23 декабря 2002 г.

Бельгийскому космонавту Франку Де Винне присвоен дворянский титул виконта

Космическую рекламу "Би Лайна" назвали пиратской

Российская ракета "Днепр" вывела в космос 6 спутников

Рождение маленькой галактики

На прошлой неделе в журнале Astrophysical Journal появились фотографии совсем молодой галактики Pox 186, сделанные космическим телескопом Hubble. Эта галактика находится на расстоянии 68 млн световых лет от нас. Как предполагается, Pox 186 образовалась в результате столкновения двух еще более мелких галактик 100 млн лет назад (по космическим меркам, это совсем недавно). Вообще-то, возраст большинства более крупных галактик, и нашего Млечного Пути тоже, составляет несколько миллиардов лет.

Кроме молодости, Pox 186 еще и весьма миниатюрна по космическим стандартам: ее размер в поперечнике составляет всего 900 световых лет. Для сравнения: размер нашего Млечного Пути - около 100 тысяч световых лет. Таким образом, маленькая галактика Pox 186 еще раз подтверждает теорию о том, что все галактики образовались когда-то из меньших по размерам строительных блоков.

Молодое звездное скопление в облаке электронов

С помощью космического рентгеновского телескопа Chandra астрономы обнаружили странное облако из высокоэнергетичных электронов, окружающее молодое звездное скопление RCW 38. Это облако электронов вызывает существенные изменения в химическом составе окружающих звезды газо-пылевых дисков, из которых в будущем должны образоваться планеты.

Звездное скопление RCW 38 находится на расстоянии порядка 6 тысяч световых лет от Земли, а поперечные размеры этого звездного скопления составляют около 5 световых лет. Скопление RCW 38 состоит из тысяч звезд, которые образовались менее миллиона лет назад, то есть оно очень молодое. Оно необычно тем, что, по данным наблюдений, в нем находится источник высокоэнергетичных электронов, но, как именно они образуются, пока непонятно. Такие электроны обычно образуются при взрывах звезд, в сильных магнитных полях вокруг нейтронных звезд или черных дыр, но в скоплении RCW 38 нет ни нейтронных звезд, ни черных дыр. Возможно, эти электроны образовались при взрыве сверхновой, но никаких свидетельств того, что такой взрыв там произошел, пока не найдено.

Зонд CONTOUR молчит, и это уже навсегда

20 декабря была сделана последняя попытка связаться с зондом CONTOUR (сокращение от Comet Nucleus Tour - путешествие к ядру кометы). С помощью мощных антенн дальней космической связи в течение 12 часов на зонд посылались сигналы с командами ретранслировать их обратно. Однако ответом была только тишина.

Напомним, что запуск американского зонда CONTOUR с космодрома на мысе Канаверал состоялся 3 июля 2002 г. Ракета вывела его на околоземную орбиту, на которой пребывал до 15 августа, когда должен был включиться собственный ракетный двигатель зонда, чтобы перевести его с околоземной на околосолнечную орбиту. В ноябре будущего года CONTOUR должен был встретиться с кометой Encke, а в июне 2006 г. - с кометой Schwassmann-Wachmann 3. Пролетая мимо них, CONTOUR должен был исследовать химический состав и структуры ядра и газопылевого облака комет.

Зонд CONTOUR, судя по всему, не выдержал маневра с включением двигателя и развалился на части - в телескопы с Земли удалось увидеть три фрагмента, которые по всем признакам были обломками зонда. Тем не менее, NASA в течение 4 месяцев периодически пыталось связаться с этим аппаратом, и только сейчас он был официально объявлен потерянным.

NASA уже приняло решение построить копию зонда CONTOUR, которая отправится в космос в 2006 году.

Ракета "Днепр" в 2003 году доставит на Луну американский коммерческий спутник

Американская компания "Транс Орбитал" в кооперации с международным предприятием "Космотрас" планирует доставить на поверхность Луны драгоценности, визитные карточки, и урны с прахом землян.

Запуск американского микроспутника запланирован на октябрь 2003 года на российской ракете "Днепр" с космодрома Байконур. Об этом сообщил президент "Транс Орбитал" Джордж Деннис Лури.

По его словам, коммерческий космический аппарат проработает на орбите около 90 суток, после чего упадет на поверхность Луны. "Мы понимаем, что обшивка аппарата будет повреждена, однако сам груз останется целым", - пояснил Лури.

В ходе естественного снижения орбиты полета спутника и по мере его приближения к лунной поверхности можно будет получить фотоснимки очень высокого качества. "На космическом аппарате планируется установить две камеры - одна будет только фотографировать, другая - осуществлять видеозапись в постоянном режиме. "Под конец полета спутника мы рассчитываем получить снимки лунной поверхности с оптическим разрешением в один метр", - отметил Лури.

С помощью полученной со спутника информации специалисты планируют составить подробную лунную карту.

Бельгийскому космонавту Франку Де Винне присвоен дворянский титул виконта

Бельгийский космонавт Франк Де Винне, совершивший недавно космический полет на борту "Союза" и МКС, стал дворянином. Указом Короля бельгийцев Альберта II он возведен в титул виконта.

Ранее министр обороны Бельгии объявил, что на ближайшем заседании комиссии министерства по воинским званиям подполковнику авиации Франку Де Винне будет присвоено звание полковника.

Франк де Винне, стартовавший с "Байконура" 30 октября на "Союзе" вместе с двумя российскими космонавтами, провел в космосе 11 суток, осуществив на борту МКС свыше 20 научных экспериментов. Он стал вторым космонавтом в истории своей страны. Первым бельгийцем, побывавшим в космосе, стал в 1992 году Дирк Фримут, совершивший космической полет на борту американского челнока "Атлантис". Ему также был присвоен титул виконта.

Космическую рекламу "Би Лайна" назвали пиратской

В ноябре этого года на стендах наружной рекламы вдоль автомагистралей Москвы, а также в печатных изданиях появилась реклама новогоднего предложения от "Вымпелкома": два космонавта со счастливыми лицами и эмблемами NASA и "Звезды" на скафандрах предлагают приобрести комплект "Би+ GSM" всего за 99 рублей. Телевизионный ролик с этим сюжетом до сих пор транслируется по центральным каналам.

Как оказалось, NASA отнюдь не порадовало присутствие в рекламе российского сотового оператора эмблемы МКС, и теперь агентство готовит к отправке в Россию запрос по поводу ее незаконного использования. Как заявил корреспонденту "Ъ" высокопоставленный сотрудник американского космического агентства, который до отправки официального запроса в "Вымпелком" пожелал остаться неназванным, "эта эмблема предназначается исключительно для использования лишь внутри МКС, а не за ее пределами, тем более в коммерческих целях".

Аналогичным образом прокомментировали сложившуюся ситуацию в пресс-службе посольства США в Москве. При этом пока все американские представители наотрез отказываются называть возможную сумму иска к российской компании.

Между тем, претензиями американцев дело не ограничится. Как заявил вчера "Ъ" первый заместитель генерального директора и генерального конструктора научно-производственного предприятия "Звезда" Виталий Сверщек, "после появления этой рекламы юридическая служба нашего предприятия приступила к выяснению причин и обстоятельств ее появления, поскольку в ней без нашего ведома незаконно используется наша символика. Этот факт нами расценивается как пиратство". При этом г-н Сверщек не стал скрывать, что с подобными действиями рекламщиков "Звезда" столкнулась впервые. По его словам, руководство "Звезды" настроено самым решительным образом и желает разобраться, кто - "Вымпелком" или рекламное агентство - виноват в появлении некорректной рекламы, чтобы довести дело до суда. Однако и представитель "Звезды" не смог пока даже примерно назвать возможную сумму иска.

В ОАО "Вымпелком" отказались давать комментарии по поводу ситуации с эмблемой МКС, посоветовав обратиться к руководству студии "Ярче", которая выступила исполнителем рекламного заказа "Вымпелкома", сообщает "Коммерсант". На студии от официальных комментариев также отказались. Однако на условиях анонимности сотрудники "Ярче" сообщили корреспонденту "Ъ", что для съемок рекламы нового тарифа "Би Лайн" были использованы два космических скафандра - один старый, музейный, а другой новый, арендованный у НПП "Звезда".

Российская ракета "Днепр" вывела в космос 6 спутников

20 декабря на космодроме Байконур был произведен успешный запуск трехступенчатой ракеты "Днепр-1", которая построена на базе самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 ("Сатана"). Это был третий коммерческий запуск ракеты "Днепр". Она вывела на орбиту высотой 650 км с наклонением 65 градусов к экватору шесть небольших спутников: американский макет будущего корабля Trailblazer, который планируется в следующем году отправить к Луне; итальянский спутник UniSat 2; два аргентинских спутника LatinSat-A и LatinSat-B; немецкий Rubin 2; и SaudiSat 1C для клиента из Саудовской Аравии.

Итальянский спутник UniSat 2 весит всего 12 кг. Он предназначается для проведения нескольких экспериментов на орбите. Для этого на нем имеется датчик, для фиксирования ударов различных обломков на орбите, прибор для исследования аэрозолей, фотокамера и маленький двигатель.

Аргентинские спутники LatinSat-A и LatinSat-B весят еще меньше - по 11,4 кг каждый. Компания Aprize Satellite of Argentina собирается использовать их для проверки технологии мониторинга грузовых перевозок в своей стране.

Немецкий микроспутник Rubin 2 станет первым спутником, управляемым через Internet без использования наземных станций. Как сообщается, для управления самим спутником и его экспериментальной телекоммуникационной аппаратурой нужен только ПК и доступ в Internet.