8 января 2003 г.

Последний беспилотный китайский космический корабль вернулся на Землю

Исследователи Марса набирают добровольцев, желающих полежать 2 месяца в постели

Российский член экипажа МКС не выйдет в космос по состоянию здоровья

Инородное кольцо из звезд вокруг Млечного Пути

Астрономы, работавшие по проекту составления подробной карты четверти всего звездного неба Sloan Digital Sky Survey, сделали важное открытие. Оказывается, вокруг нашей спиральной галактики Млечный Путь есть кольцо из совершенно посторонних звезд. "Посторонние" они потому, что их вращение происходит хоть и вокруг центра Млечного Пути, но с гораздо меньшей угловой скоростью, чем у остальных звезд нашей галактики. Астрономы объясняют это тем, что это кольцо является остатком какой-то небольшой галактики, с которой столкнулся Млечный Путь. И произошло это, возможно, около 10 млрд лет назад.

По разным оценкам звезд в этом кольце может быть от 100 до 500 миллионов. Обнаружили их совершенно неожиданно при наблюдении внешнего края нашей галактики в направлении созвездия Единорога. Диаметр этого звездного кольца составляет около 120 тыс. световых лет. Оно находится на расстоянии около 30 тыс. световых лет от нашей солнечной системы. До сих пор никто не замечал этого кольца из-за того, что его звезды находятся в той же плоскости, что и наш Млечный Путь, и их загораживают другие звезды и газовые облака из нашей галактики. Однако при составлении трехмерной карты звездного неба удалось отделить "наши" звезды от "посторонних".

В принципе, столкновение галактик - не такое уж редкое явление во Вселенной. Например, у нашей недалекой по космическим меркам соседки - галактики Андромеды, которая по форме похожа на Млечный Путь - астрономы обнаружили хвост из звезд, который мог остаться после поглощения ею меньшей по размерам галактики или галактик.

Военный Coriolis отправился исследовать океанские ветра и солнечные шторма

Первый космический старт в новом 2003 г. состоялся 6 января. После многочисленных задержек из-за плохой погоды и технических проблем ракета Titan 2 наконец-то стартовала с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Хотя по идее она должна была это сделать еще 15 декабря. Сначала старту мешала плохая погода, потом проблемы с системой отделения спутника от ракеты, затем сбой в программном обеспечении бортового компьютера спутника, потом - сильный ветер в верхних слоях атмосферы. Успешной оказалась только шестая попытка запуска.

В итоге модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета Titan 2 вывела на околоземную солнечно-синхронную орбиту американский военный исследовательский спутник Coriolis весом 815 кг (это самый тяжелый спутник из всех, с какими приходилось иметь дело ракете Titan 2). Предполагается, что Coriolis будет работать в космосе в течение трех лет. Стоимость всего этого проекта - 224 млн дол.

На спутнике Coriolis установлено 2 основных прибора. Первый - это микроволновый поляриметр-радиометр Windsat, который будет заниматься измерением скорости и направления ветров около поверхности океанов и морей. Этот прибор будет работать в интересах ВМФ США для совершенствования прогнозирования погоды во время военных операций. Предполагается также, что с его помощью можно будет лучше прогнозировать развитие ураганов и тайфунов.

Второй прибор - это система формирования изображения выбросов материи с поверхности Солнца Solar Mass Ejection Imager. В его информации заинтересованы ВВС США. С его помощью планируется за 1-3 дня получать предупреждения о надвигающихся геомагнитных штормах и соответствующим образом готовить к возможным сбоям системы связи, в том числе и военные.

Последний беспилотный китайский космический корабль вернулся на Землю

В минувшее воскресенье в пустыне Внутренней Монголии совершил успешную посадку четвертый китайский космический корабль Shenzhou, который завершил почти недельный испытательный беспилотный полет вокруг Земли. Shenzhou 4 спустился на парашюте недалеко от места посадки предыдущих трех китайских кораблей этой серии (хотя некоторое время назад ходили слухи, что очередной свой космический корабль китайцы посадят в море).

Shenzhou 4 стартовал на ракете Long March 2F с космодрома Jiuquan 30 декабря прошлого года. На орбите он разделился на спускаемый аппарат и орбитальный модуль. Последний еще находится на орбите и будет летать там еще несколько месяцев, а спускаемая капсула совершила ставшие уже стандартными 108 витков вокруг Земли (столько же накрутили два предыдущих корабля Shenzhou 2 и 3, соответственно, в январе 2001 г. и в марте 2002 г.).

Как сообщается, за время полета на борту Shenzhou 4 был выполнен ряд экспериментов по физике, биологии и медицине, и все они прошли, как и планировалось.

По заявлению официальных представителей китайского космического ведомства, корабль Shenzhou 4 был идентичен будущему пилотируемому кораблю. В частности, в нем имеются все необходимые для полета человека системы жизнеобеспечения. Более того, в него загрузили воду, продукты питания и прочие вещи, необходимые человеку в полете. Так что нынешний полет Shenzhou был настоящей репетицией пилотируемого полета.

Shenzhou 4 был еще в космосе, а китайское космическое начальство уже объявило о том, что в следующий полет на этом корабле отправятся первые китайские космонавты (возможно, это будет только один космонавт). И состоится этот полет уже во второй половине 2003 г. Таким образом, Китай станет третьей страной в мире после России и США, отправившей своего гражданина в космос на собственной ракете и на собственном корабле.

Исследователи Марса набирают добровольцев, желающих полежать 2 месяца в постели

В Берлинском свободном университете идет подготовка к очередному эксперименту на людях, который планируется провести в интересах будущей экспедиции на Марс. Здесь набирают добровольцев, которые согласны полежать в постели и подвергнуться разнообразным медицинским тестам. Это далеко не первый эксперимент по исследованию влияния невесомости на организм человека. Такие эксперименты неоднократно проводились и у нас в стране, и в США, и в Европейском космическом агентстве. Невесомость на Земле моделируется довольно просто: человека укладывают в постель, которая наклонена под углом 6 градусов к горизонту, причем ноги оказываются выше головы.

На этот раз в качестве цели эксперимента заявлена подготовка к будущему полету на Марс. Хотя с нынешними скоростями до Марса только в один конец придется лететь как минимум месяцев семь, а вся экспедиция займет года два, от подопытных добровольцев такой жертвы не потребуется, они пролежат в постели только два месяца. Правда, им этот срок наверняка малым не покажется, ведь в постели им придется и есть, и пить, и умываться, и делать все остальные дела. С семьями и друзьями они смогут общаться только по телефону. Зато телевизор смогут смотреть хоть круглые сутки. Кроме того, каждый день им придется делать физические упражнения (тоже лежа), чтобы мышцы не атрофировались. И все эти муки придется терпеть всего лишь за 15 евро в день. А в это время врачи будут исследовать у подопытных все изменения в работе системы кровообращения и других внутренних органов, а также измерять потерю мышечной и костной массы.

Правда, реальная экспедиция на Марс состоится не скоро - лет через 15. Но готовиться к ней, конечно же, нужно заранее.

Российский член экипажа МКС не выйдет в космос по состоянию здоровья

Российский космонавт Николай Бударин, работающий в настоящее время на Международной космической станции (МКС), не будет принимать участие в предстоящем выходе в открытый космос из-за проблем со здоровьем, сообщает Reuters.

Эта информация была распространена американским национальным космическим агентством NASA во вторник. Подробности о состоянии здоровья российского космонавта не разглашаются.

Проведение строительных работ в открытом космосе было запланировано еще на декабрь, однако было отложено из-за болезни одного из членов экипажа - тогда не сообщалось, кто именно испытывает проблемы со здоровьем.

В итоге руководство экспедиции приняло решение, что вместо Бударина в космос вместе с командиром Кеннетом Бауэрсоксом (Kenneth Bowersox) выйдет американский астронавт Дональд Петит (Donald Pettit).

Тем не менее, планируется, что Бударин будет по-прежнему выполнять всю необходимую работу на станции до возвращения на Землю, которое запланировано на март.