22 ноября 2002 г.

"Шаттл" Endeavour еще раз попробует взлететь сегодня вечером

Новая ракета Delta 4 уже получила 26 заказов на запуски

Этна - земной аналог марсианских вулканов

Экипаж МКС завершает выполнение научной программы и готовится к отлету на Землю

Можно больше не бояться астероидов?

Открыта планетарная система с двумя солнцами

Индия отправит к Луне свой космический корабль

"Шаттл" Endeavour еще раз попробует взлететь сегодня вечером

На сегодняшний вечер на мысе Канаверал назначена еще одна попытка запуска "шаттла" Endeavour, который должен отправиться к Международной космической станции (МКС). Уже названо относительно точное время старта - 20 часов 15 минут 30 секунд (в Москве будет уже завтра 23 ноября 4:15:30). Хоть оно и дано с точностью до секунд, но оно еще будет уточняться за 9 минут до старта с учетом точного положения МКС на орбите.

Напомним, что предыдущая попытка состоялась 11 ноября, и тогда запуск был отложен из-за утечки кислорода в одном из трубопроводов. С тех пор утечку нашли, трубопровод заменили, правда, попутно стукнули робот-манипулятор "шаттла", но, как оказалось, несильно, и он не сломался. В общем, вроде бы, ничто не мешает сегодняшнему (а для нас - завтрашнему) запуску.

Endeavour должен доставить на МКС очередную ферму ее каркаса, а его экипаж должен смонтировать ее там. Кроме того, на борту Endeavour на МКС отправляется очередной шестой по счету долговременный экипаж, который должен сменить Валерия Корзуна, Пегги Уитсон и Сергея Трещева. Они официально начали свою работу на станции 15 июня. Изначально предполагалось, что они пробудут там 135 дней и вернутся на Землю в октябре, но вот подзадержались (если все пойдет по плану, то Endeavour вернется только 3 декабря). Вместо них на МКС останутся Кен Бауэрсокс, Николай Бударин и Дональд Петти.

Новая ракета Delta 4 уже получила 26 заказов на запуски

На этой неделе в среду 20 ноября с космодрома на мысе Канаверал был совершен первый запуск новой ракеты Delta 4, разработанной и построенной корпорацией Boeing. Это двухступенчатая ракета с новым твердотопливным двигателем RS-68. Вообще разработано целых 5 разных моделей ракет Delta 4 с общей для всех первой ступенью, которые способны выводить на переходную геосинхронную орбиту груз весом от 4,2 до 13,15 тонны.

Запуски этих ракет должны обходиться дешевле, а сами ракеты Delta 4 должны быть надежнее ныне летающих американских ракет Titan, Atlas и Delta 2. Во всяком случае, для этого ракета Delta 4 и создавалась по заказу ВВС США, и они уже заказали 22 запуска этих ракет на период до 2007 г. Первый военный спутник отправится на орбиту на ракете Delta 4 в феврале 2003 г., это будет спутник связи DSCS.

А в деле запуска коммерческих спутников этой ракете придется конкурировать с европейской Ariane 5, американской Atlas 5 (производства компании Lockheed Martin, российским "Протоном" и ракетой "Зенит" консорциума "Морской старт" (Sea Launch).

Первой взлетела ракета модели Delta 4 Medium+ 4,2, которая имеет основную ступень, разгонный блок, два твердотопливных ускорителя и четырехметровый обтекатель для полезной нагрузки. Под этим обтекателем был коммерческий телекоммуникационный спутник W5 компании Eutelsat. И сейчас у Boeing есть заказы на 4 коммерческих запуска.

Этна - земной аналог марсианских вулканов

Этой осенью вулкан Этна, который находится на итальянском острове Сицилия, вел себя очень активно. Его извержение выглядело весьма эффектно. Однако этот очень известный вулкан привлекает внимание не только вулканологов, но и исследователей Марса, в частности тех, что работают по проекту Mars Odyssey (этот зонд сейчас находится на околомарсианской орбите).

Оказывается у Этны есть много общего с марсианскими вулканами, несмотря на то, что Земля и Марс - очень разные планеты. Вообще-то вулканы на Марсе по размерам гораздо больше земных (единственным аналогом с этом смысле является остров Гавайи, который образован вершинами пяти вулканов, подножия которых находятся на дне океана). К тому же марсианские вулканы очень старые и уже давно не проявляют никакой активности. Тем не менее, Этна представляет собой уменьшенную модель марсианских вулканов, так как она имеет то же строение и состав пород (базальты).

Кроме того, в недрах Этны происходят процессы, которые, как предполагают ученые, могли иметь место не только на Марсе, но также на Венере и Луне. На этих планетах и на спутнике Земли сейчас можно увидеть узкие каналы, которые вряд ли были образованы потоками воды (во всяком случае, на Земле нет подобных структур, образованных водой). Зато аналогичные каналы были найдены на Этне, и образовались они под действием лавы. На Марсе вулканы намного больше, поэтому и потоки лавы, растекавшиеся во время давних извержений, были просто гигантскими. Эти потоки лавы и сформировали окружающий вулканы ландшафт. На Земле самый крупный след от потока лавы в базальтовых породах сейчас представляет собой русло реки Колумбия, протекающей по территории США и впадающей в Тихий океан.

В наземных пустынях тоже можно найти "фрагменты" Марса, такие же дюны и структуры, образованные в результате ветровой эрозии. В общем, на Земле есть немало мест, где можно порепетировать исследования поверхности Марса.

Экипаж МКС завершает выполнение научной программы и готовится к отлету на Землю

По сообщению ИТАР-ТАСС, космонавты Валерий Корзун, Сергей Трещев и Пегги Уитсон, находящиеся на борту Международной космической станции с 7 июня, завершают выполнение научной программы и готовятся к отлету на Землю.

Только в рамках российской научной программы нынешнему экипажу удалось осуществить более 30 экспериментов. В рамках геофизических исследований, в частности, проведены эксперименты "Ураган", "Молния", "Диатомея" и "Релаксация". С борта МКС экипаж отслеживал "маршруты" перемещения грозовых фронтов, наблюдал за акваторией мирового океана с целью выявления областей, наиболее богатых морепродуктами. Кроме того, проводились наблюдения за сейсмоактивными районами Земли.

Осуществлен ряд медико-биологических и астрофизических исследований. Например, для изучения радиационной обстановки был проведен дополнительный замер уровня ионизирующего космического излучения как внутри станции, так и за ее бортом (эксперимент "Платан"). Изучалось возможное воздействие микрофлоры в жилых отсеках станции, как на самочувствие экипажа, так и на показания некоторых научных приборов (эксперимент "Биориск").

Можно больше не бояться астероидов?

Нас уже давно пугают возможным столкновением Земли с астероидом, результатом которого может быть глобальная катастрофа и гибель всего живого. Причем для этого не нужно, чтобы астероид был очень большим. Достаточно булыжника размером с километр в поперечнике. Поэтому астрономы призывают активизировать поиск в нашей солнечной системе потенциально опасных астероидов, чтобы вовремя рассчитать их орбиту и успеть предпринять какие-то меры (столкнуть этот астероид с орбиты, например, ведь, самим "увернуться" не удастся).

Однако, оказывается, все не так страшно. В номере журнала Nature от 21 ноября была опубликована статься с новыми расчетами вероятности столкновения Земли с астероидом, достаточно большим, чтобы стереть с лица Земли какой-нибудь крупный город. Раньше для оценки вероятности такого события использовали данные наблюдений астероидов и комет в наземные телескопы. И на основании этих данных было получено, что такой астероид или комета падают на Землю в среднем раз в 200-300 лет.

Но авторы статьи решили использовать другие данные. Те, что были получены в течение последних 8,5 лет с помощью американских военных спутников, наблюдающих за поверхностью земли в поисках признаков ядерных взрывов (вдруг кто-то тайно проводит испытания ядерного оружия?). Правда, эти спутники фиксируют не только наземные взрывы, но и вспышки в атмосфере, вызванные пролетом астероидов и метеоритов размером от одного до 10 метров в поперечнике.

Астероиды такого размера наземные телескопы не фиксируют вовсе, а они важны для статистики столкновений Земли с космическими объектами. Мелких метеоритов на Землю падает намного больше, чем крупных, и на основе данных о большом количестве астероидов и метеоритов можно вывести зависимость между их размерами и частотой столкновений с Землей. За 8,5 лет наблюдений военными спутниками было замечено около 300 штук астероидов вышеуказанных размеров. Исходя из их характеристик, были подсчитаны вероятности падения астероидов разных размеров.

Например, раз в год на Землю падают небольшие астероиды, взрывы которых по мощности равняются взрыву 5 тонн тротила (половина бомбы, сброшенной на Хиросиму). Раз в 100 лет с Землей сталкивается астероид, вызывающий взрыв в миллион тонн в тротиловом эквиваленте. А комета или астероид размером около 40 метров в поперечнике, мощность взрыва которых составляет 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте, сталкиваются с Землей раз в 1000 лет (то есть в 3-5 раз реже, чем считали раньше). Примерно такой взрыв был при падении Тунгусского метеорита в 1908 г. Ну а если продолжить эту статистическую закономерность дальше, то астероид размером в километр, после падения которого на Земле погибнет все живое, встречается на пути нашей планеты раз в миллион лет. Правда, когда такое было в последний раз, никто точно не знает (может очередь следующего такого астероида уже подоспела?).

Но если статистика не врет, то в этой жизни нам можно не беспокоиться по поводу астероидов размером с Тунгусский метеорит.

Открыта планетарная система с двумя солнцами

Итальянские астрономы из Национального института астрофизики Падуи открыли систему, в которой соседствуют две звезды. Она находится между созвездиями Рыб и Водолея. Две звезды связаны между собой силами притяжения и находятся друг от друга на расстоянии, в пять раз превышающем диаметр нашей Солнечной системы. Они движутся в космосе так же, как и другие звезды, но вращаются по орбите бумеранга, совершая полный оборот за 10 тысяч лет. Для их исследования потребуется вывести на орбиту новые телескопы, что американское агентство NASA и европейское агентство ESA смогут сделать примерно через десять лет. Ученые не исключают, что в обнаруженной системе есть планета, подобная Земле.

Индия отправит к Луне свой космический корабль

Ученые Индии предлагают правительству своей страны принять решение о развертывании национальной Лунной программы. Если принятие этого решения пройдет нормально, то Индия сможет направить свой космический корабль к Луне уже в 2008 году. Ученые намерены исследовать малоизученные районы спутника Земли.

Информации о типе космического корабля и размере финансирования проекта пока нет.