9 января 2003 г.

У Юпитера обнаружен сороковой спутник

Обнаружена первая марсианская река из "сухого льда"

Пылевой диск вокруг далекой звезды. Рождаются новые планеты?

Строительство Международной космической станции продолжится

Недавно взорвавшаяся звезда может взорваться снова в любую минуту

Маленькие трещинки в сопле двигателя стали причиной аварии большой ракеты Ariane 5

Пентагон решил сэкономить 200 миллионов долларов, отказавшись от испытаний НПРО

У Юпитера обнаружен сороковой спутник

Юпитер закрепил свое первенство среди планет солнечной системы по количеству известных спутников. Недавно был обнаружен сороковой его спутник, который получил в каталоге спутников наименование S/2002 J1. На снимке вверху он представляет собой еле заметное светлое пятнышко, на которое указывает желтая стрелка.

Этот спутник был найден с помощью 2,2-метрового телескопа, установленного на Гавайях на горе Мауна-Ки. Нашел его астроном Скотт Шеппард (Scott Sheppard), который давно уже занимается поиском спутников Юпитера и принимал участие в открытии 22 других его спутников.

Спутник этот довольно маленький, поэтому определить его размер непосредственно пока не представляется возможным. Но по оценкам на основании его светимости его диаметр составляет около 3,5 км. Он делает виток вокруг Юпитера за 748 дней. Движется он по эллиптической орбите в обратную сторону по отношению к вращению Юпитера вокруг своей оси. Вполне возможно, что этот спутник является астероидом, который когда-то "неосторожно" пролетал мимо Юпитера и был захвачен его гравитационным полем. Либо он мог образоваться в результате столкновения каких-то космических тел.

Напомним еще, что второе место в солнечной системе по количеству известных спутников занимает сейчас Сатурн - их у него 30. Затем идет Уран с 21 спутником и Нептун, у которого 8 спутников. Достижения остальных планет гораздо скромнее: у Марса - 2 спутника, у Земли и Плутона - по одному, а у Меркурия и Венеры - ни одного спутника.

Обнаружена первая марсианская река из "сухого льда"

По всей видимости, ученым удалось впервые обнаружить потоки вещества в каньонах на Марсе. Геолог из Мельбурнского университета (Австралия) доктор Ник Хоффман (Nick Hoffman) на снимках поверхности Марса, полученных автоматической станцией Mars Global Surveyor, обнаружил признаки активных процессов, протекающих в каньонах и каналах в приполярных районах планеты. Однако, несмотря на мнение большинства ученых, полагающих, что речь идет о потоках жидкой воды, доктор Хоффман считает, что, скорее всего, это замерзшая двуокись углерода. Если он окажется прав, попытки НАСА обнаружить воду в жидком состоянии и жизнь на Марсе окажутся обреченными на неудачу.

В последнем номере журнала Astrobiology доктор Хоффман представил свои доказательства того, что потоки на Марсе, скорее всего, собственно к воде не имеют никакого отношения.

В ходе анализа данных, полученных автоматическими станциями, обнаружилось, что марсианской весной потоки несутся по каньонам, заполненным льдом и снегом из двуокиси углерода при температуре минус сто тридцать градусов Цельсия. На таком холоде даже кислота в аккумуляторе превратится в каменный булыжник. Вода не может течь в таких условиях, так что, скорее всего, в марсианских каньонах течет двуокись углерода. Однако на Марсе жидкая двуокись углерода существовать не может; она переходит непосредственно из твердого в газообразное состояние (так называемая сублимация). По всей видимости, "потоки" представляют собой обвалы или лавины из "кипящего" сухого льда, несущие с собой песок, пыль и камни.

"Это открытие может развеять все иллюзии относительно наличия жизни на Марсе, - полагает г-н Хоффман. - Если механизм образования всех молодых каньонов на Марсе одинаков, тогда жизни в приповерхностных слоях планеты, которую так отчаянно разыскивает НАСА, не существует. Без воды в жидком состоянии жизни быть не может, а, несмотря на многочисленные недавние сообщения об обнаружении на Марсе все большего и большего количества водяного льда, НАСА так и не обнаружило воды в жидком состоянии".

По словам доктора Хоффмана, обнаружение активных потоков на Марсе - само по себе эпохальное открытие, поскольку прежде Марс представлялся абсолютно недвижным, если не брать во внимание пылевых бурь. Каньоны на Марсе считаются наиболее вероятными кандидатами на обнаружение потоков жидкой воды на Марсе в наши дни, и многие специалисты НАСА сосредоточились на поиске механизмов, которые могли бы объяснить их образование под действием водной эрозии. Однако никому прежде не удавалось увидеть каньон "в действии".

Пылевой диск вокруг далекой звезды. Рождаются новые планеты?

Космический телескоп Hubble с помощью своей новой камеры запечатлел диск из пыли вокруг молодой звезды HD 141569A, которой всего 5 млн лет (наше Солнце в 1000 раз старше). Эта звезда находится на расстоянии 320 световых лет от нас в созвездии Весы, она входит в систему трех звезд. По мнению астрономов, в таких пылевых дисках могут идти процессы образования новых планет.

Черно-белый снимок слева представляет собой фотографию, сделанную камерой телескопа. На нем пылевой диск изображен немного сбоку, именно так он и виден с Земли. На втором цветном снимке показана та же картина, но "в анфас", как она была смоделирована на компьютере. Правда, цвета здесь не соответствуют реальным, а фотография эта была раскрашена, чтобы лучше выявить структуру пылевого диска. Черное пятно в центре обоих снимков соответствует областям, где свет звезды загораживался специальным экраном, чтобы можно было увидеть пылевой диск вокруг нее. Когда-то и наша Земля начиналась с такого облака пыли.

Строительство Международной космической станции продолжится

Наступивший 2003 год станет годом продолжения строительства Международной космической станции (МКС).

Основной задачей ближайших 12 месяцев, когда будет завершено создание базовой структуры международного комплекса, станет развертывание всех панелей солнечных батарей и обеспечение достаточной энергией всех систем станции, как уже смонтированных, так и тех, которые только готовятся отправиться в космос.

В течение года на борту МКС будут работать три основных экипажа. Один из них в составе Кеннета Бауэрсокса (Kenneth Bowersox), Николая Бударина и Дональда Пети (Donald Pettit) встретил на борту станции Новый год, два других отправятся в полет весной и осенью 2003 года. Еще 31 астронавт из пяти стран прибудут на МКС на борту кораблей многоразового использования системы Space Shuttle, а также на борту кораблей "Союз ТМА-2" и "Союз ТМА-3".

Запланировано проведение 24 выходов в открытый космос, 18 из которых совершат экипажи шаттлов, а 6 - основные экипажи МКС.

Вот полный перечень предстоящих пилотируемых полетов по программе сборки станции.

- Atlantis по программе STS-114 / ISS ULF1 должен стартовать 1 марта 2003 года. В его экипаж войдут командир Эйлин Коллинз (Eileen Collins), пилот Джим Келли (Jim Kelly), специалисты полета Соичи Ногучи (Soichi Noguchi) и Стив Робинсон (Steve Robinson). На борту будут находится и члены седьмой экспедиции на МКС Юрий Маленченко, Александр Калери и Эд Лу (Ed Lu).

- 26 апреля стартует "Союз ТМА-2" с космонавтами Геннадием Падалкой и Педро Дуке (Pedro Duque) на борту. Третий член экипажа пока не определен, но не исключено, что им станет очередной космический турист.

- 23 мая в полет должен отправиться Endeavour по программе STS-115 / ISS-12A. На его борту будут находиться командир Брент Джетт (Brent Jett), пилот Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson), специалисты полета Дэн Бербэнк (Dan Burbank), Стив МакЛин (Steve MacLean), Хайдемари Стефаншин-Пайпер (Heidemarie Stefanshyn-Piper) и Джо Таннер (Joe Tanner).

- Atlantis по программе STS-116 / ISS-12A.1 должен стартовать 24 июня. Кроме членов экипажа - Терри Уилкатта (Terry Wilcutt), пилота Вилла Офелейна (Bill Oefelein), специалистов полета Боба Кербима (Bob Curbeam) и Кристера Фуглесанга (Christer Fuglesang) - на его борту будут находиться члены экипажа 8-й основной экспедиции на МКС: Майк Фоул (Mike Foale), Валерий Токарев и Билл МакАртур (Bill McArthur).

- 2 октября по программе STS-117 / ISS-13A отправится в полет Endeavour с астронавтами Риком Стуркоу (Rick Sturckow), Марком Полански (Mark Polansky), Джимом Рейлли (Jim Reilly), Риком Мастраччио (Rick Mastracchio), Джоан Наггинботэм (Joan Higginbotham) и Пэт Форрестер (Pat Forrester) на борту.

- Российский космический корабль "Союз ТМА-3" должен стартовать 18 октября. Экипаж официально еще не назван.

- И, наконец, не ранее 13 ноября должен начаться полет космического корабля Columbia по программе STS-118 / ISS-13A.1. На его борту будут находиться астронавты Скотт Келли (Scott Kelly), Чарли Хобо (Charlie Hobaugh), Скотт Паразински (Scott Parazynski), Дэвид Уилльямс (David Williams), Лиза Новак (Lisa Nowak) и Барбара Морган (Barbara Morgan).

Недавно взорвавшаяся звезда может взорваться снова в любую минуту

Астрономы-любители, проживающие вдали от света больших городов, могут в ближайшее время стать свидетелями нового взрыва звезды Rho Cassiopeiae из созвездия Кассиопеи. Эта звезда находится на расстоянии более 10 тыс. световых лет от Земли, но на темном небе она видна и невооруженным глазом, так как она ярче нашего Солнца в 500 тыс. раз. Ее звездная величина составляет 4,5, а глаз человека различает на небе звезды шестой величины.

Rho Cassiopeiae - это гигантская звезда, масса которой в 20-40 раз больше нашего Солнца. Взрывы на этой звезде происходили уже не раз. Например, в 1946 г. ее яркость уменьшилась до 6-й величины, но потом она опять стала "разгораться". Затем был взрыв в начале 2000 г. При этом, по подсчетам астрономов, в космос была выброшена материя, общая масса которой приблизительно в 10 тысяч раз больше массы нашей Земли. Тем не менее, после этого взрыва звезда не успокоилась и, по наблюдениям астрономов, ее атмосфера сейчас беспорядочно пульсирует. Это говорит о том, что в любую минуту на этой звезде может произойти новый взрыв, возможно, еще более мощный, чем первый. После чего ее яркость может сильно уменьшиться и невооруженным глазом ее уже нельзя будет увидеть. Правда, взрыв этот никакой опасности для землян не представляет. И это будет не последний катаклизм на звезде Rho Cassiopeiae. По подсчетам астрономов, последний и самый большой взрыв на ней может произойти через 50 тыс. лет, и тогда Rho Cassiopeiae станет сверхновой звездой.

11 декабря 2002 г. во время первого запуска модернизированной ракеты Ariane 5 произошла авария, завершившаяся взрывом ракеты через 3 минуты после старта и потерей двух спутников, которые она должна была вывести на орбиту. Модернизация ракеты Ariane 5 по сравнению с ее "базовой" версией состояла в том, что в ее первой ступени был установлен новый криогенный двигатель Vulcain 2, а в разгонном блоке - криогенный двигатель НМ-7В, который используется в ракетах Ariane 4. Эта модернизация была проведена для того, чтобы увеличить грузоподъемность ракеты Ariane 5 с 6200 кг до 10 тонн.

Сразу после аварии была создана независимая комиссии по расследованию ее причин и до выяснения этих причин решено было отложить запуск исследовательского зонда Rosetta, который должен был отправиться в космос на "базовой" модели ракеты Ariane 5.

6 января комиссия по расследованию представила свой отчет производителю ракет Ariane компании Arianespace. Основной его вывод таков: в аварии виноват новый двигатель Vulcain 2, а точнее, система охлаждения сопла этого двигателя. В начале полета в трубопроводах этой системы произошла утечка хладоагента, что привело к перегреву сопла двигателя. Следствием этого стало нарушение симметрии тяги двигателя, что привело к потере контроля за полетом ракеты и в конечном итоге к катастрофе.

Следует отметить, что на "базовой" версии ракеты Ariane 5 установлен предыдущий двигатель Vulcain 1. Он менее мощный, чем Vulcain 2, и сопло у него тоже меньше. Во время полета сопло двигателя Vulcain 2 подверглось запредельным механическим и тепловым нагрузкам, которые, как выяснилось, нельзя было смоделировать во время наземных испытаний. При таких нагрузках в трубопроводах сопла возникли небольшие трещины, из которых и произошла утечка хладоагента.

В отчете комиссии даны следующие рекомендации:

- во-первых, в двигателе Vulcain 2 необходимо изменить конструкцию сопла с учетом конструкции двигателей Vulcain 1, которые 12 раз успешно работали при взлетах "базовых" ракет Ariane 5;

- во-вторых, инженерам компании Arianespace предстоит все-таки исследовать возможность моделирования реальных летных нагрузок двигателя во время наземных испытаний;

- и в-третьих, компании Arianespace следует усилить внимание к качеству всех деталей и механизмов ракеты Ariane 5.

Пока, правда, неясно, когда сможет взлететь старая ракета Ariane 5 с зондом Rosetta на борту. Изначально он был запланирован на 12 января 2003 г. Этот зонд отправляется к комете Wirtanen для ее исследований и высадки спускаемого аппарата на ее ядро. Полет этот продлится 10 лет, траектории движения зонда и кометы хорошо просчитаны, и чтобы встретиться с кометой зонду Rosetta нужно отправиться в путь "вовремя". Окно его запуска составляет 19 дней, то есть старт должен состояться до конца января, в противном случае эту экспедицию придется перенести на неопределенное время. Руководство компании Arianespace пообещало назвать новую дату запуска к 14 января.

Что же касается очередной модернизированной ракеты Ariane 5, то ее запуск состоится не раньше, чем через полгода.

Пентагон решил сэкономить 200 миллионов долларов, отказавшись от испытаний НПРО

Пентагон решил отказаться от части испытаний НПРО, передает АР. Представитель Пентагона сообщил журналистам, что было принято решение пропустить два испытания по перехвату ракет, которые были намечены на зиму и на весну 2003 года. В результате этого удастся сэкономить 200 миллионов долларов.

Следующие испытания будут проведены только после того, как корпорация Boeing, являющаяся ведущим контрактором министерства обороны США в разработке НПРО, закончит разработку новой ракеты-носителя. Как предполагается, это случится не раньше осени 2003 года.

Представители Пентагона убеждены, что в ходе предыдущих испытаний им уже удалось проверить общую работоспособность их концепции НПРО, заключающейся в уничтожении вражеских ракет в космосе. Между тем, система НПРО еще не располагает ракетой-носителем, которая сможет эффективно доставить в космос установки-перехватчики.

Корпорация Boeing предприняла несколько попыток приспособить для этой цели уже существующие ракеты-носители, однако после серии неудачных испытаний в 2001 и 2002 году было принято решение разработать новую ракету-носитель специально для этой цели. Разработкой новой ракеты Boeing занимается в сотрудничестве с Lockheed Martin и Orbital Sciences.