28 октября 2002 г.

Первая собака-космонавт прожила на орбите всего несколько часов

Разработана новая методика поиска далеких планет

"Боинг" строит "Пеликана"-гиганта

Первая собака-космонавт прожила на орбите всего несколько часов

Собака Лайка, отправленная в космос на борту космического аппарата "Спутник-2", прожила на орбите всего несколько часов, а не неделю, как утверждали руководители советской космической программы. Такую информацию приводит BBC.

По данным, представленным СССР, Лайка безболезненно умерла после недельного пребывания на орбите. Однако на прошедшем недавно в Хьюстоне Всемирном космическом конгрессе пресс-атташе Института медико-биологических проблем (ИМБП) ГНЦ РФ Дмитрий Малашенков сообщил, что первая собака-космонавт умерла от стресса и перегрева через несколько часов после старта.

На борту "Спутника-2" был установлен угольный фильтр для поглощения углекислого газа. Для поддержания в кабине спутника оптимальной температуры был предусмотрен автоматический вентилятор. Перед стартом ученые проделали значительную работу с целью адаптации собак к тесной кабине спутника. Животных сажали в небольшие клетки сроком на 15-20 дней. На полет в космос претендовали три собаки: Альбина, Лайка и Мушка.

В момент старта пульс Лайки в три раза превысил нормальный ритм. Сердцебиение животного нормализовалось после наступления невесомости, однако для этого понадобилось в три раза больше времени, чем во время наземных тренировок. Несмотря на то, что Лайка умерла всего через 5-7 часов после старта, ученые высоко оценили запуск "Спутника-2". Непродолжительное пребывание собаки в космосе подтвердило, что живые организмы способны переносить условия невесомости.

"Спутник-2" с Лайкой на борту совершил 2570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 апреля 1958 года.

Разработана новая методика поиска далеких планет

Методика разработана астрономами Элис Квилин (Alice Quillen) и Стивен Торндайк (Stephen Thorndike) из Рочестерского университета. Она уже прошла апробацию на практике, позволив открыть новую планету у звезды Эпсилон Эридана, расположенной на расстоянии около десяти световых лет от нас. Новая планета на данный момент является наименее массивной планетой из всех, открытых в иных системах, и к тому же движется по намного более удаленной орбите, чем орбиты планет, открытых ранее классическими методами.

Ранее у Эпсилон Эридана уже была обнаружена одна планета с массой, сравнимой с массой Юпитера и периодом обращения, равным пяти земным годам. Новая планета, получившая обозначение Эпсилон Эридана C, имеет массу не больше одной десятой массы Юпитера и период обращения, равный 280 годам.

Разработка новой методики началась с компьютерного моделирования влияния, оказываемого планетой на пылевое облако, окружающее звезду. Вместо круговых орбит Элис ввела в модель параметры орбит, обладающих высоким эксцентриситетом. Выяснилось, что в отдельных случаях (когда период обращения планеты соотносился с периодом обращения пылевого диска как три к двум или пять к трем) пыль формировало несколько четко выделяющихся слоев, расположенных кольцами вокруг звезды. Целенаправленный поиск подобного паттерна привел к открытию Эпсилон Эридана C.

"Боинг" строит "Пеликана"-гиганта

Pelican позволит армии США развернуть в любой точке мира одну дивизию в течение пяти дней, или пять дивизий в течение месяца, утверждают разработчики. За один рейс экраноплан сможет перевозить 17 основных танков М-1. При этом по скорости он будет намного превосходить морские суда, а стоимость перевозки окажется существенно дешевле, чем при использовании транспортной авиации.

С использованием экранного эффекта аппарат сможет перевозить 680 тыс. тонн на расстояние 10 тыс. морских миль, или на 6500 миль (около 10,5 тыс. км) без использования экранного эффекта (действуя как обычный самолет при полетах над сушей). Площадь несущих поверхностей самолета будет превышать один акр (около 4 тыс. м2), а максимальный взлетный вес составит 6 млн. фунтов (почти три тысячи тонн).

Несмотря на то, что Pelican будет по большей части летать над поверхностью воды на высоте около 10 метров, гидросамолетом он не является. Взлет и посадка будут осуществляться на обычные аэродромы; для этого самолет будет снабжен шасси, состоящим из 76 колес. На земле внешние части крыльев будут сгибаться на различный угол - вплоть до 90°.