29 ноября 2002 г.

Картина, которая полетит на Марс

Южная Корея успешно запустила первую собственную ракету на жидком топливе

Сначала во Вселенной были снежинки?

В декабре NASA запустит три новых научных спутника

День благодарения астронавты провели на работе в открытом космосе

В течение двух лет Россия запустит в космос 8 станций экомониторинга

Обратный отсчет времени для ракеты Ariane 5 остановлен в последние секунды перед запуском

Пентагон расследует появление над США загадочного инверсионного следа

Падающий российский "Протон" перепутали с метеоритом

Картина, которая полетит на Марс

1 июня 2003 г. с космодрома Байконур на ракете "Союз" должен стартовать европейский исследовательский зонд Mars Express, который отправится, как следует из его названия, к Марсу. На его борту будет небольшой спускаемый аппарат Beagle 2, которому предстоит совершить посадку на поверхность Марса в последних числах 2003 г. Beagle 2 будет собирать и исследовать образцы марсианского грунта (для этого он оснащен довольно мощным сверлом)

На поверхности Beagle 2 будет укреплено, с позволения сказать, живописное произведение весьма современного стиля (см. фото). Правда, предназначается оно не для развлечения марсиан, а для выполнения сугубо утилитарной задачи. Эти разноцветные кружочки, каждый из которых имеет совершенно определенный цвет, будут использованы для калибровки фотокамер и спектрометров.

Однако, как настоящее произведение искусства, эта "картина" будет выставлена в галерее White Cube в Лондоне, а уж потом ее установят на Beagle 2 (напомним, что Beagle 2 изготавливается в Великобритании). Когда Mars Express прилетит к Марсу и выйдет на околомарсианскую орбиту, он сбросит на поверхность Красной планеты минизонд Beagle 2, который должен совершить мягкую посадку с помощью парашютов и специальных надувных подушек. О своем прибытии на место Beagle 2 сообщит оставшемуся на орбите зонду Mars Express, выдав в эфир фрагмент мелодии одной из песен группы Blur.

Южная Корея успешно запустила первую собственную ракету на жидком топливе

Министерство науки и техники Южной Кореи сообщило об успешном запуске первой в стране ракеты, работающей на жидком топливе. Ракета KSR-III была запущена с космодрома Анхын в провинции Чхунчхон-Намдо с задержкой в один день, вызванной неблагоприятными погодными условиями. Длина ракеты составляет 14 м, а масса - 5 т. Тяга ракетного двигателя, использующего керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя, составляет 12,5 т.

Старт ракеты прошел в полном соответствии с проектом. KSR-III поднялась на высоту 42 км с максимальной скоростью 902 м/с и пролетела, в общей сложности, 85 км за 230 секунд. После того как ракета отработала все топливо, она упала в Желтое море. Отметим, что разработка KSR-III велась, начиная с 1997 г., и в проект было вложено 64,15 млн. долл. США.

Ранее Южная Корея успешно запустила две твердотопливные ракеты: KSR-I и KSR-II. По информации РИА "Новости", к 2005 г. министерство науки и техники Южной Кореи рассчитывает вывести на орбиту компактный спутник массой около 100 кг. А к 2015 г. эта страна может войти в число ведущих авиакосмических держав.

Сначала во Вселенной были снежинки?

Два астрофизика-теоретика из Швейцарии опубликовали недавно в онлайновой версии журнала Nature статью, где излагают свою гипотезу образования и первых "дней" жизни Вселенной.

Итак, они считают, что еще до образования галактик, звезд и планет во Вселенной была темная космическая зима и летали экзотические снежинки. Правда, эти снежинки состояли не из водяного льда, а из сконденсированного водорода. И появились они примерно через 300 тыс. лет после Большого Взрыва.

Хотя родилась Вселенная во время мощного взрыва, то есть в момент рождения в ней был очень жарко, но при расширении она должна была достаточно сильно охладиться. Так что когда появились первые атомы водорода было уже так холодно, что они стали соединяться друг с другом, образуя при этом нечто похожее на снежинки.

Водород - это самый простой и самый распространенный во Вселенной химический элемент. Он замерзает при температурах, близких к абсолютному нулю. Однако в описываемые времена температура вселенной составляла около 3000 градусов С. Откуда же могли взяться снежинки?

Авторы гипотезы полагают, что дело все в неустойчивом равновесии между космическим охлаждением и космическим расширением. Они считают, что атомы водорода тоже должны были расширяться, и при этом они становились холоднее окружающего космического пространства. Возможно, что они были достаточно холодны, чтобы замерзнуть. А потом получившиеся снежинки должны были поглощать космическое излучение и таять. На процессы замерзания и плавления водорода могли влиять сразу несколько факторов, но какой из них доминировал теоретики пока не знают.

Однако, далеко не все астрономы согласны с этой теорией. Некоторые считают ее полным бредом, мотивируя это тем, что газ, каким был водород на заре существования Вселенной, очень разрежен, и для того, чтобы его молекулы собрались вместе должно было пройти намного больше времени (300 тыс. лет - это слишком мало).

Полный текст статьи изобретателей гипотезы "космического снега" можно найти здесь.

В декабре NASA запустит три новых научных спутника

Американское космическое агентство запланировало на декабрь запуск трех новых путников научного назначения. Первый из них получил название ADEOS II и предназначен для изучения динамики ветров над поверхностью Мирового океана. Проект осуществляется NASA совместно с японским космическим агентством NASDA, а старт ракеты со спутником состоится 14 декабря с расположенного в Японии космодрома Танегасима.

Изучение ветров ADEOS II будет проводить с помощью специального радиолокатора SeaWinds, работающего в сверхвысокочастотном диапазоне (13,4 ГГц). Ежедневно аппарат будет проводить по 400 тысяч измерений, охватывая до 90% поверхности Мирового океана. С помощью SeaWinds планируется решать как чисто научные, так и практические задачи, вроде предсказания погоды и прогнозирования стихийных бедствий.

19 декабря с помощью американской ракеты "Дельта-2" на орбиту будут выведены еще два спутника. Аппарат ICESat (Ice, Cloud, and land Elevation Satellite) предназначен для изучения облачности, ледяных шапок и рельефа земной поверхности. Его основной задачей является выявление баланса между размерами ледников и облачностью, а также наблюдение за топографией земной поверхности и динамикой арктических и антарктических ледовых шапок. Спутник будет работать на полярной орбите, на высоте 600 км над Землей. Срок его службы составит 3 года, с возможностью продления до 5 лет.

Главной задачей аппарата Chipsat (Cosmic Hot Interstellar Plasma Spectrometer Sattelite) станет изучение характеристик космической плазмы. Эта задача будет решаться при помощи спектрометра CHIPS, фиксирующего фоновое космическое излучение с длиной волны от 90 до 260 ангстрем. Пиковая разрешающая способность спектрометра составляет 1/150 длины волны излучения (около 0,5 эВ). С помощью спектрометра ученые рассчитывают измерить температуру электронов космической плазмы, выявить условия ионизации и механизмы охлаждения плазмы.

День благодарения астронавты провели на работе в открытом космосе

Вчера Америка отмечала свой национальный праздник День благодарения, когда в семейном кругу положено есть индейку. А у астронавтов "шаттла" Endeavour, который пристыкован сейчас к МКС, был очень напряженный рабочий день. Особенно для двоих из них - Майкла Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria) и Джона Хэррингтона (John Herrington), которые работали в открытом космосе.

В течение 6 часов 10 минут они устанавливали и подключали оборудование на смонтированной во вторник ферме P1, на которой в дальнейшем разместятся солнечные панели. В частности они установили переключатели для трубопроводов с жидким азотом, удалили два крепежных штифта, удерживавших ферму в грузовом отсеке "шаттла" при запуске, установили еще одну антенную систему для радиосвязи между станцией и астронавтами во время выходов в открытый космос и передвинули "дрезину" по космической железной дороге с фермы P1 на противоположный конец фермы S1.

Последний номер программы выглядел очень эффектно: Хэррингтон, закрепив себя на одном конце руки робота-манипулятора МКС, ухватился руками за дрезину, вес которой составляет порядка 270 кг (невесомость, поэтому все можно), а управлявший этим роботом с борта МКС Дональд Петти (Donald Pettit) перенес Хэррингтона вместе с дрезиной на место назначения. При этом Хэррингтон с грузом проехал почти по полной дуге в 180 градусов, поднявшись над станцией почти на 15 м. Правда, происходило это все довольно медленно - в течение 20 минут.

Дрезину нужно было переставить, чтобы перед третьим выходом в открытый космос, который запланирован на субботу, можно было передвинуть подвижную платформу робота-манипулятора станции с центра фермы S0 на дальний конец фермы P1, где этот робот будет помогать в работах на внешней поверхности станции.

В течение двух лет Россия запустит в космос 8 станций экомониторинга

Восемь орбитальных аппаратов международной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций запустит в космос Россия. Группа спутников будет предназначена для предупреждения вероятного ущерба от природных катаклизмов. Запуски будут производиться до конца 2004 года с космодрома Плесецк тремя ракетами-носителями легкого класса "Космос-3М".

Старт тяжелой ракеты Ariane 5 новой модификации должен был состояться на космодроме Куру во Французской Гвиане вчера 28 ноября в 19:21 по местному времени (29 ноября 01:21 мск). Эта ракета должна вывести на околоземные орбиты два телекоммуникационных спутника - Hot Bird 7 и Stentor. Впервые ракета Ariane 5 должна взлететь с новым криогенным двигателем в разгонном блоке. Однако с первой попытки старт не получился.

Проблемы начались минут за 20 до назначенного времени - возникли неполадки в системе связи между ракетой и наземным оборудованием, но обратный отсчет времени останавливать не стали, и в течение 10 минут эти проблемы были решены. Однако за 13 секунд до старта компьютер остановил обратный отсчет из-за каких-то проблем со спутником Stentor. Но с ними довольно быстро разобрались, и обратный отсчет времени был начат вновь с отметки -7 минут (окно запуска в 43 минуты это позволяло) и было назначено новое время запуска - 19:47. Все шло нормально буквально до последних секунд. Как выяснилось, основной двигатель первой ступени Vulcain 2 не включился, так как от стартовой платформы вовремя не отделились трубопроводы, по которым подается жидкий кислород и жидкий водород в новый криогенный двигатель разгонного блока. Эти трубопроводы должны отделиться за 5,5 секунд до старта, и если нет никаких проблем, то за 4 секунды до запуска управление передается бортовому компьютеру ракеты, но этого не произошло.

Когда состоится повторная попытка запуска, пока не известно, так как из ракеты решено было слить все криогенное топливо и отправить ее со стартовой площадки в сборочный цех для детальных разбирательств с причинами случившегося.

Пентагон расследует появление над США загадочного инверсионного следа

Североамериканское командование аэрокосмической обороны (North American Aerospace Defense Command, NORAD) занялось расследованием обстоятельств появления в небе над территорией США длинного инверсионного следа неизвестного происхождения, сообщает CNN News.

По данным представителей Пентагона, впервые загадочный след был замечен около 16:00 по местному времени над Карибским морем, в районе островов Теркс (Turks) и Кайкос (Caicos). Судя по направлению следа, его источник перемещался в направлении территории США. В воздух немедленно были подняты истребители американских ВВС.

Позже сообщение о следе поступило от пилота пассажирского авиалайнера, который увидел его сначала над Флоридой а затем над Индианой. После этого никакой информации о дальнейшем продолжении следа не поступало.

Истребители, поднятые в воздух сразу с нескольких авиабаз, попытались догнать и опознать источник следа, однако ни визуального, ни радарного контакта с ним достичь не удалось. В настоящее время NORAD совместно с федеральной авиационной администрацией США (Federal Aviation Administration) ведет расследование инцидента. Представитель NORAD Кертис Дженкинс (Curtis Jenkins) в связи с этим заявил: "Мы даже не знаем, что это было. Просто мы получили сообщения о следах. Мы даже не в курсе - идет ли речь об одном следе или о двух разных".

Инверсионный след образуется на большой высоте, как правило в тропопаузе - переходном слое между тропосферой и стратосферой. Причины его появления - конденсации паров воды, содержащихся в продуктах сгорания углеводородного топлива по мере их охлаждения.

Падающий российский "Протон" перепутали с метеоритом

Жители многих городов на северо-западе США сообщили о падении метеорита, приняв за него российскую ракету-носитель "Протон", пишет газета Seattle Times.

По описанию свидетелей, они видели светящийся шар, который падал под небольшим углом к горизонту. Сгорая в атмосфере, шар разваливался на множество кусков, каждый из которых оставлял длинный светящийся след. По имеющимся данным, ни один из осколков "Протона" не упал на землю.

Напомним, что "Протон" стартовал с космодрома "Байконур" в ночь с понедельника на вторник. Он должен был вывести на орбиту европейский космический аппарат телевещания и связи "Astra 1K", однако после запуска произошел сбой в работе разгонного блока ракеты-носителя. В итоге спутник пришлось поднять выше заданной орбиты. По данным телеканала НТВ, "Astra 1K" будет затоплена в Тихом океане.