17 октября 2002 г.

Atlantis отстыковался от МКС и отправился домой

Голубая дуга - след от столкновения галактик

В центре нашей галактики найдена главная черная дыра

Ракета "Протон" вывела на орбиту космическую обсерваторию "Интеграл"

На космодроме Плесецк начато расследование причин аварии ракеты-носителя "Союз-5"

По предварительной версии, взрыв ракеты "Союз-5" произошел из-за отказа двигателя

Из-за аварии в Плесецке может быть отложен запуск очередной экспедиции к МКС

Японцы отложили старт своего зонда, который отправится исследовать астероид

Старт без страховки

Atlantis отстыковался от МКС и отправился домой

Вчера на МКС состоялась очень эмоциональная церемония прощания нынешнего экипажа станции Валерия Корзуна, Пегги Уитсон и Сергея Трещева с экипажем "шаттла" Atlantis, который целую неделю работал на МКС. Подружки Пегги Уитсон и Сандра Магнус даже расплакались.

Atlantis доставил на МКС очередной элемент ее каркаса - 14-тонную ферму, которую смонтировали астронавты "шаттла" Дэвид Вулф и Пирс Селлерс. Всего они сделали 3 выхода в открытый космос для монтажа фермы, установки и подключения ее оборудования. Как выяснилось, не обошлось без сюрпризов. Во время второго выхода в открытый космос Дэвид Вулф обнаружил, что на одном из трубопроводов системы охлаждения не хватает деталей, а именно, соединительных колец (в таком виде его отправили на орбиту), поэтому Вулф не смог подключить этот трубопровод к системе охлаждения. Теперь инженеры NASA проверяют документацию, чтобы выяснить, может быть, на МКС не хватает еще каких-нибудь деталей. В любом случае, исправлять последствия допущенной халатности придется уже другому экипажу другого "шаттла".

Atlantis отделился от МКС на высоте 400 км над российско-украинской границей. По традиции "шаттл" сначала отошел на расстояние порядка 150 м, а потом совершил облет станции, чтобы сфотографировать и сделать видеосъемку ее конструкций, в том числе и тех, которые появились в результате трудов экипажа Atlantis'а. Посадка "шаттла" на мысе Канаверал должна состояться завтра 18 октября в 11:46 по местному времени.

Голубая дуга - след от столкновения галактик

Астрономы обнаружили "шрам", оставшийся после космической катастрофы. Он представляет собой голубую дугу длиной в несколько тысяч световых лет, которая образовалась при столкновении двух галактик. Произошло это от 200 до 400 миллионов лет назад, когда крупная галактика Centaurus A поглотила более мелкую галактику. В результате этого процесса сформировались скопления молодых голубых звезд, которые и образуют голубоватую дугу по внешнему периметру галактики Centaurus A, где плотность "звездного населения" очень низка.

Возможно, именно столкновение галактик приводит к образованию галактического гало, или светящегося ореола, вокруг "победителя": в этом ореоле собираются звезды меньшей по размерам проглоченной галактики. Такие выводы сделаны в статье астрономов Университета Джонса Хопкинса, опубликованной в журнале Astronomical Journal по результатам исследований галактики Centaurus A с помощью 4-метрового телескопа Blanco в Чили.

Галактика Centaurus A находится на расстоянии 10 млн световых лет от нас. Ее можно увидеть даже в бинокль, но только в южном полушарии. Эта галактика имеет четко выраженную центральную полосу из межзвездной пыли, а по ее периметру можно найти признаки бурной активности, что подтверждает гипотезу о произошедшем когда-то столкновении с поглощением соседней галактики. Аналогичные признаки столкновения можно найти и в нашей галактике Млечный Путь.

В центре нашей галактики найдена главная черная дыра

Астрономические наблюдения за звездой, расположенной ближе всего к центру галактики Млечный Путь, подтверждает наличие колоссальной черной дыры в самом сердце звездной системы, сообщает американский телеканал CNN.

Звезда находится всего в 17 световых часах от источника радиоизлучения, известного как Стрелец-А и считающегося центром галактики, и вращается вокруг него с периодом в 15 лет.

Характеристики орбиты звезды позволяют ученым предположить, что масса внутреннего объекта, являющегося центром притяжения, примерно, в 3,7 миллиона раз больше массы Солнца и занимает пространство в три раза большее, чем вся Солнечная система.

Эти данные, по мнению ученых из Института астрофизики имени Макса Планка, свидетельствуют о наличии в самом центре Млечного Пути сверхмассивной черной дыры.

Тем не менее, ученые не исключают альтернативного объяснения интенсивности радиоизлучения объекта Стрелец-А, например, плотного скопления звезд или межзвездной материи.

Современные астрономы полагают, что в центре большинства галактик находятся сверхмассивные черные дыры, которые постепенно затягивают окружающие звезды и меньшие по массе объекты.

Ракета "Протон" вывела на орбиту космическую обсерваторию "Интеграл"

Российская ракета тяжелого класса "Протон-К" успешно вывела на орбиту европейскую автоматическую обсерваторию "Интеграл".

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Космических войск России, ракета стартовала в четверг с космодрома Байконур, отделение спутника произошло в 08:51 по московскому времени.

На борту "Интеграла" установлено около двух тонн аппаратуры, изготовленной Международным консорциумом научных организаций европейских стран, входящих в состав Европейского космического агентства.

Спутник оснащен приборами, способными вести наблюдения за дальним космосом: изучать вспышки пульсаров, регистрировать приходящие к Земле гамма-излучения и электромагнитные волны рентгеновского диапазона, наблюдать за "черными дырами".

Обсерватория будет находиться вне радиационных поясов Земли, которые могли бы исказить результаты наблюдения за дальним космосом. Вывод спутника на такую орбиту может быть осуществлен только российской ракетой-носителем "Протон-К".

Взрыв произошел 15 октября поздно вечером на 29 секунде после старта. Ракета-носитель "Союз-5" должна была вывести на орбиту международный исследовательский аппарат "Фотон-М". Госкомиссия во главе с командующим Космическими войсками Анатолием Перминовым приступила к расследованию причин аварии.

При взрыве ракеты на космодроме погиб солдат срочной службы Иван Марченко. Еще восемь человек получили легкие ранения, из них шестеро госпитализированы. На космодроме есть разрушения стартового комплекса.

Космический аппарат "Фотон-М" предназначен для проведения экспериментов в области космической технологии, производства материалов и биологических препаратов в интересах различных отраслей промышленности и науки, а также осуществления международного сотрудничества на коммерческой основе.

На космодроме Плесецк специалисты выясняют причины аварии ракеты-носителя "Союз-5", взорвавшейся через считанные секунды после старта. Она должна была вывести на орбиту спутник-лабораторию "Фотон-М".

Шестеро военнослужащих, стоявших в момент запуска в оцеплении, получили ранения, один солдат погиб.

По предварительной версии, ракета взорвалась из-за отказа одного из двигателей. Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "халатность".

Сергей Горбунов, руководитель пресс-службы Росавиакосмоса: "По тем данным, которые сейчас есть, один из боковых блоков отвалился от ракеты и полетел самостоятельно. Пока это только предварительная версия. Сейчас там начинает работать государственная комиссия, которая начинает досконально разбираться, что произошло".

До выяснения причин аварии в Плесецке намеченная на 28 октября отправка экспедиции на МКС может быть отложена. Об этом в интервью "Интерфаксу" сообщил начальник отдела внешних связей центра подготовки космонавтов Юрий Богородский.

Из-за аварии в Плесецке может быть отложен запуск очередной экспедиции к МКС

Основной и дублирующий экипажи очередной четвертой экспедиции посещения МКС в среду прибыли на космодром Байконур для прохождения тренировок.

Однако специалисты не исключают того, что намеченный на 28 октября старт пилотируемого корабля "Союз-ТМА" может быть отложен из-за аварии во вторник на космодроме "Плесецк" ракеты-носителя аналогичной серии.

Как сообщает агентство "Интерфакс", специалисты считают целесообразным дождаться, когда будут известны причины этой аварии, и уже после этого осуществлять пилотируемый запуск с Байконура.

"В четверг экипажи весь день будут тренироваться в корабле "Союз-ТМА" и вечером возвратятся в Звездный", - сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" начальник отдела внешних связей центра подготовки космонавтов имени Гагарина Юрий Богородский.

Японцы отложили старт своего зонда, который отправится исследовать астероид

Японцы собирались отправить свой исследовательский зонд MUSES-C к астероиду 1998SF36 в декабре этого года. Вывести зонд в космос должна японская же ракета М-5. Однако, как оказалось, во время проверки работы системы ориентации зонда в пространстве было сломано уплотнительное кольцо одного из регуляторов. Эта поломка потребовала ремонта и проверки всех других уплотнительных колец. Как сообщается, сейчас проблем с системой ориентации нет. Но время для подготовки к запуску было упущено, и теперь зонд MUSES-C придется запускать во время следующего окна запуска, которое наступит в мае 2003 г.

Правда, несмотря на почти полугодовую задержку с запуском, задержки с прибытием зонда к астероиду 1998SF36 быть не должно - таковы особенности траектории полета. Зонд MUSES-C должен взять на астероиде, размеры которого составляют 700х300 км, образцы пород и доставить их на Землю.

Кроме того, на зонде к астероиду полетят 880 тысяч автографов землян. Имена всех желающих, которые записались на сайте Планетарного Общества до 5 июля этого года, выгравировали на алюминиевой пластинке, а эта пластинка сейчас находится внутри целеуказателя. Этот целеуказатель размером с бейсбольный мяч зонд сбросит на астероид, чтобы потом ориентироваться на него при посадке.

Старт без страховки

Более 200 миллионов долларов потеряли в ночь на среду "Росавиакосмос" и Европейское космическое агентство из-за катастрофы ракеты-носителя "Союз-У" в Плесецке.

Взрыв двигателя ракеты, которая должна была вывести на орбиту международный научный спутник "Фотон-М", стал самым сильным ударом по репутации отечественных носителей за последние три года -- после памятного падения сразу двух "Протонов" летом и осенью 1999-го.

Для космических же войск России самое печальное, что катастрофа привела к человеческим жертвам -- от осколков, разбросанных взрывной волной, восемь человек получили ранение и один военнослужащий погиб. Причем случилось это на печально знаменитой 43-й площадке, прозванной "Скипидарной". Именно здесь стоит памятник 48 погибшим 18 марта 1980 года, когда при подготовке к пуску взорвалась ракета "Метеор".

Одними из первых на происшествие отреагировали сотрудники военной прокуратуры гарнизона Мирный, возбудившие через несколько часов после катастрофы уголовное дело по ст. 293 УК РФ ("халатность"). Однако причины аварии "Союза", считающегося одним из самых надежных носителей в мире, еще предстоит установить государственной комиссии под руководством директора ЦНИИ машиностроения Николая Анфимова.

Специалистам предстоит выяснить, почему через 20 секунд после старта один из боковых двигателей дал сбой, что в итоге привело к падению ракеты. Причем сделать это нужно в максимально сжатые сроки, ведь 28 октября с Байконура должна стартовать к Международной космической станции очередная экспедиция на корабле "Союз ТМА-1", который является очередной модификацией кораблей этой серии, берущей начало от самых первых советских межконтинентальных баллистических ракет Р-7.

При этом руководители "Росавиакосмоса" уже заявляют, что не намерены отказываться от ракет "Союз", поскольку считают их одними из самых надежных в этом классе: из 720 запусков носителей лишь 28 закончились неудачей.

Как пояснил корреспонденту газеты "Время новостей" руководитель пресс-службы "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов, показатели надежности "Союзов" лучше, чем у ряда американских ракет, а репутация просто несравнима, например, с французским "Арианом", почти половина запусков которого проходит нештатно.

Кстати, именно из-за надежности и не столь высокой стоимости запуска ракет представители Европейского космического агентства и пользуются услугами российских коллег. И даже вчерашнюю неудачу, обернувшуюся потерей дорогостоящего спутника "Фотон-М", оснащенного в основном научной аппаратурой ЕКА, европейцы восприняли дипломатично.

Глава постоянного представительства ЕКА в России Ален Фурнье-Сикр уже заявил ИТАР-ТАСС, что его агентство не намерено прерывать сотрудничество с Россией и уж тем более отменять запланированный на сегодня с Байконура запуск ракеты-носителя "Протон-К" с астрофизической лабораторией "Интеграл".

Впрочем, ЕКА наверняка не изменило своим принципам и позаботилось о том, чтобы застраховать свою аппаратуру, установленную на разбившемся спутнике.

Российская же часть "Фотона", как утверждает Сергей Горбунов, застрахована не была, поскольку тратить на это бюджетные средства не разрешается законодательством, а привлечь деньги из других источников не удалось.