Boeing будет разрабатывать ядерно-электрический двигатель для космических аппаратов
Космическое агентство NASA заключило контракт с компанией Boeing на разработку новой ядерно-электрической установки для будущих космических зондов, предназначенных для дальних исследовательских экспедиций. В работах также будут участвовать Лаборатория реактивного движения NASA, исследовательский центр им. Гленна, компании Honeywell и Swales Aerospace и Texas A&M и университет Обурна.
Новый двигатель должен быть в 100 раз более мощным и в 30 раз более эффективным, чем современные двигатели на ракетном топливе, используемые в настоящее время в "дальних" зондах. С таким двигателем должно существенно (на несколько лет) сократиться время, необходимое на подлет зондов к месту назначения. И это сэкономленное время будет потрачено на проведение научных исследований.
Boeing будет разрабатывать новый двигатель с использованием технологии преобразования энергии Brayton Power Conversion System (BPCS), которая уже работает в реактивных самолетах и на электростанциях и которая уже была испытана в лабораторных условиях на уменьшенных макетах двигателей.
Контракт между NASA и Boeing предусматривает начального этапа исследований, определение концептуальной конструкции двигателя и плана разработок.
Найдена новая планета Солнечной системы
Астрономы из Калифорнийского технологического института обнаружили новую планету, диаметр которой превышает половину диаметра Плутона. Это крупнейшее небесное тело, открытое с тех пор, как в 1930 году был обнаружен Плутон. Новое небесное тело, получившее имя Куауар (Quaoar), так на языке одного индейского племени назывался "бог", который спустился с небес на Землю, прекратил царящий на ней хаос, а потом создал животных и человека. Объект входит в состав так называемого пояса Койпера. С помощью телескопа Хаббла был измерен его диаметр; он составил около 1250 километров.
Куауар был открыт 2 июня этого года как объект 18,5 звездной величины астрономами Майком Брауном (Mike Brown) и Чедом Трухильо (Chad Trujilio) с помощью автоматизированного 1,2-метрового телескопа в ходе продолжительного многомесячного наблюдения за объектами в поясе Койпера. 5 июля и 1 августа с помощью новой модернизированной камеры, установленной на телескопе Хаббла, удалось получить изображение диска планеты и впервые для объекта пояса Койпера определить диаметр прямыми наблюдениями, а не посредством косвенных оценок. Он оказался равным 1255+/-190 км, т.е. в два раза меньше Плутона и примерно такого же диаметра, как его спутник, Харон. О своем открытии астрономы объявили 7 октября на собрании Отделения планетарных наук (Division of Planetary Sciences) в Бирмингеме, штат Алабама. Новое небесное тело движется по круговой орбите на расстоянии 6,3 млрд. км от Солнца, на 1,8 млрд. км дальше, чем Нептун.
Объект, получивший пока что обозначение 2002 LM60, обращается по круговой орбите радиусом 6,7 млрд. км (44,5 астрономических единицы). Период обращения составляет 285 лет. К настоящему времени астрономам известны уже несколько сот объектов пояса Койпера, первый из которых был обнаружен в 1992 году. Диаметр крупнейших из них до открытия Куауара составлял около 900 километров.
Новое открытие позволяет поставить под сомнение статус Плутона как полноценной планеты, переведя его в разряд одного из объектов пояса Койпера, отличающегося от других, в первую очередь, своими более крупными размерами.
Ряд наблюдений Куауара в инфракрасном спектре позволил подтвердить оценку диаметра планеты, полученную с помощью телескопа Хаббла. Выяснилось, что поверхность планеты отражает примерно 10% падающего света. По всей видимости, она покрыта темным, запыленным льдом - под действием ультрафиолетового излучения органические вещества, входящие в состав льда, за четыре с половиной миллиарда лет превратились в черный деготь. В то же время коэффициент отражения света поверхностью Плутона составляет 60%; предполагается, что такое различие может быть вызвано тем, что орбита Плутона проходит ближе к Солнцу, вследствие чего его ледяная поверхность периодически испаряется, после чего конденсируется вновь, образуя на поверхности каждый раз новый "чистый" слой.
Программа поиска объектов пояса Койпера продолжается, и, возможно, в ближайшем будущем мы узнаем о новых захватывающих открытиях.
Atlantis наконец стартовал
Шаттл Atlantis в понедельник стартовал с миссией к МКС с площадки космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, сообщает Reuters. Запуск произошел в 15:46 по местному времени. Задача Atlantis - доставить на МКС новый сегмент станции.
Нынешний старт - первый после того, как в июне во всех шаттлах NASA были обнаружены неполадки в системе топливопроводов. Несмотря на устранение всех неисправностей, Atlantis так и не смог стартовать по графику - из-за пришедшего в Мексиканский залив урагана "Лили" (Lili) запуск опять был отложен, так как стихия угрожала находящемуся в Хьюстоне контрольному центру NASA, откуда осуществляется руководство миссией.
В понедельник утром, несмотря на установившуюся хорошую погоду, старт опять перенесли, так как на корабле вновь были обнаружены неполадки: на этот раз в одной из резервных водоотводных систем, обслуживающих топливные электрогенераторы.
К середине дня все неисправности устранили, и шаттл смог взлететь. Старт космического аппарата был заснят камерой, установленной на поверхности топливного бака ракеты-носителя. NASA получило видеоизображение первых двух минут полета - до момента отделения твердотопливных ускорителей. Кадры транслировались по всем телеканалам, передававшим репортаж о запуске корабля.
В настоящее время на МКС находится экипаж в составе американки Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и двух россиян - Валерия Корзуна и Сергея Трещева. Экипаж Atlantis везет им в подарок свежие фрукты и ореховый пирог.
NASA просит у Росавиакосмоса гарантий сотрудничества
NASA попросило Росавиакосмос предоставить гарантии того, что Россия выполнит в 2003 г. свои обязательства по программе МКС и обеспечит ее пилотируемыми кораблями "Союз" и грузовыми кораблями "Прогресс".
Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на американский еженедельник Space News, заместитель директора NASA по программам МКС и Space-Shuttle Майкл Костелник в конце сентября направил соответствующее письмо начальнику управления пилотируемых программ Росавиакосмоса Михаилу Синельщикову.
Как пояснила официальный представитель NASA Дебра Ран, запрос подготовлен в связи с недавним обращением в американское космическое ведомство заместителя руководителя Ракетно-космической корпорации "Энергия" Валерия Рюмина, который предупредил, что его компания не может гарантировать своевременное создание кораблей "Союз" и "Прогресс". Рюмин объяснил это отсутствием финансирования со стороны правительства. Такая ситуация может привести к тому, что в 2003 г. не удастся произвести смену экипажа МКС и станция на какое-то время окажется необитаемой из-за отсутствия "корабля-спасателя" и "грузовика".
По данным Space News, Росавиакосмос подверг Рюмина критике за то, что тот обратился к NASA напрямую в обход российского космического агентства. На что Рюмин заявил, что просил Росавиакосмос о выделении дополнительных средств, но ему ответили, что у агентства сейчас нет денег на МКС. Представитель NASA сообщила, что ее ведомство ждет от российских коллег разъяснений по этому поводу "в самое ближайшее время".
Компания JP Aerospace запустила ракету с места будущего коммерческого космодрома
В минувшую субботу 5 октября калифорнийская компания JP Aerospace провела запуск разработанной ею ракеты с пустынной территории одного техасского ранчо. Хозяин этого ранчо бесплатно предоставил JP Aerospace возможность запустить ракету со своей земли.
Это небольшая ракета высотой 4,26 м. За 34 секунды она поднялась на высоту около 6 км и через 5 минут спустилась вниз на парашюте в нескольких километрах от места старта. За всем этим наблюдало около 50 зрителей. Правда, старт пришлось задержать на 3,5 часа из-за сильного ветра, так что им пришлось подождать, но эти ожидания не были напрасными: все были очень довольны зрелищем.
Компанию JP Aerospace можно отнести к малому бизнесу. В ней работают всего 4 штатных сотрудника и 50 волонтеров. Она уже 23 года занимается постройкой и запуском дешевых аэрокосмических систем. JP Aerospace заявляет, что она занимается альтернативной американской космической программой. Она пытается наладить в США частную службу космических запусков и надеется, что на месте субботнего старта ее ракеты через некоторое время будет построен коммерческий космодром.
JP Aerospace собирается зарабатывать на любых применениях своих ракет: от подъема на заданную высоту научного оборудования до всяких трюков. Например, по словам одного из сотрудников компании, некоторые люди готовы платить за отправку на ракете каких-нибудь вещей, которые они потом собираются прибыльно продать на онлайновом аукционе eBay.
|