16 января 2003 г.

Космический телескоп SOHO обнаружил летающую тарелку?

На борту "шаттла" Columbia будут выращивать мхи и лишайники

Американские астронавты поработали в открытом космосе

Для зонда Rosetta подберут другую комету

Магнитные полюса Земли могут поменяться местами

Американская охрана удивила израильскую космическую делегацию

Космический телескоп SOHO обнаружил летающую тарелку?

Космический телескоп SOHO (Solar and Heliospheric Observatory) находится на прямой, соединяющей Землю и Солнце, в точке на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Отсюда он ведет наблюдение Солнца. В поле зрения его камеры попадают разные объекты, в том числе многочисленные кометы, которые заканчивают свое существование, сгорая в атмосфере Солнца. А недавно эта камера выдала вот этот снимок.

Специалисты NASA поначалу сочли эти снимки результатом сбоя в работе камеры. А любители летающих тарелок заявили, что здесь запечатлен корабль инопланетян, за которым тянется турбулентный след. Застрельщиками в этом деле стали члены группы исследователей НЛО Euroseti. Ее основатель Майк Муррей, который занимается летающими тарелками уже 30 лет, получил эти изображения от одного испанского бизнесмена, который принимает снимки с телескопа SOHO на свою большую домашнюю спутниковую тарелку в окрестностях Барселоны.

Они обратили внимание NASA на эти фотографии, после чего там сказали, что это, наверное, астероид или комета, но не смогли объяснить такой траектории движения.

В общем, группа Euroseti намерена демонстрировать эти снимки в Национальном космическом центре Великобритании в Лестере 24, 25 и 26 января в качестве доказательства того, что солнечная система посещается инопланетянами.

На борту "шаттла" Columbia будут выращивать мхи и лишайники

Сегодня 16 января с космодрома на мысе Канаверал должен стартовать "шаттл" Columbia, чтобы отправиться в 16-дневную научную экспедицию.

В соответствии с нынешними правилами безопасности, предварительно объявляется только ориентировочное время запуска "шаттла" - окно длительностью 4 часа (в данном случае - с 10 до 14 часов 16 января), а относительно точное время - за сутки до старта. Точное время уже объявлено - 10:39 по местному времени (18:39 по московскому), длительность окна запуска - 2,5 часа.

Пока "шаттл" будет накручивать витки вокруг Земли, на его борту в лабораторном модуле Spacehab круглосуточно будут проводиться эксперименты по самым разным отраслям науки и техники. Будут там и экзотичные эксперименты. Например, с австралийскими пауками. Предстоит выяснить, как изменится (или не изменится) в невесомости паутина, которую они будут плести. Запланирован и эксперимент с выращиванием растений. Правда, это будут весьма специфичные растения - мох, который часто растет на крышах (его официальное латинское название - Ceratodon purpureus). Известно, что этот мох использует гравитационное поле при определении направления, в котором идет рост его клеток. Клетки этого мха всегда растут в направлении противоположном направлению гравитационного поля. Что они будут делать в невесомости, пока точно неизвестно.

Аналогичный эксперимент проводился на борту "шаттла" в 1997 г. Тогда мох находился в невесомости в темноте в течение двух недель. Как выяснилось, направление роста клеток мха было не случайным - они начали закручиваться по часовой стрелке в довольно правильные спирали. На этот раз планируется выращивать мох не только в темноте, но и под красным светом. Перед возвращением на Землю выращенные мхи будут законсервированы в специальном химическом растворе, чтобы появившаяся сила тяжести не испортила результатов эксперимента.

Американские астронавты поработали в открытом космосе

Вчера 15 января у экипажа МКС был день работы в открытом космосе. Изначально планировалось, что за борт пойдут командир экипажа Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox) и бортинженер Николай Бударин. Однако американцы забраковали нашего космонавта по медицинским показателям и решили, что вместо него в открытом космосе будет работать американец Дональд Петтит (Donald Pettit).

Хотя российские врачи считают, что Бударин абсолютно здоров, но этот выход в открытый космос должен был проводиться в американских скафандрах, поэтому последнее слово было за NASA. Поэтому Николай Бударин, на счету которого имеется 8 выходов в открытый космос, обеспечивал поддержку работ изнутри станции.

Без приключений не обошлось. Кеннет Бауэрсокс не смог с первого раза открыть выходной люк, ручка никак не поворачивалась. Поначалу показалось, что уплотнитель деформировался и поэтому не дает открыть люк. 20 минут Бауэрсокс безуспешно возился с ним. А потом за дело взялся Дональд Петтит. Он сначала потянул рукоять на себя и, удерживая в таком положении, повернул ее, после чего люк открылся. Потом он сказал, что таким же способом ему приходится частенько открывать дверцу своего автомобиля.

И Бауэрсокс и Петтит впервые выходили в открытый космос. У них было две основных задачи: развернуть недавно установленный на ферме P1 комплект радиаторов общей длиной около 25 м и очистить стыковочное кольцо модуля Unity от абразивных загрязнений. Частички песка с космодрома попали на стыковочный узел во время посещения станции "шаттлом". Для очистки была использована липкая лента.

Кроме того, астронавты начали установку прожектора на ферме для солнечных панелей, но завершить эту работу не удалось, так как возникли проблемы с одним из болтов. Этот пункт программы считался неважным, поэтому на него решили не тратить время понапрасну. Зато полностью выполнили проверку бака для аммиака, используемого в системе охлаждения. В программе также числились пункты по перемещению на внешней поверхности МКС некоторых инструментов.

В общем, 50-й выход в открытый космос за время строительства МКС, был признан успешным.

Для зонда Rosetta подберут другую комету

Уже окончательно стало ясно, что исследовательскому зонду Rosetta не судьба добраться до кометы Виртанена (Wirtanen). Старт должен был состояться 11 января. Вывести зонд в космос должна была ракета Ariane 5.

Однако за месяц до назначенной даты запуска на космодроме Куру во Французской Гвиане произошла авария. Модифицированная с целью увеличения грузоподъемности ракета Ariane 5 взорвалась через 3 минуты после старта из-за нештатной работы нового двигателя первой ступени Vulcain 2. И хотя в той модели ракеты Ariane 5, на которой должен был отправиться зонд Rosetta, используется старый двигатель Vulcain 1, руководство компании Arianespace решило не возобновлять запуски, пока не будет проведено всестороннее расследование инцидента.

Но, чтобы достигнуть кометы Виртанена, зонду Rosetta нужно стартовать до конца января - так рассчитана его траектория. Уже очевидно, что сделать это не удастся. Поэтому Европейское космическое агентство, которое затеяло этот проект, решило поискать новую цель для зонда. Планируется рассмотреть пять или шесть кандидаток, прежде чем будет принято окончательное решение. Но выбор будет сделан где-то в конце 2003 г., а пока кометы-кандидатки даже не названы. Так что экспедиция эта откладывается как минимум на год.

Напомним, что зонд Rosetta должен был прилететь к комете Виртанена в ноябре 2011 г., выйти на орбиту вокруг ее ядра и исследовать его в течение года. Кроме того, зонд Rosetta должен был сбросить на поверхность ядра кометы спускаемый аппарат, который провел бы его съемку с близкого расстояния и исследования его состава.

Судя по всему, все то же самое Rosetta проделает с другой кометой. Стоимость этого проекта составляет около миллиарда евро. А эта задержка и перекраивание планов обойдутся Европейскому космическому агентству еще в 100 млн евро.

Магнитные полюса Земли могут поменяться местами

Необычные результаты получили ученые, наблюдавшие за состоянием магнитного поля нашей планеты с помощью датского спутника Orsted. Сравнивая данные, собранные Orsted, с результатами предыдущих изысканий, исследователи обратили внимание на своеобразные "магнитные дыры" - области с аномально малой интенсивностью магнитного поля. Расположены эти области в южной части Атлантического океана и в Арктике. Появление таких дыр может свидетельствовать о скорой рокировке магнитных полюсов Земли.

Особенно ученых удивила лавинообразность происходящих изменений. По их мнению, ядро нашей планеты претерпевает грандиозные флюктуации, а вся геодинамическая система работает именно так, как будто полюса скоро поменяются местами. Согласно принятой в настоящее время теории, за формирование магнитного поля ответствены потоки расплавленного железа, движущиеся вокруг твердого ядра Земли. Иногда в этих потоках могут образовываться гигантские "водовороты", в определенных условиях действительно способные переставить местами северный и южный магнитные полюса.

Специалист Датского центра планетарных исследований Нильс Ольсен полагает, что именно такие "водовороты" ответствены за появление "магнитных дыр". "Водовороты" оказывают заметное влияние на характер потоков расплавленного железа в центре Земли и могут менять направление этих потоков. В случае, если направление всех течений вокруг земного ядра поменяется, северный полюс превратится в южный, и наоборот.

Насколько быстротечно может пойти процесс смены полюсов, пока неизвестно, однако последствия его могут самым серьезным образом повлиять на биосферу и человека. В процессе изменения направления железных потоков магнитное поле Земли может ослабнуть, что приведет к значительному усилению воздействия на нашу планету солнечного излучения. А если полюса действительно поменяются местами, то придется переделывать все навигационные системы. Потерять ориентацию в пространстве могут и представители дикой природы, например, перелетные птицы.

Впрочем, столь радикальные изменения в магнитосфере не являются чем-то из ряда вон выходящим. Про словам Энди Джексона, специалиста по геомагнетизму из Лидского университета (Великобритания), магнитные полюса меняются местами примерно раз в 500 тысяч лет, а со времени последнего "перескока" прошло уже около 750 тысяч лет.

Американская охрана удивила израильскую космическую делегацию

Во время подготовки к запуску американского космического корабля Columbia предприняты беспрецедентные меры безопасности - в составе экипажа находится израильский астронавт полковник ВВС Илан Рамон, сообщает BBC news.

В частности точное время старта - 10:39 (15:39 по Гринвичу) официально объявили только лишь за сутки. Кроме того, сам космодром охраняют пусковые установки ракет ПВО и истребители.

В связи с участием в экспедиции гражданина Израиля, а также прибытием на космодром делегации из этой страны, меры пришлось усилить. Вокруг отеля, в котором остановилась делегация, была организована 300-метровая зона безопасности. Здание охраняют отряды спецслужб и кинологи с собаками.

Директор израильского космического агентства Абу Хар-Эван признался, что подобных мер безопасности не принимают даже в его стране. "Мы удивлены всем происходящим. В Израиле, где гораздо больше проблем, мы не предпринимаем подобных мер", - заявил он.