Космический челнок Columbia потерпел катастрофу при входе в атмосферу
Космический шаттл Columbia сгорел при входе в атмосферу на высоте порядка 62 километров над территорией штата Техас. Все семеро астронавтов, находившихся на борту челнока, погибли.
Этот трагически завершившийся полет был 113-ым по счету за 22-летнюю историю программы запусков космических кораблей многоразового использования. Для самого челнока Columbia, старейшего из шаттлов NASA, эта миссия была двадцать восьмой.
Центр управления полетами NASA в Хьюстоне, Техас, потерял связь с челноком 1 февраля в 9 часов утра по времени Восточного побережья США (17.00 по московскому времени) за 16 минут до рассчетного момента посадки корабля в Космическом центре имени Кеннеди в штате Флорида. Как заявил член руководства космическими полетами NASA Билл Ридди, пока еще рано выдвигать какие-то предположения относительно причин трагической гибели шаттла Columbia. В правительственных кругах США, тем не менее, сразу поспешили заверить в том, что возможность террористического акта ими отметается как нереальная.
По словам Рона Дитмора, руководителя программы полета шаттла, первые признаки опасности были зарегистированы через считанные минуты после потери связи с челноком, когда приборы сообщили о потере температурных датчиков левого крыла. Дитмор добавил, что спустя несколько секунд после исчезновения термических сенсоров левого крыла пропали показания давления в камерах левого шасси, и появились данные о чрезмерном перегреве аппарата.
Следует отметить, что 16 января, во время старта Columbia, оторвавшийся кусок изоляции с подвесного топливного бака задел левое крыло. На следующий день Лерой Кейн, руководитель полетов в Центре управления в Хьюстоне, заверил собравшихся на пресс-конференции журналистов, что инженеры NASA сочли причиненный этим происшествием ущерб космическому кораблю незначительным и не угрожающим жизням астронавтов.
Гибель астронавтов Columbia стала второй по счету трагедией после взрыва на старте челонока Challenger 28 января 1986 года. В сгоревшем над Техасом шаттле также погибли все семеро членов экипажа: командир корабля Рик Хазбенд, второй пилот Уильям Маккул, астронавты Дэвид Браун, Калпана Чавла, Лорел Кларк, руководитель миссии Майкл Андерсон и первый израильский астронавт Илан Рамон.
Бдительные специалисты NASA обвинили свое руководство в близорукости
Серьезные опасения, связанные с безопасностью полетов космических кораблей многоразового использования, ведущие специалисты NASA высказывали еще в прошлом году, сообщает сайт газеты The New York Times. Для улучшения сложившейся ситуации специалисты требовали увеличения бюджета агентства, однако в результате руководство NASA уволило пятерых членов Совета по аэрокосмической безопасности и двух консультантов, сотрудничавших с этим органом.
По словам уволенных специалистов, решение руководства NASA связано ни с чем иным, как с желанием прекратить поток критики в свой адрес. Еще один член Совета по аэрокосмической безопасности покинул свое кресло добровольно, в знак солидарности с коллегами.
В свою очередь руководители NASA мотивировали кадровые решения стремлением ввести в состав совета более молодых сотрудников, а вовсе не расправой с нелояльными работниками. Указанные перестановки происходили в NASA прошлой весной, однако в связи с субботней катастрофой шаттла "Колумбия" члены Конгресса вновь решили обратить на них пристальное внимание. Конгрессмены собираются выяснить, действительно ли угроза безопасности полетов связана с недостатками бюджета NASA.
Администрация Буша уже заявила о готовности увеличить расходы на содержание аэрокосмического агентства на 470 миллионов долларов. При этом в Белом доме отметили, что решение об увеличении бюджета NASA было принято до катастрофы "Колумбии".
Восемь специалистов NASA, уволенные прошлой весной, обладают значительным опытом работы с шаттлами и выявления неполадок в их системах. В ряде воскресных интервью они отметили близорукость и нежелание руководства NASA считаться с выводами Совета по аэрокосмической безопасности. "Безопасность шаттлов никогда не беспокоила меня так, как сейчас. Внутри я чувствую, что текущий подход является предвестником грядущей опасности", - заявил на выступлении в Конгрессе в марте прошлого года глава Совета по аэрокосмической безопасности Ричард Бломберг.
NASA заявило об обнаружении останков всех астронавтов по ошибке
Поисковым группам, ведущим поиски на месте падения шаттла "Колумбия", пока не удалось обнаружить останки всех семерых членов экипажа, сообщает Associated Press. Заявлявший ранее об обнаружении останков всех астронавтов представитель NASA Боб Кабана поспешил принести извинения за предоставление недостоверной информации. По словам пресс-секретаря NASA Роба Нэвиаса, сообщая об обнаружении всех останков, Кабана оговорился.
По состоянию на 10:00 мск понедельника ни один из официальных представителей NASA не смог соощить сколько тел астронавтов удалось обнаружить поисковым группам.
Судебные эксперты, занимающиеся опознанием фрагментов тел погибших членов экипажа "Колумбии", утверждают, что сумеют идентифицировать все найденные фрагменты тел. Их работа осложнена большим радиусом падения обломков шаттла и останков астронавтов - около 62 километров.
За день до катастрофы "шаттла" NASA отметило 45-летие запуска первого американского спутника
За день до катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля 2003 г. во время его входа в плотные слои атмосферы, космическое агентство NASA отметило 45-летие запуска на орбиту первого американского искусственного спутника Земли. Это произошло после успешных запусков двух советских спутников, состоявшихся 4 октября и 3 ноября 1957 г.
Первый американский спутник Explorer 1 был запущен 31 января 1958 г. Его вывела на орбиту ракета Jupiter-C. Вообще-то, первый американский спутник должен был отправиться в космос 6 декабря 1957 г. Он назывался Vanguard-1А. Однако во время запуска произошла авария ракеты-носителя, и американское открытие космоса отодвинулось почти на два месяца.
Explorer 1 был примечателен не только тем, что он был первым американским спутником. С его помощью были открыты радиационные пояса Земли.
Работа над проектом создания спутника Explorer 1 началась в 1954 г. Это была совместная программа Orbiter Пентагона и Лаборатории реактивного движения. Через год правительство США объявило о планах запуска научного спутника Земли во время Международного геофизического года, который продолжался с июля 1957 г. до декабря 1958 г.).
После того, как Советский Союз запустил первый в мире спутник, а через месяц повторил этот успех, американцы, получившие эффектный щелчок по носу, переименовали проект Orbiter в Explorer 1. Но у него был и американский конкурент - проект спутника Vanguard, разрабатывавшийся ВМФ США. Он и получил преимущество при запуске, но после его аварии лидером поневоле стал Explorer 1.
Накал тогдашней гонки в космос характеризует хотя бы тот факт, что научное оборудование и система связи Explorer 1, а также верхняя ступень ракеты Jupiter-C были разработаны всего за 84 дня. Основным научным прибором спутника Explorer 1 был детектор космических лучей, разработанный Джеймсом Ван-Алленом из Университета штата Айова. Этот детектор измерял поток высокоскоростных ионов с самыми малыми энергиями, которые полностью поглощались атмосферой и их нельзя было исследовать с Земли.
Explorer 1 был выведен на сильно вытянутую эллиптическую орбиту. На его борту не было никакого записывающего устройства. Поэтому все данные, фиксируемые детектором, сразу же отправлялись на Землю, но принять их могли только тогда, когда спутник находился в зоне видимости наземной станции слежения. Вскоре выяснилось, что в нижней части орбиты интенсивность космических лучей приблизительно равна прогнозируемой величине, а в верхней части орбиты сигнала никакого не было. Ван-Аллен предположил, что детектор выходит в режим насыщения из-за мощного излучения пояса заряженных частиц, захваченных магнитным полем Земли. Два месяца спустя эту гипотезу подтвердил спутник Explorer 3. После чего радиационные пояса Земли были названы радиационными поясами Ван-Аллена.
Спутник Explorer 1 передавал информацию с орбиты до 23 мая 1958 г. Но в плотные слои атмосферы он вошел только 31 марта 1970 г., совершив более 58 тыс. витков вокруг Земли.
Грузовой корабль "Прогресс" отправился к Международной космической станции
Через день после катастрофы "шаттла" Columbia в небе над штатом Техас с космодрома Байконур стартовала ракета "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс М-47", который отправился к Международной космической станции (МКС). Этот запуск проводился в полном соответствии с планами работ по МКС. Это десятый по счету грузовой корабль, полетевший к МКС. Старт состоялся 2 февраля в 15:59 по московскому времени, а 9 минут спустя "Прогресс" вышел на заданную орбиту. Его стыковка со станцией должна состояться завтра 4 февраля в 17:50 мск.
Предыдущий корабль "Прогресс", прибывший на МКС в сентябре 2002 г., был отстыкован от станции в субботу 1 февраля, чтобы освободить кормовой стыковочный узел модуля "Звезда" для нового грузовика. В старый "Прогресс" загрузили мусор и уже ненужное оборудование и свели с орбиты.
Новый "Прогресс М-47" везет на станцию продукты питания, воду, одежду для следующего экипажа, а также запасные части для починки установленной в лабораторном модуле Destiny системы Microgravity Science Glovebox - герметичного контейнера с перчатками, предназначенной для проведения разного рода экспериментов. Она вышла из строя в ноябре 2002 г. Чинить ее будет руководитель МКС по науке от NASA Дон Петтит (Don Pettit), которому нужно успеть до конца своего пребывания на МКС выполнить все запланированные эксперименты.
Раньше предполагалось, что новый седьмой по счету экипаж на МКС в начале марта доставит "шаттл" Atlantis, и на этом же "шаттле" на Землю вернутся нынешние обитатели МКС Кен Бауэрсокс, Николай Бударин и Дон Петтит. Однако после катастрофы с "шаттлом" Columbia все запуски "шаттлов" отложены до выяснения причин этой аварии, а сколько на это потребуется времени, пока непонятно. Поэтому пока неизвестно, произойдет ли вообще в ближайшее время смена экипажей, или нынешний экипаж просто спустится на Землю на корабле "Союз". Во всяком случае, на МКС достаточно воды, продовольствия и прочих ресурсов, чтобы нынешний экипаж жил на станции до конца июня этого года.
Спутник Artemis наконец-то добрался до заданной орбиты
Итак, эпопея спутника Artemis, можно сказать, успешно закончилась. Его долгий путь на заданную орбиту, начатый со старта с космодрома Куру во Французской Гвиане 12 июля 2001 г., подошел к концу. Artemis вышел на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и завис над экватором над точкой с координатой 21,5 градус западной долготы.
Напомним, что Artemis целых полтора года выходил на нужную орбиту из-за аварии, произошедшей во время запуска. Тогда из-за неполадок в работе разгонного блока ракета Ariane 5 вывела спутник на орбиту, которая была вдвое ниже заданной. Artemis - экспериментальный спутник, поэтому на нем в экспериментальных целях были установлены ионные двигатели. Эти двигатели и спасли спутник. Если бы их не было, то для выхода на заданную орбиту пришлось бы использовать почти все топливо для основного двигателя. И на 10-летнюю эксплуатацию спутника топлива уже не осталось бы.
Поэтому обычное топливо использовали только для подъема орбиты на высоту 31 тыс. км, а потом включились ионные двигатели. Они имеют небольшую тягу, но в космическом вакууме этой небольшой тяги хватило на то, чтобы каждый день поднимать орбиту спутника примерно на 15 км. Эти двигатели работали почти год. И вот - цель достигнута.
Пока спутник медленно поднимался на свою орбиту наземный ЦУП уже провел проверку и калибровку всего его оборудования. Уже установлена связь между ним и спутником SPOT-4, наблюдающим за поверхностью Земли. И фотографии, сделанные спутником SPOT-4, с помощью лазерной системы связи были переданы на Artemis, а с него с помощью радиосвязи - в центр обработки изображений в Тулузе.
После гибели "шаттла" Columbia число жертв космоса достигло 21
В катастрофе, которую 1 февраля во время посадки потерпел "шаттл" Columbia, возвращавшийся из 16-дневного космического полета, погибли 7 астронавтов: командир Рик Хазбенд (Rick Husband), пилот Уильям Маккул (William McCool) и специалисты миссии Майкл Андерсон (Michael Anderson), Дэвид Браун (David Brown), Калпана Чаула (Kalpana Chawla), Лорел Кларк (Laurel Clark) и первый израильский астронавт Илан Рамон (Ilan Ramon).
Таким образом, за почти 42-летнюю историю пилотируемых космических полетов погиб 21 человек, из них 17 американских астронавтов и 4 советских космонавта.
Счет жертвам освоения космоса был положен 27 января 1967 г. В этот день во время проведения наземных испытаний на стартовой площадке сгорел корабль Apollo 1, в котором в это время находился экипаж из трех человек: Вирджила Гриссома (Virgil Grissom), Эдварда Уайта (Edward White) и Роджера Чаффи (Roger Chaffee). Авария произошла из-за короткого замыкания в одном из приборов корабля, огонь мгновенно охватил кабину, так как атмосфера в ней состояла почти из чистого кислорода. Из-за этой катастрофы реализация программы полетов на кораблях Apollo была приостановлена почти на полтора года.
24 апреля 1967 г. разбился советский космический корабль "Союз 1". На его борту погиб космонавт Владимир Комаров. "Союз 1" стартовал 23 апреля. Предполагалось, что на следующий день - 24 апреля - в космос отправится следующий корабль "Союз 2" с экипажем в составе Валерия Быковского, Евгения Хрунова и Алексея Елисеева. Затем планировалась стыковка двух кораблей орбите, а два космонавта должны были перейти из одного корабля в другой через открытый космос. Однако сразу после старта "Союза 1" начались крупные технические проблемы. В частности, после выхода на орбиту не раскрылась солнечная батарея. Кроме того, начались проблемы с радиосвязью. Поэтому старт второго корабля был отменен, а полет "Союза 1" решено было завершить досрочно. После 26-часового полета при входе в атмосферу у "Союза 1" не раскрылся парашют, и корабль камнем упал на землю.
29 июня 1971 г. после 24-дневного полета на орбитальную станцию "Салют" совершил мягкую посадку корабль "Союз 11" с тремя космонавтами на борту - Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Когда спасатели открыли люк, оказалось, что все космонавты мертвы. Как выяснилось, во время спуска на большой высоте произошла разгерметизация корабля, что и стало причиной смерти космонавтов, которые были без скафандров. Тогда вместимость спускаемой капсулы корабля "Союз" была такова, что туда в скафандрах могли поместиться только два космонавта. Потом размер корабля "Союз" был увеличен и с тех пор космонавты при взлете и посадке всегда находятся в герметичных скафандрах.
28 января 1986 г. на 73 секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей произошел взрыв "шаттла" Challenger, и вместе с ним погибли все 7 астронавтов - Фрэнсис Скоби (Francis Scobee), Майкл Смит (Michael Smith), Рональд Макнейр (Ronald McNair), Эллисон Онизука (Ellison Onizuka), Грегори Джарвис (Gregory Jarvis), Джудит Резник (Judith Resnik) и Криста Маколифф (Christa McAuliffe) - школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа "шаттла". Последовавшее расследование выявило в "шаттлах" множество потенциально уязвимых мест. Так что следующий запуск космического челнока состоялся только 29 сентября 1988 г.
Теперь к 27 и 28 января - двум "черным" датам в истории американской космической программы - добавилось 1 февраля 2003 г.
NASA: перед аварией внутри шаттла резко возросла температура
Специалисты NASA в воскресенье заявили, что перед тем, как космический шаттл Columbia развалился на части, внутри его фюзеляжа произошел резкий и неожиданный рост температуры, сообщает Associated Press.
По данным ученых, температурный скачок сопровождался нарастающим торможением корабля, приведшим к тому, что система контроля полета шаттла начала вносить изменения в траекторию снижения. Руководитель полета Рон Диттмор (Ron Dittemore) предупредил, что это только предварительная информация, но, по его словам, подобные данные позволяют предположить, что от левого крыла могли отвалиться элементы жаропрочного покрытия, причем случиться это могло ещё при старте корабля 16 дней назад.
"Расследование надо продолжать, но мы продвигаемся вперед дюйм за дюймом", - заявил он. По словам Диттмора, технические данные говорят о том, что рост температуры был отмечен в то время, как шаттл делал левый поворот. Это произошло за семь минут до потери связи с экипажем. За пять минут до катастрофы температура в центре левой части фюзеляжа скачкообразно возросла еще больше. Увеличение лобового сопротивления левого крыла, возникшее вслед за тем, привело к тому, что система контроля полета начала вносить поправки в траекторию шаттла.
В настоящее время инженеры пытаются расшифровать 32 секунды дополнительной информации, полученной из управлявшего полетом компьютера. Новые данные вкупе с информацией свидетелей, видевших отлетавшие от шаттла обломки, могут привести к пониманию причины катастрофы.
Ранее на пресс-конференции в Хьюстоне Рон Дитмор (Ron Dittemore) заявил, что информация о неполадках начала поступать за несколько минут до потери связи с кораблем. В частности, в левом крыле был зафиксирован отказ температурных датчиков гидравлической системы, датчиков давления воздуха в шасси, затем были получены данные о чрезмерном нагревании корпуса шаттла. Экипаж до потери связи ни о каких нештатных ситуациях не сообщал.
|