Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

5 февраля 2003 г.

Содержание

Катастрофа Columbia: первые результаты расследования

Новые данные о причинах катастрофы "Колумбии"

Компьютеры "шаттла" Columbia имеют богатую историю сбоев

Израиль решил не падать духом и подготовить еще одного астронавта

Грузовой корабль "Прогресс" успешно состыковался с МКС

Взломаны серверы НАСА

Марсианские парашюты испытывают в земной аэродинамической трубе

NASA отправит исследовательский зонд к ледяным спутникам Юпитера

О дефектах термостойкого покрытия шаттлов NASA знало еще 9 лет назад

МКС может остаться необитаемой

В США прошла гражданская панихида по погибшим астронавтам

Следователи NASA изучают океанские течения

Эксперты NASA идентифицировали останки израильского астронавта



Катастрофа Columbia: первые результаты расследования

Комиссия, расследующая катастрофу космического корабля многоразового использования Columbia, обнародовала свои первые выводы. Основной остается версия о технических неполадках на борту, возникших во время вхождения челнока в атмосферу Земли. В пользу этого говорят данные телеметрии, имеющиеся в распоряжении NASA. Однако, по словам руководителя программы полетов шаттлов Рона Дитмора, для того чтобы по-настоящему разобраться в причинах происшедшего, понадобится не одна неделя.

Дитмор восстановил хронику катастрофы по минутам. В 16:53 по московскому времени датчики левого шасси показали значительный рост температуры - за пять минут она выросла на 20-30° по Фаренгейту, что значительно превысило норму. В 16:54 превышение темпов роста температуры показал и датчик, расположенный на фюзеляже у левого крыла. За пять минут температура у левого крыла увеличилась на 60° по Фаренгейту. Тем временем, у правого крыла рост температуры оставался в пределах нормы - около 15° по Фаренгейту.

В 16:58 датчики зафиксировали отклонение шаттла от траектории. Автоматическая система управления шаттлом попыталась скорректировать его движение с помощью закрылков. Причиной отклонения от траектории было увеличившееся сопротивление воздуха у левого крыла шаттла. По всей видимости, это произошло из-за повреждения его покрытия. Когда в 16:59 прервалась связь с кораблём, сопротивление воздуха у левого крыла продолжало расти.

По словам Дитмора, в распоряжении комиссии есть еще 32 секунды записей телеметрии, зафиксированных уже после разрушения шаттла.

Есть все основания полагать, что катастрофа шаттла отразится на будущем Международной космической станции самым негативным образом. Наблюдатели опасаются, что расследование затянется на несколько лет, и пока оно не закончится, ни один американский многоразовый корабль NASA не поднимется в небо. Именно так и произошло после катастрофы челнока Challenger в 1986 году.

Если события снова будут развиваться по тому же сценарию, регулярная смена экипажей МКС и снабжение станции всем необходимым станут невозможными. Обойтись только российскими кораблями "Союз" и "Прогресс" не удастся.

Уже сейчас строительство новых кораблей этих типов отстает от графика. Еще до катастрофы Columbia обсуждались варианты консервации МКС из-за неспособности российской стороны выдерживать график строительства и запуска к станции новых кораблей. Теперь вероятность консервации МКС значительно увеличилась - все работы на ней могут заморозить, как только станцию покинет шестой постоянный экипаж.

После гибели Columbia вновь был поднят вопрос о недостаточном финансировании NASA. Не секрет, что в последнее время американское космическое агентство испытывало трудности с выполнением бюджета, который урезали еще при президенте Клинтоне. В результате, был сокращен штат подразделения по обслуживанию шаттлов, что могло отрицательно сказаться на безопасности. Оставляет желать лучшего и квалификация обслуживающего персонала. Недостаток бюджетных средств привел к тому, что NASA пришлось отказаться от внедрения ряда усовершенствований, в том числе, прямо влияющих на безопасность полетов.


Новые данные о причинах катастрофы "Колумбии"

Обломки космического корабля "Колумбия", разбросанные по территории штатов Техас и Луизиана, по мнению специалистов, смогут сыграть ключевую роль в определении причин катастрофы, унесшей жизни семи астронавтов.

По-прежнему основной гипотезой остается повреждение термозащитного покрытия левого крыла корабля, полученное им при выведении на орбиту в результате падения оторвавшегося фрагмента покрытия внешнего топливного бака. Новые данные подтверждают эту гипотезу.

Астроном из Калифорнийского технологического института Тони Бисли (Tony Beasley) сообщил, что наблюдал в г. Бишоп (штат Калифорния) на еще темном предрассветном небе непонятные объекты, сопровождавшие снижающийся корабль. Это наблюдение было произведено еще до того, как другой астроном, находившийся на 20 км южнее, наблюдал появление одного яркого объекта, сопровождавшего корабль.

Если эти объекты представляли собой фрагменты разрушившегося термозащитного покрытия корабля, состоящего из отдельных плиток и защищающего его при входе в атмосферу, тогда их потеря вполне могла явиться причиной катастрофы. Эти плитки снабжены уникальным идентификационным кодом, и, хотя обнаружить их в малозаселенных районах представляется весьма непростым делом, география их падения может прояснить причины катастрофы.

Критически важным остается вопрос - могло или нет падение фрагмента теплозащитного покрытия топливного бака вызвать разрушение покрытия "Колумбии". Еще на 12-й день полета корабля НАСА официально объявило, что моделирование потенциальных повреждений "показало, что, хотя локальные повреждения конструкции возможны, они не приведут к прогоранию защитного покрытия и на безопасность полета не повлияют". Сейчас специалисты агентства пересматривают это заключение.

В понедельник официальные представители агентства распространили оценки размеров злополучного блока. Предположительно, он представлял собой кусок размером 50х40х15 см и весом около 1,2 килограмма. На кадрах видеосъемки видно, как блок пеноматериала оранжевого цвета при ударе о крыло рассыпался облаком осколков белого цвета. Возможно, что блок был покрыт слоем льда, который весил намного больше, чем сама пена и мог причинить серьезные повреждения. Образование льда вполне возможно, поскольку бак был заправлен жидкими водородом и кислородом, содержавшимися при очень низкой температуре.

Рост температуры на 15-20 градусов Цельсия, отмеченный температурными датчиками в нише стойки шасси, расположенной в левом крыле корабля, рассматривается специалистами скорее как симптом, чем как причина разрушения корабля. Дело в том, что он относительно мал по сравнению с температурой передней кромки крыла, достигавшей 1100 градусов Цельсия. Возможно, что на рост температуры оказали влияние иные, пока неизвестные нам факторы.


Компьютеры "шаттла" Columbia имеют богатую историю сбоев

После катастрофы "шаттла" Columbia, развалившегося на куски во время посадки 1 февраля, созданные три комиссии по расследованию будут проверять работу всех систем этого корабля. В том числе и пяти бортовых компьютеров "шаттла". Ведь катастрофа произошла на том участке полета, где "шаттлом" управляют только компьютеры. Экипаж может перейти на ручное управление только за 50 секунд до приземления.

Так было сделано еще при проектировании "шаттлов", так как при спуске с орбиты параметры полета могут меняться в течение нескольких миллисекунд, так что человек физически не успеет отреагировать. Однако, несмотря на дублирование всех компьютерных систем "шаттла" опасность аварии все равно существует. Один из бывших американских астронавтов в интервью, данном после катастрофы Columbia, сказал, что причиной аварии мог быть любой сбой в работе автопилота, из-за которого могло произойти пусть даже небольшое резкое изменение ориентации "шаттла".

Правда, от самих компьютеров после аварии вряд ли что осталось, а в их памяти хранится телеметрическая информация об изменении нескольких тысяч параметров работы самых разных датчиков и систем "шаттла", которые могли повлиять на его полет.

Теперь, конечно же, будут подняты данные обо всех предыдущих сбоях компьютеров на "шаттлах", а их за более чем 20-летнюю историю полетов этих машин было немало. В том числе и на "шаттле" Columbia.

Например, в марте 1996 г. во время его полета возник сбой в работе компьютерной цепи, управляющей работой закрылков левого крыла. То есть того самого левого крыла, с которого и началось разрушение этого корабля. Правда, тогда проблемы возникли до посадки, и было время на их решение, поэтому "шаттл" тогда успешно приземлился. Тогда же на специальной пресс-конференции представитель NASA заявил, что компьютерные системы "шаттла" многократно дублируют друг друга, что и обеспечивает безопасность посадки.

С этим же "шаттлом" Columbia случился инцидент в 1983 г. Тогда его посадку пришлось задержать почти на 8 часов из-за сбоя в работе двух бортовых управляющих компьютеров. Исследовала эту аварию комиссия ВВС США, в выводах которой говорится, что ситуация была весьма серьезной, так как только один из двух вышедших из строя компьютеров можно было вновь запустить, а второй потом пришлось менять.

Был компьютерный сбой и во время самого первого полета "шаттла" Columbia 12 апреля 1981 г. Это был самый первый полет космических челноков - миссия STS-1. Правда, информация об этом сбое появилась только в статье в журнале ACM Software Engineering Notes, автором который был заместитель руководителя подразделения программного обеспечения космических кораблей из центра им. Джонсона Джон Гарман (John R. Garman). По его словам, следствием неполадок стало то, что на каждом бортовом компьютере установилось свое системное время.


Израиль решил не падать духом и подготовить еще одного астронавта

Израиль может обратиться к США с просьбой согласиться на подготовку к полету в космос еще одного израильского космонавта, передает информационное агентство Ha'aretz.

Министр финансов и вице-премьер правительства Израиля Сильвен Шалом (Silvan Shalom) заявил во вторник, что когда он в 1998 году посещал Илана Рамона (Ilan Ramon), проходившего тогда тренировку в Хьюстоне, тот сообщил, что существует возможность того, что Израиль станет партнером НАСА по программе разработки космической станции, и его полет может увеличить эту вероятность.

"Поэтому мы придерживаемся мнения, что Израиль должен продолжить сотрудничество с НАСА, и одной из возможных форм этого сотрудничества стала бы подготовка к отправке в космос еще одного израильского астронавта", - сказал Шалом.

В ходе консультаций США и Израиля, проведенных после гибели шаттла Columbia, стороны пришли к договоренности о том, что Израиль заинтересован в подготовке еще одного астронавта, так как это имеет и символическое, и практическое значение.

Между тем, на данном этапе официальная просьба Израиля будет иметь лишь символический смысл: на ближайшие годы состав космических миссий США уже определен.

Напомним, что тело израильского астронавта, погибшего в субботу во время неудачной посадки шаттла Columbia, еще не опознано. В обломках шаттла обнаружены тела четырех из семи членов экипажа шаттла. Как ожидают, их опознание займет несколько недель. Для участия в поисках израильтянина в Луизиану прибыл представитель военного раввината Израиля полковник Цви Блейк (Zvi Blake).


Грузовой корабль "Прогресс" успешно состыковался с МКС

Вчера 4 февраля в 17:50 по московскому времени, грузовой корабль "Прогресс М-47" успешно состыковался с Международной космической станцией. Стыковка прошла в автоматическом режиме, и сейчас "Прогресс" находится у кормового стыковочного отсека модуля "Звезда".

Теперь экипажу станции - Кену Бауэрсоксу, Николаю Бударину и Дональду Петтиту - предстоит разгрузить "Прогресс". На его борту находится около 900 кг топлива, 50 кг кислорода, питьевая сода, продукты питания, одежда для экипажа, средства гигиены, оборудование и материалы для бортовых систем станции, средства для технического обслуживания и ремонта, видео- и фотоаппаратура, посылки для экипажа, аппаратура и материалы для проведения научных экспериментов, в том числе для тех, которые будут выполняться в интересах Европейского и Японского космических агентств.

Доставленных запасов воды, продовольствия, кислорода и прочих необходимых для жизни вещей экипажу должно хватить на три месяца. Изначально предполагалось, что новый экипаж доставит на станцию "шаттл" Atlantis. Однако после катастрофы "шаттла" Columbia все запуски "шаттлов" до выяснения ее причин были отменены. Пока никакого официального решения о дальнейшей эксплуатации МКС не принято, но, скорее всего, нынешнему экипажу станции придется задержаться на орбите. Имеющихся на МКС ресурсов должно хватить до конца июня, и экипаж уже выразил готовность поработать на станции, сколько потребуется.


Взломаны серверы НАСА

В начале этой недели стало известно о том, что 1 февраля было взломано несколько серверов Лаборатории реактивного движения (JPL), принадлежащей НАСА. В знак протеста против политики США на Ближнем Востоке хакеры заменили содержимое сайтов, хостящихся на этих серверах, - вместо привычного контента на веб-страницах появились послания, критикующие намерения США относительно Ирака.

Факт взлома, впоследствии подтвержденный пресс-секретарем НАСА Брайаном Данбаром (Brian Dunbar), стал достоянием общественности после публикации отчета британской компании Mi2g, специализирующейся на безопасности. По данным Mi2g, атаке, продолжавшейся в течение полутора часов, подверглись 9 серверов JPL. Они работают на базе операционной системы Sun Solaris, и известно, что на них хостится сайт jpl.nasa.gov. Ответственность за атаку взяла на себя хакерская группировка Trippin Smurfs. Сейчас ведется поиск ее участников.

Пресс-секретарь НАСА отказался сообщить подробности взлома, заявив лишь, что атакованные серверы вышли из строя на 5 часов. Была ли похищена какая-либо секретная информация и каковы размеры ущерба, НАСА не разглашает по соображениям безопасности. Что касается веб-сайта самой НАСА, который работал с перебоями (в минувшие выходные сайт грузился очень плохо, периодически не открывались некоторые из его страниц), данные сбои не имеют отношения к атаке. Они связаны исключительно с резко возросшим трафиком - после катастрофы шаттла "Колумбия", которая произошла в тот же день, 1-го февраля, наплыв посетителей резко возрос - трафик сайта превысил 100 млн. хитов.

Г-н Данбар подчеркнул, что, хотя данная атака не является беспрецедентной, масштабные нападения на серверы НАСА оказываются успешными для хакеров "все реже и реже" - нападение с аналогичным исходом было зафиксировано довольно давно - в 1997 году.

Расследование инцидента ведется собственными службами НАСА, однако вполне вероятно, что к нему подключится и ФБР.


Марсианские парашюты испытывают в земной аэродинамической трубе

В мае и июне этого года американцы собираются отправить к Марсу два одинаковых исследовательских космических корабля, на борту которых будут одинаковые вездеходы-марсоходы. Но прежде чем марсоходы смогут проехаться по марсианской поверхости, их нужно на эту поверхность мягко опустить.

В 1997 г. NASA удалось посадить на поверхность Марса зонд Pathfinder, на борту которого был марсоход Sojourner. Pathfinder спускался с помощью парашюта. Но новые марсианские зонды весят намного больше, так что новый парашют больше по размерам, и сделан он из более прочного материала (из полиэстра и нейлона). Он должен раскрыться, когда зонд будет лететь со скоростью 1550 км/ч, и не порваться при этом.

Испытания этого парашюта недавно прошли в аэродинамической трубе в исследовательском центре им. Эймса. Сечение этой трубы составляет 24 х 36 м. Правда, предварительные испытания проводились путем сбрасывания парашюта с грузом с борта вертолета. Но при таких испытаниях трудно добиться того, чтобы парашют раскрылся точно на рассчетной скорости. Поэтому пришлось забраться в аэродинамическую трубу. Марсианский парашют имеет купол диаметром 8,2 м и 48 строп длиной 24 м, так что он без труда поместился туда. Во время испытаний в аэродинамической трубе все было смоделировано с максимальной точностью: парашют раскрывался из полностью сложенного положения, как это и будет происходить на Марсе.

Правда, в условиях Земли не было необходимости испытывать парашют на сверхзвуковых скоростях. Давление атмосферы на Марсе в 100 раз меньше, чем на Земле. Поэтому то же давление на купол можно создать при скорости ветра в 130 км в час.


NASA отправит исследовательский зонд к ледяным спутникам Юпитера

В проект бюджета на финансовый 2004 год космическое агентство NASA внесло затраты на экспедицию исследовательского зонда к трем спутникам Юпитера - Каллисто, Ганимед и Европу. Все эти спутники покрыты толстым слоем льда, поэтому космический корабль назвали Jupiter Icy Moons Orbiter.

NASA предлагает использовать в его двигательной установке ядерный реактор. Сам этот реактор еще не создан. Для его разработки существует отдельный проект Prometheus. Он рассчитан на 5 лет, и на его реализацию NASA просит выделить 3 млрд дол.

Предполагается, что новый зонд отправится к спутникам Юпитера через 10 лет, так что разработчики космического ядерного двигателя должны успеть его сделать и довести до ума. NASA считает, что именно ядерный двигатель позволит использовать на космическом корабле мощное коммуникационное и научное оборудование, которое в свою очередь позволит получить беспрецедентные научные данные. В частности предполагается, что Jupiter Icy Moons Orbiter найдет доказательства существования под ледяным панцирем упомянутых трех спутников огромных жидких океанов, где могут обитать какие-то органические формы жизни.

Ну а после спутников Юпитера можно будет отправить аналогичный зонд к внешним планетам Солнечной системы.


О дефектах термостойкого покрытия шаттлов NASA знало еще 9 лет назад

Об уязвимости некоторых элементов космических челноков в случае попадания туда при старте инородных тел NASA было осведомлено еще девять лет назад, сообщает Associated Press.

Как заявил Пол Фишбек (Paul Fischbeck), профессор инженерии в университете Карнеги, работавший над этой темой, в 1994 году руководство космического агентства было проинформировано о том, что попадание инородных элементов на нижние плоскости крыльев шаттла при старте может стать причиной повреждений, ведущих к катастрофе космического аппарата.

Девять лет назад Фишбек с коллегой провели сравнительный анализ повреждений, полученных шаттлами в пятидесяти запусках - с 1981 по 1991 года. По его словам, при старте повреждения получали от трех до 150 плиток термозащиты. В среднем же минимум 25 плиток термостойкого слоя корабля имели вмятины глубиной более двух с половиной сантиметров.

Исследования показали - наибольшему риску подвергалась изоляция нижних частей обоих крыльев в районе присоединения их к фюзеляжу - сразу за кабиной экипажа. "Там находятся очень важные элементы. Потеря их на данном участке может привести к потере корабля", - заявил Фишбек.

Подобная неполадка пока выступает одной из основных версий в расследовании катастрофы - специалисты NASA считают, что ее первопричина - в нарушении термоизолирующих свойств нижней части левого крыла.

По словам Фишбека, в 1994 году для снижения риска повреждений крыльев NASA внесло изменения в некоторые материалы конструкции челнока и правила его эксплуатации, направленные на то, чтобы при старте на заправленном топливном баке ракеты-носителя образовывалось как можно меньше льда.

Официальные представители NASA пока никак не прокомментировали заявления Фишбека.


МКС может остаться необитаемой

В связи с катастрофой шаттла "Колумбия" на Россию ляжет большая нагрузка по обеспечению деятельности МКС. Такое мнение высказал заместитель генерального директора РКК "Энергия", директор российской части программы МКС Валерий Рюмин.

"Нам для продолжения экспулатации МКС, для бесперебойной отправки экипажей и их деятельности на борту МКС надо иметь в год где-то 6 грузовых кораблей "Прогресс" и 2-3 пилотируемых корабля "Союз",- сказал Рюмин в интервью "Российской газете" в номере за вторник.

Отвечая на вопрос, готова ли Россия к этому, Рюмин отметил: "Если будут деньги, то технически мы ко всему готовы, в том числе и производить необходимое количество кораблей". Однако сейчас "пока запускаем в год не более двух "Союзов-ТМА" и трех "Прогрессов". Это все, чем мы реально располагаем",- сказал заместитель гендиректора РКК "Энергия".

Рюмин предположил, что США могут полностью заморозить программу полетов "шаттлов" на МКС на полтора-два года. При этом он не исключил, что "перерыв в полетах может быть и меньше, если станет понятно, что причина катастрофы носит случайный характер и быстро поправима". Рюмин напомнил, что после гибели астронавтов "Челленджера" в 1986 году американцы прервали пилотируемые полеты на 32 месяца.

Заместитель гендиректора РКК "Энергия" допускает возможность, что станция на какое-то время останется необитаемой, хотя называет этот вариант самым нежелательным. "Станция проектировалась с учетом постоянного присуствия там экипажа. Конечно, она в состоянии летать и без космонавтов, но это крайне нежелательно",- заявил он.

При этом Рюмин отметил, что существуют разные варианты развития событий и все они будут тщательно обсуждаться. Он сообщил, что в апреле с Байконура стартует корабль "Союз" с новым экипажем, который сменит 6-ю основную экспедицию, работающую сейчас, сообщает РИА "Новости".

По данным "Российской газеты", американские "челноки" доставляли на МКС 80% пассажиров и 90% грузов.


В США прошла гражданская панихида по погибшим астронавтам

Во вторник в космическом центре NASA в Хьюстоне, США, прошла гражданская панихида по семи погибшим астронавтам шаттла Columbia, сообщает Associated Press.

Церемонию открыл раввин, прочитавший молитвы на английском и иврите. Затем слово взял президент США Джордж Буш.

"Каждый из этих астронавтов обладал отвагой и дисциплиной, необходимыми для их призвания. Каждый знал, что великие поступки неотделимы от огромного риска, и каждый пошел на этот риск охотно, даже с радостью, ради открытий. Для этих семерых мечта сбылась," - заявил Буш.

"Все человечество в долгу перед ними," - сказал американский президент перед родственниками погибших и собравшимися на церемонию.

"Космическая программа США будет продолжена," - вновь пообещал Буш, подчеркнув, что нация скорбит вместе в родными и близкими погибших астронавтов шаттла.

Глава NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe), также выступивший на церемонии, объявил собравшимся, что агентство должно "почтить память героев" путем скорейшего и тщательнейшего расследования.

Гражданская панихида завершилась семью ударами корабельного колокола в память об астронавтах с шаттла Columbia и символическим выступлением авиации, показавшей фигуры высшего пилотажа.


Следователи NASA изучают океанские течения

Сотрудники комиссии по расследованию причин катастрофы шаттла Columbia изучают течения, действующие в районе космического центра имени Кеннеди, сообщает Associated Press. Делается это с тем, чтобы выяснить - где в данный момент могут находиться унесенные океаном элементы жаростойкого покрытия, отделившиеся от шаттла во время старта.

Тем временем команды поисковиков NASA, занимающиеся поиском и сбором фрагментов челнока, приступили к проверке сообщений об обнаружении обломков на территории штатов Калифорния и Аризона - западней района наибольшего скопления фрагментов шаттла.

Ранее на западе округа Накогдочес (Nacogdoches) был обнаружен элемент длиной около двух метров, который может являться частью крыла корабля.

Представитель NASA Майкл Костельник (Michael Kostelnik) заявил, что обломки, лежащие западнее - дальше по линии траектории снижения шаттла - отделились от корабля раньше всех и, возможно, содержат элементы, ставшие причиной катастрофы.


Эксперты NASA идентифицировали останки израильского астронавта

Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) официально уведомило власти Израиля об идентификации останков первого израильского астронавта Илана Рамона, погибшего в катастрофе челнока Columbia, сообщается на сайте газеты Ha'aretz.

"Точность идентификации стопроцентная", - подтвердил бригадный генерал ВВС Израиля Ронни Фолк (Ronnie Falk), отвечающий за связи с американскими военными.

По утверждению генерала, в ближайшие несколько дней останки могут быть доставлены на родину, где состоится церемония погребения.

Кроме этого, эксперты NASA сообщили об обнаружении части флага ВВС Израиля, который Илан Рамон взял с собой в космический полет.



Нас считают