25 октября 2002 г.

NASA вынашивает планы по освоению окололунного пространства

Найдена, вероятно, самая маленькая экзопланета

Получены новые доказательства существования во Вселенной загадочной темной материи

Противорадиационные щиты МКС малоэффективны

NASA вынашивает планы по освоению окололунного пространства

Американское космическое агентство разрабатывает планы по освоению новых регионов космического пространства. После знаменитых лунных экспедиций конца 60-х - начала 70-х годов все пилотируемые полеты проходили на небольшом от Земли расстоянии. Международная космическая станция, в частности, находится в 400 км от поверхности нашей планеты. Однако ученые, работающие в исследовательской группе NASA Exploration Team (NEXT), полагают, что пришло время осваивать более удаленное пространство.

Как сообщает журнал New Scientist, весьма перспективными для освоения участникам NEXT представляются так называемые точки Лагранжа. В этих точках гравитация нашей планеты и ее спутника уравновешиваются, что делает их крайне привлекательными для размещения космических аппаратов. В первой точке Лагранжа, находящейся на расстоянии 300 тыс. км от Земли и в 80 тысячах км от Луны, ученые предлагают разместить надувную космическую станцию. В других точках Лагранжа должны будут размещаться новые космические телескопы или иные исследовательские аппараты.

Космонавты, живущие на новой станции, займутся обслуживанием телескопов. Кроме того, точки Лагранжа очень удобны с точки зрения запуска аппаратов в отдаленные уголки Солнечной системы или за ее пределы, ведь при пуске оттуда нет необходимости преодолевать силу гравитации Земли или Луны. Это позволяет уменьшить количество топлива, необходимого для полета, или значительно увеличить его дальность.

Впрочем, будут ли когда-либо осуществлены эти проекты, неизвестно. Объем финансирования программы NEXT в настоящее время составляет 4 млн. долл. США в год, а этого недостаточно даже для запуска простейшего спутника. Ситуация усугубляется сложным финансовым положением американского космического агентства, которое в последние годы не раз уличалось в перерасходе средств на многие программы.

Найдена, вероятно, самая маленькая экзопланета

В настоящее время астрономы всего мира занимаются поиском планет за пределами Солнечной системы. К настоящему времени число найденных экзопланет перевалило за сотню, однако все они представляют собой газовые гиганты, по размерам и массе не уступающие, а часто превосходящие Юпитер с Сатурном. Для обнаружения планет астрономы внимательно следят за поведением звезд. Если у звезды есть крупная планета, то ее гравитационное поле будет вызывать колебания звезды, видимые как изменения ее яркости. Небольшие планеты обнаружить таким образом практически невозможно.

Доцент физики и астрономии Рочестерского университета (США) Элис Куиллен пошла по другому пути. Она задалась целью найти планету, вращающуюся вокруг своей звезды по сильно эллиптической орбите, напоминающей орбиту Плутона. С помощью компьютерной модели Куиллен рассчитала, какую форму должно иметь пылевое облако около звезды при наличии у нее планеты, вращающейся по далекой эллиптической орбите. Полученные результаты затем сравнивались с пылевыми облаками около нескольких известных молодых звезд.

У одной из них - Эпсилона Эридана - форма сгустков пыли оказалась весьма похожей на рассчетную. Из этого Куиллен сделала вывод о возможном наличии у данной звезды искомой планеты. Ее масса, ориентировочно, в десять раз меньше массы Юпитера и вдвое больше массы Нептуна. Период обращения планеты вокруг звезды составляет около 280 земных лет. Более точно определить массу планеты и сам факт ее наличия пока невозможно.

Эпсилон Эридана является третьей по яркости звездой в созвездии южного полушария Эридан. Кроме того, эта звезда находится на расстоянии всего 10 световых лет от Солнечной системы. Возраст звезды составляет около 1 млрд. лет, а температура ее поверхности втрое ниже, чем у Солнца. Ранее по колебаниям в движении Эпсилона Эридана было установлено наличие у нее крупного спутника - газового гиганта с массой, примерно равной массе Юпитера, обращающегося вокруг звезды с периодом примерно в 5 земных лет.

Космический телескоп "Чандра" получил новые доказательства существования во Вселенной темной материи. На полученных с помощью "Чандры" рентгеновских снимках далекой галактики NGC 720 отчетливо видно окружающее ее облако горячего газа. Однако ориентация этого облака в пространстве не совпадает с ориентацией самой галактики, которая видна на снимке, сделанном в диапазоне видимого света. NGC 720 находится в 80 млн. световых лет от Земли.

По мнению ученых, объяснение странной конфигурации облака есть только одно - оно окружено оболочкой из темной материи. В противном случае, газовое облако должно было бы расширяться. Это доказывает, что темная материя - не гипотетическое понятие, позволяющее ликвидировать некоторые недостатки теории гравитации, а реально существующее состояние вещества. В соответствии с физической теорией гравитации, без темной материи, которую никто никогда не видел, галактики должны были бы развалиться на части, а звезды вращались бы по совершенно другим орбитам.

Работавшие с телескопом "Чандра" ученые во главе с Дэвидом Бьюотом опубликовали результаты исследований в журнале The Astrophysical Journal. Их данные подтверждают одну из теорий, согласно которой темная материя состоит из медленно движущихся частиц, которые взаимодействуют как друг с другом, так и с "нормальной" материей исключительно посредством гравитационных воздействий. Подобные выводы, однако, справедливы лишь в том случае, если структура газового облака не нарушалась в результате столкновения или слияния NGC 720 с другими галактиками на протяжении последних 100 млн. лет.

Противорадиационные щиты МКС малоэффективны

Исследования уровня на радиации на Международной космической станции показали низкую эффективность разработанных в США экранов, призванных уменьшить воздействие радиации на космонавтов. Достаточно высокий уровень радиации на МКС и ее предшественнице станции "Мир" обусловлен столкновениями тяжелых ионов, входящих в состав космических лучей, с алюминиевым корпусом станции. При таких столкновениях высвобождается большое количество вторичных частиц, таких как нейтроны, которые легко проникают внутрь станции.

Для снижения уровня радиации на МКС американские специалисты разработали новый экранирующий материал на основе полиэтилена. Молекулы полимера образованы из более легких, чем алюминий, атомов, менее склонных к выбросу нейтронов. Однако измерение уровня радиации на МКС, проведенное специалистами из России, Австрии и США, показало что полиэтиленовые экраны снижают уровень радиации всего на несколько процентов. В целом, экипаж МКС подвергается воздействию тех же доз радиации, что и экипажи станции "Мир".

Уровень радиации на МКС вполне соответствует санитарным нормам NASA и других космических агентств. Однако в случае выхода в более отдаленные области космоса, где отсутствует защитный эффект магнитосферы Земли, уровень радиации заметно вырастет. В NASA предполагали, что проблему удастся решить за счет использования полиэтиленовых щитов, однако даже после их доработки снижение уровня радиации составит не более 30%. Это означает, что космонавты, отправляющиеся на длительные сроки, например, в первую точку Лагранжа, подвергнут свое здоровье серьезному риску.