13 ноября 2002 г.

Марсианские метеориты падают на Землю каждый месяц

Грузоподъемность ракеты Ariane 5 увеличили до 10 тонн

Южная Корея собирается запустить свою первую жидкотопливную ракету

Тринадцатая космическая миссия под угрозой

В понедельник утром из-за утечки кислорода в кабине экипажа был отложен старт космического челнока Endeavour, сообщают "Известия". Предстартовый отсчет был прерван всего за два часа до включения двигателей. В это время экипаж из семи астронавтов, среди которых находился россиянин Николай Бударин, уже разместился в кабине и был готов к запуску. По предварительным оценкам, на устранение возникшей неисправности потребуется не менее недели.

По мнению специалистов НАСА, утечка образовалась под грузовым отсеком, до которого добраться непросто. Именно там проложены коммуникации, обеспечивающие экипаж кислородом во время взлета и посадки. "Известия" пишут, что официально этой миссии присвоен номер STS 113. По мнению источника, у НАСА сложились недобрые отношения с числом 13. Так, еще в 1970 году во время полета "Аполлона-13" произошел взрыв кислородного (опять-таки) бака. Служебный модуль оказался поврежденным настолько, что это повлекло за собой отмену планов по третьей пилотируемой экспедиции на Луну.

Администрация пыталась обмануть судьбу. Специальным решением арабские цифры на скафандрах и костюмах были заменены на римские: вместо STS 113 написали STS CXIII. Незадолго до старта CXIII в экипаже произошли вынужденные замены. По причине болезни на земле остались пилот Кристофер Лориа и бортинженер Дональд Томас, которому предстояло провести на станции всю зиму. А ведь на МКС уже доставили продукты и одежду для заболевшего Томаса.

Уже четыре месяца на МКС работают Валерий Корзун, Сергей Трещев и Пегги Уитсон. На злополучном STS 113 к ним должна прийти смена во главе с известным космонавтом Кеннетом Бауэрсоксом, который четырежды летал на орбиту, трижды выходил в открытый космос, дважды участвовал в уникальных экспедициях по ремонту космического телескопа "Хаббл". Большой опыт и у бортинженера Николая Бударина, который дважды подолгу работал на станции "Мир". А вот Дональд Петит отправляется в космос впервые, он работает в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, которая разрабатывает ядерное оружие.

Главная задача, стоящая перед шестой экспедицией на МКС - сборка с помощью канадского манипулятора Canadarm 2 огромной балки, которая должна будет стать важной частью системы охлаждения. Для этого потребуется перемещаться на специальной вагонетке в открытом космосе. В результате длина станции увеличится на 14 метров.

Задержка с запуском и технические накладки могут еще более повредить репутации международной станции. Бюджет НАСА уже подвергся значительному сокращению в пользу "военного" космоса. Неудачи с вербовкой космических туристов привели и отечественный "Росавиакосмос" к финансовым проблемам, о чем руководство РКК "Энергия" известило партнеров в НАСА.

Марсианские метеориты падают на Землю каждый месяц

По статистике каждый месяц на поверхность Земли падает в среднем один метеорит, прилетевший с Марса. Правда, большинство этих метеоритов лежит себе где-то на земле как обычные камни.

Но исследования тех, которые были обнаружены, позволили определить некоторые детали их происхождения. Всего на поверхности Земли было найдено 26 камней, которые были идентифицированы как камни прилетевшие с Марса. Некоторые из них были расколоты на части, поэтому нашли в общей сложности около 40 отдельных фрагментов. Кроме того, на поверхности Марса нашли несколько кратеров размером около 3 км в поперечнике, при образовании которых, возможно, были выбиты те самые осколки, совершившие космическое путешествие на Землю.

В онлайновой версии журнала Science на днях была опубликована статья, посвященная марсианским метеоритам. Ее авторы провели моделирование ситуации, при которой произошло выбивание из молодого Марса будущих метеоритов. Тогда астероид размером около 150 м в поперечнике со скоростью 10 км/сек врезался в поверхность Марса. Энергия этого удара составляла около 60 мегатонн в тротиловом эквиваленте. От этого взрыва образовалось около 10 млн осколков размером порядка 5 см. Чтобы они вылетели в космос и оказались на околомарсианской орбите, их скорость должна была быть не менее 5 км/сек. Около 7,5% выброшенной материи завершили свой космический путь на поверхности Земли. Причем больше половины этих камней упали на Землю в течение первых 10 млн лет после удара.

Такие удары крупных астероидов на Марсе происходили в среднем раз в 200 тыс. лет. И раз в 2 млн лет астероиды нужного размера падали на территорию, с которой как предполагается все метеориты и прилетели. В общем, получилось, что на Землю каждый месяц должен падать один метеорит с Марса.

Грузоподъемность ракеты Ariane 5 увеличили до 10 тонн

28 ноября на космодроме Куру во Французской Гвиане должен состояться первый запуск модернизированной ракеты Ariane 5, которая теперь сможет выводить на геостационарную орбиту полезный груз весом 10 тонн и даже больше. Раньше ее грузоподъемность составляла 6200 кг, но изначально в планах компании ArianeSpace предусматривалось ее наращивание до 12 тонн.

Для этого на Ariane 5 установили "усиленный" основной двигатель Vulcain 2 и новый разгонный блок с криогенным двигателем HM-7B, который используется в ракетах Ariane 4. Новый разгонный блок длиннее старого, так что ракета заметно подросла. Поэтому на космодроме пришлось провести некоторую перестройку сборочного корпуса, увеличив его высоту более чем на 4 метра. Увеличили также высоту "выходных" дверей и стартовой башни и удлинили топливопроводы, которые используются для заправки топливом разгонного блока.

Несмотря на существенно повысившуюся грузоподъемность, стоимость производства самой ракеты увеличилась несильно, так что цена вывода килограмма груза на орбиту заметно сократилась. А это должно привлечь новых клиентов. ArianeSpace рассчитывает, что модернизированная ракета Ariane 5 скоро полностью заменит Ariane 4 - нынешнюю рабочую лошадку.

На космодроме в период с середины октября до 5 ноября было проведено несколько репетиций обратного отсчета с полной заправкой топливом, и сейчас подготовка к запуску вышла на финишную прямую. Во время этого старта ракета Ariane 5 должна вывести на орбиту телекоммуникационный спутник Hot Bird 7 и принадлежащий Европейскому космическому агентству демонстрационный спутник Stentor, на котором будут испытываться новые телекоммуникационные технологии.

Южная Корея собирается запустить свою первую жидкотопливную ракету

Южная Корея производит не только бытовую электронику. Там еще занимаются ракетостроением. В 1993 и 1997 годах в Южной Корее состоялись запуски двух ракет KSR-I и KSR-II с твердотопливными двигателями. Они были разработаны и построены Корейским аэрокосмическим исследовательским институтом (Korea Aerospace Research Institute, KARI).

Теперь тот же институт разработал и построил первую жидкотопливную ракету KSR-III, запуск которой должен состояться 27 ноября с космодрома Anhung на западном побережье Корейского полуострова. KSR-III представляет собой некую предварительную версию будущей корейской ракеты-носителя, предназначенной для вывода на низкую околоземную орбиту небольших спутников весом порядка 100 кг. Такую ракету планируется разработать к 2005 г.

KSR-III - это трехступенчатая ракета высотой 14 м и весом 6 тонн. Работы по проекту KSR-III начались в декабре 1997 г. Его общая стоимость составила 64.2 млн дол.

Во время своего первого запуска ракета должна подняться на высоту 42 км над поверхностью земли за 230 секунд полета, после чего она упадет в Западное Море. Во время полета максимальная скорость ракеты составит 900 м/сек.

В мае и августе этого года были проведены испытания ракеты с включением двигателей. Все, вроде, прошло нормально, так что сейчас на космодроме идут последние приготовления к запуску.