21 ноября 2002 г.

Опять начат обратный отсчет перед запуском "шаттла" Endeavour

Запуск новой ракеты Delta 4 был отложен за две минуты до старта

Конец ноября обещает быть богатым на космические запуски

Уникальный случай: две массивных черных дыры в одной галактике

Невесомость в бассейне, эксперимент в Институте медико-биологических проблем

Опять начат обратный отсчет перед запуском "шаттла" Endeavour

Вчера руководство NASA посовещалось и решило, что очередную попытку запуска "шаттла" Endeavour можно провести все-таки в пятницу 22 ноября. То есть, повреждения робота-манипулятора, по "руке" которого нечаянно ударили монтажной платформой во время поиска места утечки кислорода из трубопровода, оказались поверхностными (был только содран фрагмент теплозащитного покрытия, а внутренних повреждений не было). Поэтому вокруг дыры в теплоизоляции намотали защитную ленту и сочли на этом инцидент исчерпанным. Вчера створки грузового отсека "шаттла" были вновь закрыты и начат новый обратный отсчет времени.

Опять названо ориентировочное окно запуска: 22 ноября с 19 до 23 часов по местному времени мыса Канаверал. Более точное время в соответствии с существующими правилами безопасности объявят за сутки до старта.

На этом "шаттле" на МКС должен отправиться экипаж из семи человек, из них трое - Кеннет Бауэрсокс, Николай Бударин и Дональд Петти - это новый шестой по счету долговременный экипаж МКС. Их места на обратном пути займет нынешний экипаж МКС - Валерий Корзун, Пегги Уитсон и Сергей Трещев. А еще в программе этой экспедиции доставка на МКС и монтаж фермы Р1, которая является фрагментом каркаса станции.

Напомним, что предыдущая попытка запуска Endeavour была 11 ноября. За три часа до старта, когда астронавты уже заняли свои места, в кабине экипажа была обнаружена утечка кислорода, и обратный отсчет времени был остановлен.

Запуск новой ракеты Delta 4 был отложен за две минуты до старта

Вечером во вторник 19 ноября с космодрома на мысе Канаверал должен был состояться первый запуск новой ракеты Delta 4. Однако обратный отсчет времени был остановлен буквально за две минуты до старта и запуск было решено перенести на сутки.

Вообще-то при подготовке с запуску обратный отсчет прерывался несколько раз, и все из-за разных технических неполадок или погодных условий. Сначала возникли проблемы с фермой, удерживающей ракету на старте (не срабатывал механизм отделения), потом подул сильный ветер, затем компьютер зафиксировал потенциальную проблему в клапане для жидкого кислорода. В общем, это был не лучший день для компании Boeing и ее новой ракеты.

Конец ноября обещает быть богатым на космические запускиX

До конца ноября осталось немногим больше недели. И за эти дни по всему миру должно состояться 5 запусков космических ракет. Два из них - российские. Рано утром 27 ноября с космодрома Байконур должна стартовать ракета "Протон" с коммерческим спутником на борту. Это европейский телекоммуникационный спутник Astra 1K. А 28 ноября на космодроме Плесецк должен состояться запуск небольшой ракеты "Космос-3Ма" производства НПО "Полет". На ее борту будет два спутника: российский "Можаец" и алжирский AlSat-1а (он предназначается для мониторинга поверхности Земли для прогнозирования разного рода катастроф и фотографирования их последствий). Оба они уже находятся на космодроме и проходят финальную подготовку к запуску. Правда, этот старт уже дважды откладывался в сентябре и октябре, так что, может, его опять перенесут.

Уникальный случай: две массивных черных дыры в одной галактике

С помощью космического рентгеновского телескопа Chandra астрономы впервые обнаружили в центре далекой галактики целых две сверхмассивных черных дыры. Случай сам по себе уникальный, ведь до сих пор считалось, что в центре галактики бывает только одна массивная черная дыра.

Все это происходит в галактике NGC 6240 на расстоянии 400 млн световых лет от нас. Две черных дыры в ее центре вращаются друг вокруг друга и расстояние между ними, которое сейчас составляет около 3000 световых лет, постепенно уменьшается. Через несколько сотен миллионов лет они столкнутся, и в результате этого катаклизма образуются мощные гравитационные волны и произойдет сильный выброс излучения, а на месте событий останется еще более крупная черная дыра.

Телескоп Chandra смог "увидеть" эту пару черных дыр благодаря окружающим их вихрям материи, устремляющейся в эти дыры. Эти вихри называются аккреционными дисками. Они и являются источниками сильного рентгеновского излучения, которое зафиксировал телескоп Chandra.

Галактика NGC 6240 отличается очень интенсивным процессом образования новых звезд. Это объясняется тем, что эта галактика относительно недавно образовалась в результате столкновения и последующего слияния двух меньших по размерам галактик. В таких объединенных галактиках обычно находится огромное количество межзвездной пыли и газа. Но для рентгеновского телескопа пыль и газ - не помеха, и он смог обнаружить в центре NGC 6240 целых две активных черных дыры.

Это открытие подтверждает гипотезу о том, что черные дыры, расположенные в центре галактик, могут разрастаться за счет поглощения других черных дыр.

Невесомость в бассейне, эксперимент в Институте медико-биологических проблем

В Институте медико-биологических проблем (ИМБП) начался уникальный эксперимент. Двое испытателей-добровольцев проведут неделю в бассейне в условиях, приближенных к невесомости. Чтобы ее сымитировать, бассейн предварительно накрыли эластичной водонепроницаемой пленкой. "Ложась на поверхность этой пленки, человек практически весь погружается в воду, а с его мышц и костей полностью снимается опорная нагрузка. При этом пленка не стесняет движений", - пояснил представитель ИМБП. Два испытателя пробудут в бассейне до следующего понедельника, затем их сменит следующая двойка, и так далее в течение месяца.

Всего в эксперименте примут участие восемь человек. Участники эксперимента, в частности, опробуют новые ботинки, предназначенные для космических станций, проведут испытания нового универсального тренажера, с помощью которого на орбите можно будет заниматься различными видами спорта, включая греблю, метание ядра, езду на велосипеде, пробежку трусцой, сообщает ТАSS.