19 ноября 2002 г.

Спутник NSS-6 прибыл на космодром Куру

"Картины Ван-Гога" на поверхности Солнца

Европейский спутник SMART-1 сам проложит свой курс

Спутник UARS исследовал Солнце в течение всего 11-летнего цикла его активности

Американский исследовательский спутник UARS (Upper Atmosphere Research Satellite) начал работу на орбите 11 лет назад. Тогда на нем работали 10 приборов, которые измеряли параметры излучения Солнца и характеристики верхних слоев атмосферы. В частности, один из приборов измерял спектры ультрафиолетового излучения Солнца, а два других - параметры озонового слоя и концентрации других газов в верхних слоях атмосферы.

По прошествии 11 лет из 10 приборов в рабочем состоянии находятся 7 и среди них те, благодаря которым ученые могли отслеживать влияние Солнца на озоновый слой в атмосфере Земли в течение всего 11-летнего цикла солнечной активности. Эти данные позволят отделить "мух" от "котлет" и определить, в какой мере в истощении озонового слоя виноват человек, а в какой - природные процессы, не зависящие от производственной деятельности человечества.

Наземные телескопы зафиксировали во время последнего цикла солнечной активности меньше солнечных вспышек, чем в прошлом цикле, но измерения, проведенные спутником UARS, показали, что количество ультрафиолетового излучения, бомбардировавшего атмосферу Земли во время каждого солнечного максимума, было примерно одинаковым. Так что пока не найдено никакой "долговременной" связи между солнечной активностью и уровнем УФ-облучения Земли.

В январе 2003 г. NASA собирается запустить новый спутник, который называется SORCE (Solar Radiation and Climate Experiment). Он продолжит дело исследования Солнца и его влияния на атмосферу Земли, начатое спутником UARS. Кроме того, если два спутника будут передавать примерно одинаковые результаты, то доверия к этим данным будет больше.

Спутник NSS-6 прибыл на космодром Куру

Недавно с калифорнийского завода компании Lockheed Martin на космодром Куру во Французской Гвиане доставили спутник NSS-6, который был построен по заказу компании New Skies Satellites. Этот спутник должен отправиться на орбиту в декабре на борту ракеты Ariane 44L (точная дата запуска пока не сообщалась).

Спутник NSS-6 будет обеспечивать полностью интерактивный высокоскоростной доступ в Internet и к другим системам связи. Обслуживать он будет большую территорию от Средиземного моря и Южной Африки до Австралии, Японии и Кореи.

Как сообщается, конструкция NSS-6 такова, что спутник может настраивать свою работу в соответствии с изменяющимися потребностями клиентов, а ими будут Internet-провайдеры, теле- и радиовещательные компании, операторы служб прямого спутникового телевидения и частные компании. Например, он сможет обслуживать не только крупные Internet-сети, но и портативные Internet-терминалы.

Спутник NSS-6 рассчитан на 14 лет работы на орбите. За такое время может случиться всякое, поэтому, чтобы минимизировать риск поломки, все его важнейшие системы дублированы. На спутнике установлено более 60 мощных ретрансляторов Ku-диапазона, которые можно настроить уже на орбите, чтобы они обслуживали одну из шести территорий (Индия, Китай, Ближний Восток, Австралия, Южная Азия и Северо-восточная Азия).

"Картины Ван-Гога" на поверхности Солнца

С помощью нового шведского телескопа, который установлен на Канарских островах, астрономам удалось получить самые подробные на сегодняшний день снимки поверхности Солнца. Они опубликованы в одной из статей номера журнала Nature от 14 ноября.

Изображения получились довольно неожиданными: на Солнце обнаружили неизвестные раньше "штрихи". Эти снимки Солнца похожи на картины Ван-Гога (особенно на "Подсолнухи").

Оказалось, что на поверхности Солнца есть яркие "нити", которые как лепестки окружают темные пятна. Как предположил один из астрономов, работающих по этому проекту, эти структуры, возможно, являются некими строительными блоками для процессов в магнитном поле Солнца. Но это только предположение, и для объяснения этого явления нужны дополнительные исследования, и они будут продолжены.

Европейский спутник SMART-1 сам проложит свой курс

Весной 2003 г. Европейское космическое агентство собирается запустить на околоземную орбиту спутник SMART-1, на котором планируется испытать новую технологию навигации спутников OBAN. Если все пройдет успешно, то эта технология позволит космическим кораблям самостоятельно определять свое точное местоположение в космосе, не пользуясь услугами наземных станций слежения. Разработка такой технологии - это очень важный шаг на пути создания нового поколения самоуправляющихся космических кораблей.

Спутник SMART-1 будет ориентироваться по звездам. Для этого на его бортовой компьютер будет загружено специальное ПО, которое на основе измерений координат "опорных" звезд определит собственные координаты спутника и проведет коррекцию его курса в случае каких-то отклонений.

Вообще-то, на современных спутниках есть приборы под названием астроориентаторы, с помощью которых поддерживается нужная ориентация спутника в пространстве. Этот прибор в качестве опорных точек использует звезды и их группы. Но точное положение спутника с космосе рассчитывается все же людьми в наземных ЦУПах, а потом информация передается на спутник. Новая технология навигации исключит из этого процесса людей. На спутнике SMART-1 будет работать астроориентатор нового поколения, который можно назвать "звездным картографом". Он будет обрабатывать полученные данные о положении спутника относительно звезд и сравнивать их с картой звездного неба, которая будет храниться на бортовом компьютере. Ну а после получения информации о точном положении и ориентации корабля, бортовой компьютер будет принимать решение о коррекции курса. И все это он будет делать совершенно самостоятельно.

Особенно это пригодится в дальних космических миссиях. Если зонд будет знать конечную цель своего путешествия, то он сам выберет наилучшую траекторию полета. Коррекции курса он будет проводить сразу же, как только это потребуется, чем сэкономит немало топлива.

Правда, на спутнике SMART-1 установлен и обычный астроориентатор, и он сможет связываться с наземным ЦУПом для коррекции траектории. Ведь технология автономной навигации OBAN - дело новое, может и не сработать.