24 января 2003 г.

На краю Вселенной найдены первые "млечные пути"

Гигантская звезда скоро съест свою большую планету

Спиральная галактика в рентгеновском свете

Парфюмерный эксперимент в космосе

На краю Вселенной найдены первые "млечные пути"

Астрономы давно пытаются найти ответ на вопрос: через сколько времени после Большого Взрыва образовались первые звезды и галактики?

Группа астрономов, работающих в университете Тель-Авива и в Гарвард-Смитсониевском центре астрофизики, считает, что процесс образования первых звезд происходил очень быстро. Они заявляют, что им первым удалось найти прямое доказательство того, что первые большие галактики, по размерам сравнимые с нашим Млечным Путем, полностью сформировались меньше чем за миллиард лет.

Хотя в те времена таких больших галактик было все же немного, а большинство галактик по размерам были раз в сто меньше.

Тем не менее, удалось найти те самые немногочисленные большие галактики, существовавшие в молодой Вселенной (которая выглядела примерно так, как показано на рисунке выше). Правда, с тех пор эти большие галактики еще больше увеличились в размерах, так как на протяжении всей своей историей поглощали более мелкие галактики. Конечно, эти галактики нельзя увидеть даже в самые мощные современные телескопы, так как они находятся слишком далеко - на расстоянии более 10 млрд световых лет. Зато удалось увидеть свет очень ярких квазаров, которые находятся в этих галактиках.

Некоторые такие квазары имели весьма характерный спектр излучения (с двумя горбами). Такой профиль спектра свидетельствует о том, что часть излучения квазара поглощается межгалактическим водородом, который устремляется в галактику с квазаром. Таким образом, по спектру удалось определить массу галактики-хозяйки квазара. У двух далеких квазаров, масса галактик оказалась почти такой же, как у нашего Млечного Пути.

Однако, открыватели этих первобытных больших галактик подчеркивают, что хотя они по массе сравнимы с Млечным Путем, но между ними все же существует и большая разница. В центре Млечного Пути находится относительно небольшая черная дыра, масса которой составляет около 3 миллионов масс Солнца. А в этих первобытных галактиках, несмотря на то, что у них было очень мало времени для формирования, имеются черные дыры, масса которых составляет порядка миллиарда масс Солнца.

Гигантская звезда скоро съест свою большую планету

Недавно весь мир облетело сообщение о том, какая судьба ждет Землю через 7,5 млрд лет: наша звезда Солнце увеличится в размерах до такой степени, что попросту поглотит Землю. Но к этому времени на Земле уже давно не будет ничего живого - все будет сожжено мощным излучением Солнца через 200 млн лет.

А вот для планеты, недавно обнаруженной у гигантской звезды HD 47536, конец наступит намного скорее. Звезда эта находится на расстоянии 400 млн световых лет от нас в южном полушарии неба в созвездии Большого Пса.

Планету около этой звезды обнаружили с помощью специального спектрографа, установленного на 1,52-метровом телескопе в обсерватории ESO La Silla в Чили. Расстояние между звездой и ее планетой составляет около 300 млн км, то есть оно вдвое больше, чем радиус орбиты Земли. Вроде бы оно не так уж и мало, но следует учесть, что планета эта относится к супергигантам - по массе она в 5-10 раз тяжелее Юпитера. Период ее вращения вокруг ее звезды составляет 712 дней, то есть немного меньше двух земных лет.

По размерам звезда HD 47536 намного больше нашего Солнца (ее диаметр составляет около 33 млн км, а у Солнца - около 1,4 млн км). Но по массе разница уже не так велика: масса HD 47536 составляет от 1,1 до 3,0 масс Солнца. То есть в ней уже закончилось топливо для термоядерной реакции, следствием этого стало расширение звезды. На этом этапе температура звезды поверхности падает, но пока еще составляет несколько тысяч градусов, а цвет звезды начинает меняться с желтого на красный. То есть звезда HD 47536 превращается в красного гиганта. При расширении звезды, расстояние между ее поверхностью и поверхностью ее планеты становится все меньше и меньше, а на самой планете становится все жарче и жарче. В итоге через несколько десятков миллионов лет звезда HD 47536 лишит свою планету всех ее внешних газообразных слоев, а через 200-300 млн лет вообще полностью поглотит ее.

Спиральная галактика в рентгеновском свете

Это снимок спиральной галактики M83. Только сделан он не видимом диапазоне спектра, а в рентгеновском (с помощью рентгеновского космического телескопа Chandra). И сразу стали видны яркие нейтронные звезды и рассеянное рентгеновское излучение черных дыр. Самое яркое центральное пятно - это область бурного образования новых звезд, самым старшим из которых сейчас всего 20 млн лет (нашему Солнцу - 5 млрд лет).

При съемке в рентгеновском спектре оказалось, что в центральной области этой галактики (на втором снимке) концентрация нейтронных звезд и черных дыр намного больше, чем в остальных частях галактики. Кроме того, обнаружилось, что центральную область окружает облако раскаленного газа, температура которого составляет 7 млн градусов С. В этом облаке нашли атомы углерода, неона, магния, кремния и серы, которые выбрасываются в космос массивными звездами, а также при взрывах сверхновых.

Вдоль спиральных рукавов галактики тоже находятся облака горячего газа, но здесь он намного холоднее - "всего" 4 млн градусов. А это говорит о том, что процесс образования новых звезд здесь идет далеко не так активно как в центре.

Парфюмерный эксперимент в космосе

Среди многочисленных экспериментов, которые должны будут выполнить за время своего 16-дневного полета астронавты "шаттла" Columbia, есть эксперимент, спонсором которого является парфюмерная компания International Flavors & Fragrances Inc.

В ходе этого эксперимента астронавты должны извлечь из цветов имеющиеся в них масла, законсервировать их и доставить для химического анализа на землю. Упомянутая компания надеется таким способом создать новый "космический" аромат для духов и другой парфюмерной продукции.

Для этого эксперимента в лабораторном модуле Spacehab, который находится в грузовом отсеке "шаттла", установили герметичную минитеплицу, в которой растет маленький розовый куст с шестью бутонами и цветок азиатского риса с запахом жасмина. Масло из цветов было извлечено, можно сказать, автоматически. Для этого нужно было просто нажать на кнопку. После чего внутри теплицы выдвинулись специальные иглы, вонзились в цветы и высосали из них масло. И пусть количество этого масла оказалось просто микроскопическим, его будет достаточно для проведения анализа и последующего искусственного синтезирования такого же запаха на Земле.

Кстати, парфюмерные эксперименты проводятся в космосе не впервые. Эта же компания International Flavors & Fragrances Inc. в 1998 г. уже отправляла в космос розы (правда, другого сорта) на борту "шаттла" Discovery. После того полета были созданы духи, получившие "буддистское" название Zen, и дезодорант Impulse. Скорее всего, и после этой экспедиции в продаже появятся какие-нибудь "космические" духи.