25 ноября 2002 г.

По Галактике разбросаны тысячи земных клонов?

Ракета "Протон" готовится к очередному коммерческому запуску

Американский шаттл "Индевор" после трех отсрочек стартовал к Международной космической станции

Европейские астрономы найдут следы американцев на Луне, посмотрев в телескоп

NASA выделило на поиск метеоритов в Антарктиде еще 1,6 млн дол.

По Галактике разбросаны тысячи земных клонов?

Группа итальянских астрономов из Национального института астрофизики Падуи обнаружила новую солнечную систему, находящуюся между созвездиями Водолея и Рыб и имеющую сразу две звезды, размеры которых сопоставимы с Солнцем. Сообщение об этом открытии со ссылкой на газету La Repubblica публикует "Инопресса.ру".

Две звезды находятся друг от друга на расстоянии, в пять раз превышающем диаметр нашей Солнечной Системы. По мнению газеты, речь идет о невероятном открытии, заставляющем задуматься над тем, что по нашей Галактике разбросаны десятки, сотни, а может быть, тысячи "клонов" Земли. Пока еще сложно сказать, сколько "голубых планет" с водой, воздухом, стабильной температурой и щитом, защищающим их от комет и астероидов, находится в этой системе. Однако уже сейчас можно утверждать, что они есть, их много и на каждой из них может существовать жизнь: простые бактерии, разумные существа или умершие организмы.

По мнению источника, ответы на многие вопросы можно будет получить лишь при непосредственном наблюдении таких планет, которое будет вестись при помощи новых телескопов, которые предположительно будут выведены на орбиту американским агентством NASA и европейским агентством ESA лет через десять.

Тот факт, что "мы не одни", уже не вызывает сомнения у итальянских ученых. Они подтверждают это наличием в Галактике впечатляющего количества звезд, подобных нашему Солнцу (около 1200), и планет, вращающихся вокруг них (102), открытых за последние семь лет международной группой "охотников за планетами, находящимися за пределами Солнечной Системы". (Кстати, последняя из таких планет была открыта совсем недавно - 1 ноября). Астрономы из Падуи и ученые, работающие с телескопом "Галилей", открыли планету, вращающуюся вокруг самой маленькой звезды. Исследователи применили ту же технику, что и "охотники за звездами": изолировали луч, испускаемый звездой, за которой ведется наблюдение, и пропустили луч через призму, получив классическую радугу.

Смещение цветов в сторону голубого свидетельствует о том, что звезда продвигается в направлении Солнечной Системы. Планеты, совершающие движения вперед и назад, как правило, движутся по орбите какой-либо суперпланеты. Точно установив, что планета вращается вокруг большой звезды, можно рассчитать массу планеты и расстояние до звезды. Подобная техника для подтверждения результатов исследования была когда-то использована и применительно к нашей Солнечной Системе. Тогда первой "находкой" ученых стал Юпитер - самая крупная планета, вращающаяся на солнечной орбите.

Ракета "Протон" готовится к очередному коммерческому запуску

Завтра 26 ноября в 4:04 утра по местному времени на космодроме Байконур должен состояться очередной запуск ракеты "Протон". Она должна вывести на геостационарную орбиту коммерческий телекоммуникационный спутник Astra 1K, принадлежащий европейской компании SES. Вообще-то, этот старт должен был состояться еще 15 августа, но был отложен из-за проблем со спутником.

Это уже шестой спутник серии Astra, который ракета "Протон" выводит на орбиту. А вообще этих спутников из созвездия ASTRA запущено уже 13 штук, ASTRA 1K - четырнадцатый. На сегодняшний день это самый мощный в Европе коммерческий телекоммуникационный спутник. Построен он французской компанией Alcatel Space. На нем установлено 52 ретранслятора Ku-диапазона. Он рассчитан на работу в течение 13 лет. Его стартовый вес - 5.25 тонны. На орбите он развернет 6 солнечных панелей, размах крыльев которых составляет 37 м. Они будут вырабатывать мощность 13 кВт. Спутник ASTRA 1K будет обслуживать центральную и восточную Европу, а также всю европейскую часть бывшего СССР вплоть до Урала.

Уже 3 раза часы на космодроме Канаверал начинали обратный отсчет, однако по разным причинам запуск шаттла приходилось откладывать. Старт американского челнока "Индевор" планировался еще 11 ноября. Но за два часа до взлета специалисты обнаружили утечку кислорода - полет отменили.

18 ноября запуск тоже был остановлен. При подготовке к взлету выяснилось, что в ходе ремонта рабочие повредили манипулятор шаттла, который должен был обеспечить погрузочные работы по прибытию на МКС. После окончательной проверки старт был назначен на утро минувшей субботы. И вновь за несколько минут до взлета полет отменили - из-за плохой погоды в Испании. Дело в том, что по инструкции НАСА при запуске шаттла корабль должна быть готова принять хотя бы одна экстренная посадочная площадка за рубежом. Оба таких аэродрома находятся в Испании, на военных базах, в субботу там было облачно, и шел дождь.

В воскресенье, вопреки опасениям, в 3 часа 49 минут по московскому времени запуск все-таки состоялся. Теперь весь полет займет 11 дней. Американский космический корабль "Индевор" доставит на Международную космическую станцию шестой постоянный экипаж.

В составе экспедиции, которая продлится около 4 месяцев, двое американских астронавтов - Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит, а также российский бортинженер Николай Бударин. Они должны будут трижды выходить в открытый космос, чтобы установить на левой консоли специальную научно-энергетическую ферму, а также необходимое оборудование для дальнейшего монтажа станции. Обратным же рейсом на Землю вернутся Валерий Корзун, Сергей Трещев и Пегги Уитсон, которые работали на орбите с июня этого года.

Европейские астрономы найдут следы американцев на Луне, посмотрев в телескоп

Европейские астрономы намерены положить конец спорам, связанным с высадкой американских астронавтов на Луне, с помощью мощного телескопа, сообщает сайт газеты Telegraph. "Очень большой телескоп" (VLT) установлен в обсерватории, расположенной в Андах на территории Чили. Воспользовавшись этим прибором, астрономы намерены обнаружить на Луне часть хотя бы одного из шести космических аппаратов, прилунившихся в период с 1969 по 1972 год. В случае их обнаружения человечеству будут представлены первые фотосвидетельства реальности лунной экспедиции американцев, полученные не от НАСА.

Напомним, факты высадки на Луне американских астронавтов неоднократно подвергались сомнениям по целому ряду причин. Речь идет о флаге, развевающемся в безвоздушном пространстве; тенях, идущих в разных направлениях; отсутствии звезд на небе; несоответствии некоторых деталей посадочного модуля на разных фотографиях.

В конструкцию телескопа VLT входят четыре зеркала. В ходе первого наблюдения за лунной поверхностью ученые воспользуются лишь одним из них. Мощная оптика позволяет рассмотреть человеческий волос на расстоянии около 16 километров. На расстоянии 386 тысяч километров астрономы сумеют получить изображение участка диаметром около 122 метров с очень высоким разрешением, что позволит им обнаружить остатки одного из шести "Апполонов", если высадка имела место на самом деле.

NASA выделило на поиск метеоритов в Антарктиде еще 1,6 млн дол.

Скоро в Антарктиду отправится очередная американская исследовательская экспедиция. Основное финансирование таких ежегодных экспедиций осуществляет Национальный научный фонд США. В составе этой экспедиции будет группа, работающая по проекту ANSMET (Antarctic Search for Meteorites). Она будет заниматься поиском метеоритов во льдах Антарктиды.

Недавно, эта группа получила дополнительное финансирование от NASA в размере 1,6 млн дол. Эти деньги выделены на три года, то есть на три антарктических экспедиции. Это позволит увеличить количество людей в команде, которые в течение полутора месяцев будут непосредственно заниматься прочесыванием антарктической местности в поисках метеоритов. В помощь они получат небольшой самолет, на котором они смогут добраться до слабо изученных мест.

На этот раз они будут вести поиски в 200 километрах от американской полярной станции "Амундсен-Скотт", которая находится на южном полюсе.

За последние 25 лет команда ANSMET нашла более 11,8 тысяч метеоритов. 5% из них были очень необычными и представляют большой научный интерес. По статистике, примерно каждый тысячный метеорит из найденных, прилетел к нам с Луны или с Марса.

Группа ANSMET за время своего существования нашла 5 марсианских метеоритов. Первым был метеорит ALH77005, обнаруженный в 1977 г. Два года спустя в антарктическом льду нашли второй метеорит EETA79001. Самым знаменитым стал третий марсианский метеорит ALH84001, найденный в Антарктиде в 1984 г. в горах Аллана. Его исследования дали новый толчок дебатам том, что когда-то на Марсе существовали живые организмы, пусть и в виде микробов. В 1988 г. в Антарктиде на леднике Тонга нашли метеорит LEW88516, результатом исследования которого стали поиски признаков существования воды на Марсе. Последний марсианский метеорит нашли в Антарктиде в 1994 г., он получил наименование QUE94201.