15 декабря 2002 г.

С увеличением грузоподъемности ракеты Ariane 5 придется подождать

Японская ракета-носитель H-2A успешно стартовала

Ракета Ariane-5 с двумя спутниками упала в океан

Последние попытки связаться с зондом CONTOUR

Исследовательский зонд CONTOUR (сокращение от Comet Nucleus Tour - "путешествие к ядру кометы") стартовал с мыса Канаверал 3 июля этого года. Ракета Delta 2 вывела его на околоземную орбиту, на которой он должен был находиться до 15 августа. В этот день на зонде должен был включиться собственный ракетный двигатель, чтобы перевести его с околоземной на околосолнечную орбиту. Далее предполагалось, что CONTOUR, накручивая витки вокруг Солнца, в ноябре 2003 г. встретиться с кометой Encke, а в июне 2006 г. - с кометой Schwassmann-Wachmann 3. Основная цель этой миссии - исследование химического состава и структуры ядра и газопылевого облака комет.

Однако, все эти планы, судя по всему, можно уже забыть. Зонд попросту не выдержал включения двигателя, поскольку вскоре после завершения его работы астрономы увидели на месте зонда два тусклых объекта - его фрагменты, а немного позднее был обнаружен третий обломок аппарата. Сразу были предприняты попытки связаться с зондом, но они ничего не дали.

Вскоре космическое агентство NASA объявило, что построит новую копию CONTOUR'а, которая будет отправлена в космос к 2006 году.

Тем не менее, попытки связаться с зондом продолжились (с тем же успехом). И вот назван крайний срок: последние команды на зонд будут посланы 17 и 20 декабря. Сейчас, как предполагается, фрагменты зонда находятся на расстоянии около 67 млн км от Земли. На приемную антенну CONTOUR'а (если она вообще сохранилась) будет послан сигнал о его ретрансляции обратно. Если ответом опять будет тишина, но зонд будет официально объявлен потерянным. Правда, специалисты ЦУПа считают, что вероятность того, что CONTOUR "жив", крайне мала.

Американская учительница полетит на "шаттле" досрочно

Администратор NASA Шон О'Кифи (Sean O'Keefe) объявил о том, что в состав экипажа "шаттла", который отправится к МКС в ноябре 2003 г., будет бывшая учительница начальной школы Барбара Морган (Barbara Morgan). Раньше планировалось, что этот полет состоится только в 2004 г.

Вообще-то, госпожа Морган не новичок в отряде астронавтов NASA. Она попала в него еще в 1985 году, когда работала учителем в начальной школе индейской резервации в штате Монтана. Тогда NASA учредило программу "Учитель в космосе" (Teacher in Space) и в отряд астронавтов взяли нескольких учителей. Именно по этой программе в экипаж "шаттла" Challenger была включена учительница Криста Макколиф, мать двоих детей. Предполагалось, что с борта "шаттла" она проведет несколько уроков для детей. Но в январе 1986 г. запуск этого "шаттла" закончился катастрофой и гибелью всего экипажа.

После этой аварии программу "Учитель в космосе" закрыли, решив, что неспециалистам на "шаттлах" не место, хотя Challenger взорвался совсем по другим причинам. Барбара Морган вернулась в школу, но спустя 12 лет в 1998 г. программу "Учитель в космосе" реанимировали и ее опять позвали в отряд астронавтов, чтобы не учить нового человека с нуля. Так что ей снова пришлось бросить работу в школе.

Судя по всему, на этом руководство NASA решило не останавливаться, и в начале 2003 г. планируется объявить следующих учителей-участников будущих миссий "шаттлов". Оказывается в NASA обеспокоены тем, что интерес к космосу и технике среди молодежи падает, а возрождать его нужно у тех, кому еще только предстоит выбирать свою дорогу в жизни, поэтому и вспомнили про учительниц.

Итак, Барбара Морган включена в экипаж миссии STS-118, основная цель которой - монтаж новых сегментов каркаса МКС и доставка на станцию грузов для обитателей станции. Во время полета она будет работать как полностью подготовленный астронавт NASA и проведет для американских школьников несколько уроков с борта "шаттла" и МКС.

В "шаттле" Discovery обнаружены новые трещины

Летом этого года из-за эпопеи с маленькими трещинами в топливопроводе для жидкого водорода запуски всех "шаттлов" были отложены. Те трещины заварили и заполировали, и после этого состоялось уже два запуска: "шаттлы" Atlantis и Endeavour летали к МКС.

Однако, как теперь выясняется, инцидент на этом не закончился. На прошлой неделе во время традиционной инспекции инженеры обнаружили трещину в шаровой опоре диаметром 5,7 см, которая находится в трубопроводе, подающем жидкий кислород в основные двигатели "шаттла" Discovery. Проводившие проверку инженеры считают, что из-за этой трещины кусочек металла может во время запуска обломиться и попасть в двигатель, а это означает его взрыв со всеми вытекающими катастрофическими последствиями.

В ближайшее время планируется провести проверки тех же конструкций в "шаттлах" Atlantis и Endeavour в поисках аналогичных трещин. Ситуация с "шаттлом" Columbia пока неясна. Он уже стоит на стартовой площадке и готовится к запуску, намеченному на 16 января 2003 г. В таком положении "шаттла" проверить состояние проблемной детали очень сложно, так как для этого нужно снимать двигатели. Возможно, если трещины будут найдены в двух других "шаттлах", то старт Columbia придется откладывать.

Кстати, "шаттл" Discovery летает 19 лет и совершил за это время 30 экспедиций, и упомянутая деталь с трещиной на нем еще ни разу не менялась.

С увеличением грузоподъемности ракеты Ariane 5 придется подождать

11 декабря на космодроме Куру во Французской Гвиане состоялась вторая попытка запуска модернизированной ракеты Ariane 5. Модернизация эта имела целью увеличить грузоподъемность ракеты с нынешних 6200 кг до 10 тонн. В этой версии ракеты в первой ступени был установлен модернизированный криогенный двигатель Vulcain 2, а в разгонный блок - криогенный двигатель НМ-7В, который используется в ракетах Ariane 4.

На борту ракеты было два спутника: коммерческий спутник связи Hot Bird 7, принадлежащий французской компании Eutelsat, и демонстрационный спутник связи Stentor, принадлежащий Французскому космическому агентству.

Первая попытка запуска состоялась 28 ноября. Тогда обратный отсчет времени был остановлен буквально в последние секунды из-за сбоя в работе стартового компьютера. На этот раз старт произошел нормально, и ракета ушла в небо. Но, как впоследствии выяснилось, на 96 секунде полета была зафиксировано небольшое уменьшение давления в системе охлаждения двигателя первой ступени Vulcain 2.

Тем не менее, полет продолжался, и на отметке 2 минуты 17 секунд от первой ступени отстрелились два твердотопливных ускорителя. Примерно через 3 минуты после старта возникла "крупная проблема" с работой двигателя Vulcain 2, и начались сбои с ее управлением. Еще через несколько секунд произошел досрочный отстрел обтекателя ракеты, под которым находились спутники. В этот момент ракета находилась на высоте около 150 км. Сразу же после отстрела обтекателя контроль над ракетой был потерян, и она стала падать. Когда ракета упала до высоты 69 км, была подана команда на ее взрыв, после чего обломки упали в Атлантический океан на расстоянии 800-1000 км от места старта.

Комиссия по расследованию причин аварии официально начнет работу сегодня. По предварительной версии во всем виноват двигатель Vulcain 2, но причины его сбоя пока неясны.

Следует отметить, что эта авария не должна повлиять на сроки запуска зонда Rosetta, который должен стартовать на ракете Ariane 5G 12 января 2003 г., чтобы отправиться исследовать комету Виртанен. Ракета Ariane 5G - это базовая версия ракеты Ariane 5G со старым уже проверенным двигателем Vulcain.

Японская ракета-носитель H-2A успешно стартовала

14 декабря утром был произведен успешный запуск японской ракеты-носителя H-2A, с четырьмя спутниками, сообщает Reuters.

Первый коммерческий запуск японской ракеты был произведен в 10:31 по местному времени со стартовой площадки на небольшом тропическом острове Танегасима (Tanegashima), расположенном примерно в 1000 километрах от Токио.

Двухступенчатая ракета H-2A 53 метров высотой вывела на орбиту японский научно-исследовательский спутник, австралийский спутник связи FedSat, спутник мониторинга миграции китов, разработанный японским университетом, и спутник японского Национального агентства космических разработок (National Space Development Agency (NASDA)).

Это второй успешный запуск японской ракеты-носителя, после старта H-2A в сентябре этого года, прошедшего штатно.

Ракета Ariane-5 с двумя спутниками упала в океан

Вторая попытка запуска самой мощной европейской ракеты-носителя Ariane-5 закончилась неудачей, сообщает Associated Press. 11 декабря через три минуты после старта с космодрома "Куру" (Kourou) во Французской Гвиане из-за возникших на борту проблем ракета прекратила подьем и упала в Атлантический океан.

Вместе с носителем были потеряны и два спутника общей стоимостью в несколько миллионов долларов. Как сообщили представители европейской компании Arianespace, занимающейся программой запуска ракет серии Ariane, зажигание, отрыв ракеты от стартового стола и первоначальный набор высоты проходили успешно. Однако на третьей минуте полета носитель внезапно рассыпался на куски и упал в океан.

Пока неизвестна причина происшествия. Есть мнение, что к подобному финалу могли привести неполадки в системе окисления топлива. Район места происшествия в настоящее время изучается экспертами. Arianespace назначила на четверг пресс-конференцию. Оба спутника, находившихся на борту корабля, были застрахованы.

Предыдущая попытка запуска Ariane-5 28 ноября закончилась неудачей из-за неполадок в основном двигателе ракеты.