NASA почти закончило работу над марсоходами
30 мая и 25 июня 2003 г. одинаковые американские ракеты Delta 2 должны вывести в космос два одинаковых американских космических аппарата, которые отправятся к Марсу. На их борту будут два одинаковых шестиколесных марсохода, которые пока не получили официальных названий и фигурируют только под рабочими именами Mars Rover-A и Mars Rover-В. Завтра как раз заканчивается срок подачи заявок на конкурс названий для них, который устроен для учеников американских школ.
Разработкой и постройкой марсоходов занималась Лаборатория реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL). Сейчас ее специалисты уже заканчивают тестирование этих аппаратов.
В 1997 г. по Марсу уже ездил американский марсоход Sojourner. Это был совсем небольшой аппарат весом 10 кг, который проехал по поверхности Красной планеты около 90 м. Нынешние марсоходы гораздо солиднее, они весят около 180 кг. Предполагается, что они будут работать на поверхности Марса в течение 90 дней и за это время проедут около 600 м. На своем пути они должны будут исследовать 6 камней, сделать с высоким разрешением несколько панорамных снимков окружающего марсианского ландшафта и передать снимки и результаты химического и минералогического анализа проб грунта на Землю.
В 1999 г. NASA потеряло два исследовательских зонда, отправленных к Марсу. Причем один из них должен был совершить посадку на эту планету. Поэтому неудивительно, что на этот раз американцы решили продублировать свои аппараты. Так вероятность полного провала уменьшается вдвое.
Микроквазар в солнечной системе, который гуляет сам по себе
Астрономы провели расчет траектории, по которой через нашу галактику Млечный Путь в течение последних нескольких миллионов лет двигалась двойная звездная система Scorpius X-1. Эта звездная система состоит из нейтронной и обычной звезд (причем нейтронная звезда постепенно "поедает" свою компаньонку). Расчеты показали, что эта "парочка" объединилась более 30 млн лет назад, и, скорее всего, составляющие ее звезды были выброшены из какого-то звездного скопления, расположенного далеко от центра нашей галактики. А сейчас двойная звезда Scorpius X-1 движется по эллиптической траектории перпендикулярно плоскости Млечного Пути.
Двойная звезда Scorpius X-1 представляет собой так называемый "микроквазар", в котором материя, вытягиваемая из обычной звезды образует вокруг сверхплотной нейтронной звезды быстро вращающийся диск. Этот диск так сильно разогревается, что испускает рентгеновское излучение и выбрасывает две "струи" субатомных частиц, которые летят почти со скоростью света.
Система Scorpius X-1 была открыта в 1962 г. Она находится на расстоянии около 9 тысяч световых лет от Земли. Это самый яркий из известных источников непрерывного рентгеновского излучения. За его открытие и последующие исследования астроном Рикардо Гиацони (Riccardo Giacconi) получил в 2002 г. Нобелевскую премию по физике.
На орбиту выведен очередной спутник навигационной системы GPS и экспериментальный военный микроспутник XSS-10
Вчера 29 января с космодрома на мысе Канаверал в 13:06 по местному времени (21:06 мск) стартовала ракета Delta 2, которая вывела на орбиту спутник GPS 2R-8 для навигационной системы GPS. Спутник GPS 2R-8 стоимостью 40 млн дол. заменит один из старых спутников системы GPS - GPS 2A-18, проработавший в течение 10 лет. В течение ближайших двух недель новый спутник должен выйти на предназначенную ему орбиту (плоскость В, слот 1), а 17 февраля он, как предполагается, начнет работу.
24 основных спутника системы GPS располагаются на высоте 17,65 тыс. км над Землей на 6 орбитальных плоскостях по четыре в каждой. На некоторых плоскостях имеется по дополнительному резервному спутнику. Без нового спутника GPS 2R-8 сейчас в навигационной системе GPS имеется 26 работающих спутников. Они используются для определения точного местонахождения и скорости движения военных и гражданских объектов в любой точке земного шара. Эта навигационная система используется также для наведения на цели так называемых "интеллектуальных" бомб.
Кроме спутника GPS 2R-8 ракета Delta 2 вывела в космос экспериментальных микроспутник XSS-10 весом 28 кг. Он принадлежит Исследовательской лаборатории ВВС США. Этот спутник отделился от ракеты намного позже спутника GPS 2R-8 - через 16 часов после старта. В течение нескольких часов этот спутник должен в автономном режиме выполнить ряд маневров на орбите с помощью новой экспериментальной системы наведения. Кроме того, на XSS-10 установлен новый легкий двигатель, бортовой компьютер с новым ПО для системы наведения, миниатюрная система связи, комбинированная камера и астроориентатор. Для электропитания спутника используются литий ионные батареи. Их заряда хватит на сутки, поэтому всю программу работ спутник XSS-10 должен выполнить за это время, после чего станет космическим мусором.
По сообщению ВВС США, спутник XSS-10 является первым в серии микроспутников, которые планируется использовать для инспекции, встречи, стыковки и маневрирования вокруг других космических объектов.
ГЛОНАСС обрел вторую жизнь
Европейская комиссия вернулась к рассмотрению возможности совместных с Россией работ по созданию единой навигационной системы. Сотрудники Центра управления полетами (ЦУП) объявили о том, что "уже есть пилотные проекты, над которыми они готовы работать совместно с европейцами". Предполагается, что скоро должны начаться "контрактные проработки". С другой стороны, на 2003 г. принята Федеральная целевая программа финансирования отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).
"Когда начинали создание европейской навигационной системы "Галилео", то рассматривали возможность делать ее совместно с Россией. Даже хотели провести эксперимент - заменить в кассете один спутник ГЛОНАСС на европейский, в кассете они по три штуки выводятся на орбиту, - говорит Валерий Удалой, первый заместитель начальника ЦУПа, в ответ на вопрос CNews.ru о перспективах российско-европейского сотрудничества - Мы, как по экспоненте, сблизились до реального пуска, реального эксперимента. Затем вернулись на исходные и сейчас вновь пошли на сближение. Теперь рассматриваются те же вопросы, но в новом свете".
Тогда основным препятствием к проведению совместных работ стало расхождение между руководством ЕС и Россией во взглядах на бомбардировки в Косово. Но на прошлой неделе в Москве прошел семинар, посвященный сотрудничеству между Россией и Евросоюзом в области космических технологий. Здесь вновь обратились к возможности совместного создания спутниковой навигационной системы для ЕС. И это не случайно, поскольку стоимость проекта "Галилео" оценивается не менее чем в $3,2 млрд. и предусматривает создание группировки из 38 спутников.
Однако есть еще одно существенное препятствие. По решению Еврокомиссии, не члены Европейского космического агентства (ECA) могут рассчитывать максимум на 5% от бюджета. "Этот вопрос, конечно бы, решился, и он является тормозом для сотрудничества, - говорит Валерий Удалой. - Те решения, которые мы предлагаем по использованию ГЛОНАСС, стоят больше, чем 5%, предусмотренные для обычной страны. А европейцы хотят получить окупаемость только за счет оборудования".
Сейчас, по словам руководства ЦУПа, одна из основных задач, поставленных перед центром, заключается в создании специализированных программно-технических комплексов для решения задач навигации и управления полетами. В основном, это восстановление национальной системы глобальной космической навигации и создание единой системы координатно-временного обеспечения народного хозяйства на основе отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
По словам первого заместителя начальника ЦУПа, "ГЛОНАСС начал от полного развертывания в 24 спутника. Сейчас их 8, да и то не все работают". Поскольку ГЛОНАСС двойного назначения, то "решение вопросов гражданской составляющей" возложено на ЦУП. Но это стало одной из причин того, что спутниковую систему оставили на голодном пайке. В армии у офицеров, кроме высшего командования, просто не было аппаратуры для работы с ней.
На 2003 г. принята Федеральная целевая программа финансирования "ГЛОНАСС" и это, как считает руководство ЦУПа, позволит начать возвращение утраченных позиций. "И мы будем надеяться, что в скором времени будут не только GPS-приемники, но и приемники ГЛОНАСС, - сказал первый заместитель начальника ЦУПа, - Тем более что мы уже достигли резкого уменьшения разброса и можем давать координаты с точностью меньше метра".
Этот и другие вопросы вчера обсуждались на пресс-конференции созданию в ЦУПе, посвященной Центра управления полезными нагрузками МКС на базе оборудования НР.
NASA создает принципиально новую систему межпланетных полетов
Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) с 2004 года начинает реализацию новой программы по исследованию планет Солнечной системы.
По утверждению агентства SpaceRef Interactive, Джордж Буш подписал указ о финансировании проекта под названием "Юпитер Тур" (Jupiter Tour), суть которого в создании принципиально нового способа межпланетных полетов, радикально отличающегося от практиковавшегося последние 40 лет.
В бюджете 2004 года будет предусмотрена специальная статья расходов на данный проект. Стоимость проекта оценивается, ориентировочно, в три миллиарда долларов.
В рамках программы "Юпитер Тур" будут созданы специальные космические корабли, способные совершать круизные полеты от одного спутника Юпитера к другому без дополнительной дозаправки и промежуточного возвращения на базу.
Ядерные силовые установки для кораблей этого класса уже разрабатываются согласно утвержденному ранее проекту "Прометей".
Подобные полеты, по мнению ученых, позволят детально изучить крупнейшую планету Солнечной системы и около 40 ее спутников.
Старт первых кораблей миссии намечен на 2009-2010 годы.
Нейтринный телескоп AMANDA ловит нейтрино в Антарктиде
Как известно, нейтринные телескопы совсем непохожи на оптические (как, впрочем, и на любые другие). Задача нейтринного телескопа - обнаружить нейтрино, частицы, источником которых являются наше Солнце, нейтронные звезды, взрывы сверхновых и тот самый Большой Взрыв, с которого началась наша Вселенная.
Нейтрино почти не взаимодействуют с материей, поэтому их довольно сложно обнаружить. Приходится строить довольно сложные конструкции, чтобы можно было обнаружить их следы.
Один из таких нейтринных телескопов был построен в толще антарктического льда на глубине от 1500 до 2000 м. Он называется AMANDA (Antarctic Muon and Neutrino Detector Array, Антарктическая решетка детекторов мюонов и нейтрино). Телескоп состоит из матрицы фотоумножителей, которые прикреплены к металлическим струнам, опускающимся на глубину до 2 км. Каждый фотоумножитель находится в оптическом модуле, который представляет собой стеклянный шар диаметром 30 см. Всего таких модулей 308 штук.
По подсчетам авторов проекта, с помощью такой конструкции можно определить направление движения нейтрино с точностью до 3,5 градусов, что достаточно для определения источника высокоэнергетичных нейтрино (наше Солнце испускает низкоэнергетичные нейтрино).
Было построено даже две версии нейтринного телескопа AMANDA: первая - в 1997 г., а вторая, усовершенствованная, - в 2000 г. Как сообщается, телескоп AMANDA-II позволяет получить в 10 раз больше информации об источниках нейтрино, чем первая AMANDA.
На телескопе AMANDA сейчас работает международная группа физиков и астрономов. Всего в общей сложности 105 человек из 20 университетов и институтов из США, Европы и Южной Америки. Финансируют работы несколько международных организаций, в том числе Национальный научный фонд США, Министерство энергетики США и Суперкомпьютерный центр Калифорнийского университета. Первые результаты столь масштабных работ будут опубликованы в ближайшем номере Astrophysical Journal от 1 февраля 2003 г.
Первый космический аппарат с ионным двигателем стартует в марте
Японский исследовательский зонд MUSES-C, научной программой которого впервые в мире предусматривается взятие проб грунта с поверхности астероида и доставка их на Землю, будет оснащен ионным двигателем. Именно с его помощью и будет осуществляться большинство операций зонда в глубоком космосе. Старт аппарата MUSES-C намечен на май текущего года.
Прототип такого двигателя на испытаниях в японском институте космических исследований ISAS, начавшихся 30 марта 2000 года, автономно (правда, не непрерывно - с несколькими плановыми отключениями) отработал уже более 18000 часов, продемонстрировав исключительную надежность. Данная расчетная продолжительность работы была достигнута еще в два часа пополудни 25 октября 2002 года, но двигатель работает до сих пор и не сломался. На всем протяжении испытаний двигатель обеспечивал расчетную тягу. В качестве рабочего вещества в ионном двигателе использовался ксенон.
Аппарат MUSES-C станет первым в мире космическим аппаратом, основная двигательная установка которого будет ионной. До этого в космическом пространстве проводились только испытания ионных двигателей. Правда, один из таких экспериментальных двигателей неожиданно сумел спасти спутник связи Artemis, который из-за неполадок ракеты-носителя не удалось вывести на расчетную геостационарную орбиту. Запасов обычного химического ракетного топлива на борту было недостаточно для подъема аппарата на заданную высоту и его дальнейшей 10-летней эксплуатации. С помощью экспериментального ионного двигателя, установленного на спутнике, удалось обеспечить постепенный подъем спутника на более высокую орбиту со скоростью примерно 20 километров в сутки. В настоящее время эта цель уже практически достигнута.
|