, оснащен инфракрасной камерой, которая позволяет вести съемку на трех разных длинах волн для получения цветных изображений. В инфракрасном диапазоне длин волн можно увидеть в космосе то, что скрыто от глаз в видимом диапазоне длин волн. Например, центр нашей галактики Млечный Путь, который закрыт пылевыми облаками. Но для инфракрасного телескопа пыль не проблема, поэтому с его помощью удалось запечатлеть довольно четкую картину центральной части Млечного Пути, где находится массивная черная дыра, которая в 3 млн раз тяжелее нашего Солнца. Вот этот снимок.

Астрономы уверяют, что это здесь показаны закручивающиеся в спирали облака пыли, которые затягиваются в черную дыру. Этот поток газа и пыли даже имеет свое название Northern Arm (северный рукав). Пыль поглощает видимый свет, испускаемый звездами, расположенными в центре нашей галактики. За счет поглощения видимого излучения пыль нагревается и начинает испускать инфракрасное излучение, и это излучение можно увидеть с помощью ИК-телескопа.

Звезды, показанные на этом снимке должны быть очень яркими, в противном случае они на снимке, сделанном ИК-камерой, были бы очень тусклыми. Например, яркое пятно чуть выше центра снимка - это массивная звезда IRS7, которая относится к классу красных супергигантов. Она как минимум в 100 тысяч раз ярче нашего Солнца.

Запуск "шаттла" Atlantis из-за урагана отложен до понедельника

Руководство NASA решило отложить запуск "шаттла" Atlantis как минимум до понедельника 7 октября. Во всем виноват ураган Лили (Lili), который приближается к Хьюстону, где в космическом центре им. Джонсона находится американский ЦУП. Персонал ЦУПа решено эвакуировать, все системы отключить, а управление МКС полностью передать в российский ЦУП, где российским специалистам будут помогать несколько сотрудников NASA, которые находятся постоянно.

Пик урагана должен был пройти в районе Хьюстона в среду 2 октября, и если он не нанесет каких-то серьезных повреждений ЦУПу, то его системы начнут включать сегодня, и "шаттл" Atlantis сможет взлететь в понедельник.

Из-за переноса старта был остановлен обратный отсчет времени на космодроме на мысе Канаверал, и техники прекратили подготовительные работы к запуску. Когда решено будет вновь начать работы, то обратный отсчет будет продолжен с отметки -11 часов. Если "шаттл" взлетит в понедельник, то это произойдет в период с 14 до 18 часов по местному времени, а более точное время будет объявлено за сутки до запуска.