5 декабря 2002 г.

Замена в следующем экипаже МКС

Облачность не помешала взлететь ракете Atlas 2A

Шестой экипаж МКС: с корабля на бал

Endeavour не может приземлиться из-за облачности

Плотная облачность над мысом Канаверал в американском штате Флорида помешала приземлиться космическому кораблю Endeavour, возвращающемуся с МКС, сообщает Associated Press.

Шаттл предпринял две попытки приземлиться, но обе они потерпели неудачу из-за облачности. В центре управления полетом сообщили, что команда шаттла предпримет еще одну попытку завершить космическую экспедицию в четверг, при условии, что погода будет более благоприятной. Однако в соответствии с прогнозом погоды на четверг, плотная облачность должна сохраниться.

Центре космических полетов имени Кеннеди заявили, что космический корабль и экипаж могут оставаться на орбите до воскресенья. Однако на борту шаттла осталось ракетного топлива не более чем на четыре попытки приземления.

Космический корабль Endeavour должен доставить с МКС на Землю пятую экспедицию, в составе американской астронавтки Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и российских космонавтов Валерия Корзуна и Сергея Трещева, которые провели на МКС шесть месяцев.

Русские отправились на космодром Куру во Французской Гвиане

На этой неделе на космодром Куру во Французской Гвиане прибыла делегация российских специалистов из компании Starcem, которая предлагает услуги по запуску ракет "Союз" с космодрома Байконур.

Разговоры о том, что ракеты "Союз" будут взлетать с французского космодрома, ходили уже давно. По этому поводу было подписано соглашение на уровне премьер-министров, и вот, вроде, дело переходит в практическую плоскость. Российские специалисты прибыли, чтобы на месте исследовать возможность таких запусков. Делегацию принимали представители компании Arianespace, которая запускает с космодрома Куру свои ракеты Ariane.

Казалось бы, зачем французам конкуренты, да еще на собственном космодроме? Оказывается, в замен Россия должна будет купить 36 авиалайнеров Airbus.

Если соглашение о запусках будет подписано, то "Союзы" будут взлетать со стартовой площадки Малманури, которая находится в 6 километрах от места старта ракет Ariane-5. Постройка стартового комплекса обойдется приблизительно в 300 млн дол., и Европейское космическое агентство рассчитывает, что Россия заплатит хотя бы треть этой суммы, но, как сообщается, торг еще не закончен. Даже если бы окончательное соглашение было уже подписано, первый старт "Союза" с французского космодрома состоялся бы не раньше, чем через три года.

Кстати, компания Starcem не чужая для Arianespace, так как Starcem - это консорциум, акционерами которого являются европейская компания European Aeronautic Defence and Space Company (EADS), она самый крупный акционер, Arianespace, Росавиакосмос, и Самарский космический центр "ЦСКБ-Прогресс".

Израиль решил поучаствовать в поиске опасных астероидов

Вы можете подумать, что у Израиля сейчас только одна забота - это разобраться с палестинцами. Отнюдь. Израиль волнуют и такие глобальные проблемы как опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Израильское космическое агентство решило присоединиться к международному проекту по поиску потенциально опасных астероидов, в связи с чем послало соответствующее письмо президенту фонда Spaceguard Foundation, который и занимается этим проектом.

В письме говорится, что израильская сторона собирается организовать поиск опасных астероидов и наблюдение за ними с помощью телескопа обсерватории Wise в Тель-Авиве, используя для этого уже существующее оборудование и оборудование, которое будет скоро куплено.

В поиске потенциально опасных для Земли астероидов участвуют много телескопов из разных стран мира. Но ни одного астероида, который реально угрожал бы Земле, пока не обнаружено. Но это не означает, что таких астероидов нет.

Замена в следующем экипаже МКС

Следующий, седьмой по счету, долговременный экипаж МКС должен отправиться на станцию в марте 2003 г. Во всяком случае, такие сроки фигурируют в нынешних планах. В нем должно быть два российских космонавта и один американский астронавт.

Раньше предполагалось, что с российской стороны в экипаже будут Сергей Мощенко и Юрий Маленченко, а с американской - Эд Лу (Ed Lu). Однако недавно по представлению российской стороны была произведена замена: вместо Сергея Мощенко основным членом экипажа номер семь был назван Александр Калери, и в этом качестве он теперь и будет готовиться к полету. Он был в составе дублирующего экипажа МКС номер пять, который только что вернулся на Землю. А до этого он трижды был на станции "Мир": 145 дней в 1992 г., 197 дней в 1996 г. и 73 дня в 2000 г.

Причины, по которым была сделана замена, не называются.

Облачность не помешала взлететь ракете Atlas 2A

"Шаттл" Endeavour вчера не смог совершить посадку на мысе Канаверал из-за низкой облачности и неизвестно, сможет ли он сесть сегодня. Но эта плохая погода не помешала взлететь с того же космодрома ракете Atlas 2А. Вчера 4 декабря в 21:42 по местному времени (в Москве было уже 5 декабря 5:42 утра) они стартовала со спутником связи TDRS-J (Tracking and Data Relay Satellite-J).

Все прошло в штатном режиме. Через 20 минут после старта спутник отделился от разгонного блока Centaur, а еще через полчаса наземная станция слежения NASA в Канберре (Австралия) установила с ним контакт. В течение следующих восьми дней спутник, стартовый вес которого составляет почти 3200 кг, после нескольких включений собственного двигателя должен выйти на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км.

TDRS-J - это третий спутник в серии спутников TDRS второго поколения. Спутники TDRS работают в качестве ретрансляторов при связи между наземными ЦУПами и космическими кораблями, в том числе с "шаттлами", МКС и многочисленными научными спутниками, которые находятся на околоземных орбитах.

Шестой экипаж МКС: с корабля на бал

Новый, шестой по счету, экипаж МКС остался на станции "в одиночестве" в понедельник 2 декабря. Теперь командир экипажа Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox), бортинженер Николай Бударин и начальник станции по науке от NASA Дон Петтит (Don Pettit) - полноправные хозяева и рабочие станции на ближайшие четыре (а может быть и шесть) месяцев. Программа у них довольно насыщенная, причем не все работы будут "по специальности".

Несмотря на то, что буквально только что астронавты прилетавшего на МКС "шаттла" Endeavour провели три выхода в открытый космос и смонтировали на внешней поверхности МКС массу оборудования, скоро выход в открытый космос предстоит нынешнему экипажу станции. 12 декабря за борт пойдут Кен Бауэрсокс и Николай Бударин. Им предстоит 6,5 часов заниматься подготовкой строящегося каркаса станции к следующим монтажным работам. Со станции они выйдут через американский переходной модуль Quest. Причем это будет первый выход российского космонавта в открытый космос в американском скафандре (наоборот уже было).

А вчера 4 декабря экипаж участвовал в церемонии зажигания огней на большой рождественской елке в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. По этому поводу был устроен телемост с трансляцией по всей территории США. Это событие (зажигание елки) считается в Америке одним из самых значительных в году. В нем участвовали не только астронавты на орбите, но и астронавты на Земле.