Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

18 октября 2002 г.

Содержание

Репетиция с астероидом Annefrank

Сначала взлет "шаттла", потом - космический парус

Зонд Galileo: 13 лет в космосе

Росавиакосмос отложил экспедицию на МКС из-за взрыва ракеты "Союз У"

Японский шаттл смог пролететь восемь километров

От компьютерных игр в космос

В США начинает работу спутниковая поисково-спасательная система



Репетиция с астероидом Annefrank

2 ноября в 4:50 по Гринвичу исследовательский зонд Stardust должен пролететь со скоростью 7 км/сек на расстоянии 3000 км от астероида Annefrank. При этом включится камера зонда и произведет съемку этого большого космического булыжника размером 4 км в поперечнике.

Правда, никакого научного значения эта съемка не имеет, картинки все равно получатся очень мелкими, к тому же камера зонда сфотографирует только узкий "серп" астероида, освещенный солнцем. Основная цель всей этой затеи - проверить работу камеры и других систем зонда перед встречей с кометой Wild-2, основной целью его экспедиции. Встреча эта должна состояться 2 января 2004 г.

Зонд Stardust отправился в космос в феврале 1999 г., он предназначается для исследования космической пыли и газа. По дороге к комете он уже провел несколько сеансов сбора космической пыли, которые продолжались по несколько месяцев. Для этого на зонде имеются специальные ловушки, которые представляют собой соты с аэрогелем (в этом веществе должны застревать встреченные частицы космической пыли).

Через два года после встречи с кометой Wild-2 зонд Stardust снова приблизится к Земле. Капсула с собранными образцами пыли отделится от него и спустится на землю на парашюте. Затем космическую пыль будут исследовать в лаборатории. Предполагается, что полученные данные позволят лучше понять процессы, которые происходили во время образования Солнечной системы 5 млрд лет назад.


Сначала взлет "шаттла", потом - космический парус

Во время недавнего взлета "шаттла" Atlantis телезрители всего мира смогли буквально "изнутри" увидеть, что происходит в первые полторы минуты после старта. Видеокамера была впервые укреплена впереди носа "шаттла" на топливном баке. Эта камера снимала, пока в баке не закончилось топливо и он не отделился от ракеты.

Производителем этой камеры является компания Ecliptic Enterprises Corporation. Она и раньше поставляла камеры для различных космических кораблей, а недавно подписала новый контракт. На поставку камеры, которой предстоит запечатлеть процесс разворачивания в космосе солнечного паруса. Он представляет собой "зонтик" диаметром 20 м из восьми треугольных полотнищ.

Этот парус в сложенном виде будет запущен на баллистическую орбиту на борту спутника "Космос-1". В 2003 г. планируется произвести два запуска таких конструкций. В обоих случаях космический парус выведет на орбиту ракета "Волна", которая стартует с подводной лодки из Баренцева моря.

В прошлый раз такой полет состоялся летом 2001 г. и закончился неудачно: спутник с парусом не смог отделиться от верхней ступени ракеты-носителя и сгорел в плотных слоях атмосферы.


Зонд Galileo: 13 лет в космосе

Сегодня 18 октября исполняется 13 лет с тех пор как зонд Galileo, который занимается исследованием Юпитера и его окрестностей, покинул космодром на мысе Канаверал в грузовом отсеке "шаттла" Atlantis. С борта "шаттла" Galileo выпустила в космос Шэннон Люсид, которая через несколько лет полгода провела на станции "Мир" и долгое время была рекордсменкой США по длительности пребывания в космосе.

До Юпитера зонд Galileo добирался 6 лет, на его орбиту он вышел в декабре 1995 г. Изначально предполагалось, что он будет исследовать Юпитер и его спутники в течение трех лет. Но с тех пор миссия его неоднократно продлевалась, так как зонд был в хорошем состоянии и передавал ценную научную информацию. Но через год он все-таки закончит свое существование: в сентябре 2003 г. он должен войти в плотные слои атмосферы Юпитера и сгореть там.

Самым важным событием в работе зонда на заключительном этапе его существования будет облет Амальтеи - самого ближнего к Юпитеру спутника. По размерам он совсем небольшой - около 125 км в длину. Амальтею специально приберегли для Galileo напоследок, так как в такой близости от Юпитера мощность его излучения очень высока, и электронное оборудование зонда и, в первую очередь, бортовой компьютер могут выйти из строя. Хотя зонд выдержал уже более трех предельно допустимых доз облучения. Из-за мощного излучения Юпитера бортовой компьютер Galileo уже неоднократно отключался и перезагружался, но так близко к Юпитеру Galileo еще не был, так что ожидать можно всего.

Сейчас на зонде идет подготовка к сближению с Амальтеей: проводится тестирование бортового оборудования и корректировка его траектории. 15 октября он прошел дальнюю от Юпитера точку своей орбиты на расстоянии 10,7 млн км, а 5 ноября расстояние между Galileo и верхнем краем облаков Юпитера должно составить всего 143 тыс. км. Это вдвое ближе его предыдущего "рекорда" и гораздо меньше, чем расстояние от Луны до Земли. 20 октября на зонде отключат спектрометр крайнего УФ-диапазона. Этот прибор плохо работает в условиях мощного облучения, поэтому его всегда выключали во время приближения к Юпитеру. Зато продолжают работать детектор космической пыли и магнетометр.

Но даже если при подлете к Амальтее бортовой компьютер зонда выйдет из строя, все равно Galileo достоин всяческих похвал. За 13 лет он совершил 39 облетов космических объектов, в числе которых были Венера, Земля, два астероида и четыре самых крупных спутника Юпитера (по несколько раз).


Росавиакосмос отложил экспедицию на МКС из-за взрыва ракеты "Союз У"

Экспедиция на МКС отложена из-за аварии при запуске спутника "Фотон-М". Решение о переносе старта на 28 октября было принято на заседании в Росавиакосмосе 18 октября, сообщает Газета.Ру со ссылкой на сотрудника пресс-службы агентства Вячеслава Михайличенко.

Дело в том, что космический корабль с участниками экспедиции должна вывести на орбиту ракета-носитель "Союз У". Неисправность в точно такой же ракете стала причиной аварии во время запуска "Фотона".

Выяснением причин аварии занимается специальная экспертная комиссия, которая пока не пришла ни к каким выводам.

"Мы хотим быть уверены, что с космонавтами ничего не произойдет в полете, и поэтому будем ждать заключения экспертов, которое поступит не раньше 22 октября", - заявил собеседник интернет-издания из Росавиакосмоса.

Согласно предварительным заключениям экспертов, авария произошла из-за неполадок в ракетном блоке "Д". "Отклонения в работе двигателя начались сразу после старта. Эксперты установили аномальные пульсации в двигателе, которые в пять-шесть раз превышали нормы среднестатистического давления. Затем произошел резкий скачок давления вниз, что, скорее всего, было связано с протеканием перекиси водорода на одной из соединительных труб двигателя", - сказал Михайличенко.

Он не исключил, что старт может быть отложен и на более поздний срок. "Если выяснится, что это серийный брак, то мы конечно же отменим запуск", - заявил представитель Росавиакосмоса.

Между тем, в среду основной и дублирующий экипажи очередной четвертой экспедиции посещения МКС прибыли на космодром Байконур для прохождения тренировок.

Напомним, что в результате аварии ракеты-носителя "Союз-У" со спутником-лабораторией "Фотон-М" на космодроме Плесецк погиб один человек, ранения получили восемь.


Японский шаттл смог пролететь восемь километров

Японский шаттл успешно прошел первые испытания, сообщает АР. Взлетев с острова Рождества, он поднялся на высоту примерно 600 метров и пролетел более 8 километров со скоростью 130 километров в час перед тем, как приводниться.

В ходе этого полета проверку проходила системы глобального позиционирования и автоматического пилотажа, которыми оснащен шаттл. На следующей неделе планируется провести еще четыре испытания, в ходе которых скорость шаттла будут постепенно повышать, пока она не достигнет половины скорости звука.

Японский шаттл отличается от американского прототипа значительно меньшими размерами и тем, что является непилотируемым космическим кораблем: с самого начала шаттл задумывался только как средство доставки спутников на орбиту.


От компьютерных игр в космос

В 1996 г. группа бизнесменов из Сент-Луиса (шт. Миссури) учредила приз "частным" покорителям космоса X-Prize, денежный эквивалент которого составляет 10 млн дол. Получит его команда ракетостроителей, которая без государственной поддержки сможет дважды в течение двух недель на одном и том же космическом корабле поднять на высоту 100 км экипаж из трех человек и безопасно вернуть их на землю. Времени на подготовку осталось не так уж много, крайний срок - 1 января 2005 г.

Сейчас разработкой таких самодельных ракет и космических кораблей занимается 21 команда из пяти стран мира - Аргентины, Канады, Румынии, России, Великобритании и США. Кто-то из этих разработчиков настоящие любители, а есть и хорошо известные специалисты - бывшие сотрудники крупных ракетостроительных компаний.

А на днях о планах поучаствовать в космических гонках заявил знаменитый разработчик компьютерных игр Джон Кармак (John Carmack). Он довольно эксцентричный человек, и 10 миллионов ему, в общем-то, не нужны. Строительство самодельного космического корабля - его очередная дорогая забава (несколько штук автомобилей "Ferrari" у него уже есть). Для этого он создал компанию Armadillo Aerospace, и на этой неделе на Всемирном Космическом конгрессе в Хьюстоне объявил о готовности побороться за X-Prize (кстати, там же об аналогичных планах заявила Румынская ассоциация аэронавтики и космонавтики).

Причем Кармак заявил, что группа конструкторов из компании Armadillo уже оказывается почти два года ведет разработку ракеты. А несколько недель назад были проведены "летные" испытания: один из членов команды - Русс Блинк (Russ Blink) - поднялся на метр над землей на металлической конструкции, по виду напоминающей карт и снабженной двигателем на пероксидном топливе.

Мало того, оказалось, что Блинк совершил этот "полет", будучи дублером основного "пилота", которым является жена Джона Кармака Анна. Наверное, сам Джон Кармак полетит уже на готовом космическом корабле. Он говорит, что его постройка будет стоить меньших денег, чем он потратил на автомобили Ferrari за последние 10 лет.


В США начинает работу спутниковая поисково-спасательная система

Федеральная комиссия США по связи одобрила использование спутниковой поисково-спасательной системы на суше. Ранее использовать радиомаяки, передающие сигнал бедствия на спутник, можно было только в авиации и мореплавании. Кроме того, радиомаяками оснащались только работники егерской службы США и астронавты. Теперь использовать систему смогут все желающие, отправляющиеся в отдаленные места, не охваченные сетями сотовой связи.

Ответственность за эксплуатацию спутниковой спасательной сети несет Национальное управление США по атмосфере и океанам (NOAA). Продажи персональных радиомаяков должны начаться 1 июля 2003 г. Стоить такое устройство будет около 300 долл. США, скорее всего, его можно будет взять и напрокат.

Ранее широкое использование спутниковой поисково-спасательной системы в США сдерживалось ограниченными возможностями NOAA по отслеживанию сигналов бедствия. В настоящее время эта проблема практически решена. Американские спасатели, ожидают, что широкое использование радиомаяков позволит значительно повысить эффективность работы и успешно спасать больше попавших в беду людей. Испытания наземных спасательных маяков успешно проводились на Аляске, начиная с 1994 г. Кроме того, широкое использование спутниковых радиомаяков разрешено в Австралии, Канаде, России и нескольких европейских странах.

Стоит отметить, что создание спутниковой поисково-спасательной системы началось в 1970-х годах. В ее развертывании участвовали США, Канада, СССР и Франция. Сегодня в ее работе участвуют уже 32 государства.



Нас считают