Размер потенциально опасных для Земли астероидов предлагается уменьшить до 200 м
До сих пор астрономы соглашались считать потенциально опасными для Земли астероиды размером более 1 км, орбиты которых могут в обозримом будущем пересечься с орбитой нашей планеты. То есть, согласно расчетам, астероид такого размера при столкновении с Землей вызовет глобальную катастрофу, в результате которой может погибнуть все живое.
А недавно в NASA и в Конгресс США был представлен доклад конференции по околоземным астероидам, где предлагается уменьшить размер потенциально опасного астероида до 200 м и организовать новую исследовательскую программу по выявлению таких астероидов и определению их параметров. Возглавить эту работу предлагается космическому агентству NASA. Кроме того, предлагается привлечь Пентагон к отслеживанию взрывов в атмосфере, производимых небольшими метеоритами.
С помощью наземных телескопов к настоящему моменту выявлено около 2225 околоземных объектов размером от 10 м до 30 км в поперечнике. Однако данные о точных физических размерах и составе есть только для 300 объектов. Общее же число объектов размером не менее километра в поперечнике, которые могут столкнуться с Землей, по разным оценкам составляет от 900 до 1230 штук.
NASA несколько лет назад поставило задачу к 2008 г. выявить 90% километровых астероидов. По мнению астрономов, NASA успешно выполняет эту задачу. Но если теперь переквалифицировать в потенциально опасные 200-метровые астероиды, то при нынешнем уровне финансирования и интенсивности работ 90-процентного результата можно добиться только через 25 лет. Может Конгресс США подкинет деньжат на спасение человечества от астероида?
Из-за аварии ракеты Ariane-5 компания Arianespace закончила год с убытками
Европейская компания Arianespace, которая является производителем ракет Ariane, представила предварительные финансовые результаты своей работы в прошлом году: год этот она завершила с убытками в размере 50-60 млн дол. (точные данные будут представлены только в июне 2003 г.).
Основной вклад в такие финансовые результаты внесла авария новой модификации ракеты Ariane-5 во время запуска в декабре прошлого года. Из-за неполадок в работе двигателя первой ступени Vulcain 2 через 3 минуты после старта ракета отклонилась от курса и была взорвана. Вместе с ракетой были потеряны два спутника. Эта авария обошлась компании примерно в 500 млн дол.
А так результаты были бы очень неплохими. Доходы Arianespace в 2002 г., когда состоялись 12 запусков, составили 1,3 млрд евро, тогда как в 2001 г. они были существенно меньше - 807 млн евро.
После аварии некоторые наблюдатели предсказывали, что в 2003 г. Arianespace получит не более 2-3 заказов на запуски, но руководство компании не разделяет таких пессимистических прогнозов. В конце концов, спутники запускать надо, а аварии бывают у всех.
NASA оценило системы эвакуации дороже жизней астронавтов
В 2001 году почти в течение 12 месяцев технические специалисты NASA занимались разработкой систем эвакуации астронавтов в случае возникновения серьезных неисправностей на шаттлах, сообщает сайт газеты The Washington Post. В рамках программы стоимостью 5 миллионов долларов инженеры планировали установить на космических кораблях системы, подобные катапультам боевых самолетов. В качестве другой возможности для эвакуации астронавтов рассматривалась отделяющаяся кабина экипажа, опускающаяся на землю на парашютах.
Все указанные разработки были отвергнуты руководством национального управления по аэронавтике из-за вопросов, связанных с их массой, потенциальной эффективностью и надежностью. В NASA существуют подробные планы спасения астронавтов при взлете, посадке и даже нахождении шаттлов на низкой орбите. Однако при выходе космических челноков в космос спасение экипажа представляется пока чрезвычайно сложной задачей.
Значительную роль при отказе от создания эвакуационных систем сыграла и их стоимость. По некоторым оценкам, установка отделяемых спасательных капсул на шаттлы могла обойтись NASA в 1 миллиард долларов. Кроме того, инженеры отметили, что монтаж спасательных аппаратов требует внесения значительных изменений в конструкцию челнока и в итоге дает очень малую вероятность спасения жизней астронавтов.
После катастрофы "Челленджера" инженеры установили на шаттлах систему эвакуации, которая позволяет астронавтам разгерметизировать кабину и покинуть ее, чтобы затем спуститься на землю на парашютах. Однако работа этой системы возможна только при движении на небольших скоростях, и в случае с "Колумбией", которая начала разделяться на части при движении на скорости около 9 километров в секунду, говорить о спасении было нереально.
Телескопу в Аризоне теперь не страшны турбулентности и грязь в атмосфере
На 6,5-метровом телескопе в обсерватории MMT на горе Хопкинс в Аризоне недавно установили адаптивную оптическую систему, в которой использована совершенно новая технология, разработанная при поддержке ВВС США. Так что теперь этот наземный телескоп будет видеть не хуже космического телескопа Hubble (во всяком случае земная атмосфера со всеми ее неоднородностями ему теперь не помеха).
В этом телескопе, помимо обычной оптики используется дополнительное зеркало диаметром около 60 см, форму которого можно менять практически произвольным образом, чтобы компенсировать искажения, вносимые атмосферой. В этом зеркале имеется слой стекла толщиной менее 2 мм, которое буквально плавает в магнитном поле и изменяет свою форму в течение миллисекунд. Поверхность зеркала виртуально разбита на 336 участков, изгибающихся под действием электромагнитных полей, генерируемых 336 актюаторами по команде компьютера.
Сделать такую систему было, конечно же, нелегко. На создание зеркала, способного менять свою форму в реальном времени, ушло несколько лет. Управляет этим зеркалом очень мощный компьютер со 168 процессорами. На основе данных зондирования атмосферы он дает команды на мельчайшие перемещения того или иного участка зеркала. В итоге на выходе получается совершенно плоский волновой фронт и, следовательно, четкое изображение.
Таким способом астрономы надеются найти планеты размером с Юпитер у звезд, которые находятся на расстоянии около 210 световых лет от нас.
А сейчас идет разработка аналогичных зеркал для 8,4-метрового "бинокулярного" телескопа Large Binocular Telescope (LBT). Каждое такое адаптивное зеркало будет иметь диаметр 91 см. Его поверхность будет меняться с помощью 672 актюаторов.
НАСА: шаттлам вечно не везет при взлете
Если в ходе расследования причин катастрофы "Колумбии" будет сделан вывод о том, что первым звеном в цепи причин, приведших к гибели корабля, стал удар о корабль отвалившегося фрагмента изоляционного слоя топливного бака, руководство НАСА окажется в весьма непростой ситуации. Ему придется выяснить, каким образом случилось, что инциденты, происходившие до того многократно и без видимых последствий, на этот раз привели к трагедии.
Флот челночных космических кораблей НАСА имеет богатую историю ЧП, происходивших при выведении на орбиту, признало НАСА. С одной только "Колумбией" до последнего трагического ее полета инциденты происходили и прежде, причем как минимум дважды. В настоящее время эксперты предполагают, что причиной разрушения теплозащитного покрытия корабля стало падение на него фрагмента защитного покрытия внешнего топливного бака с образовавшимся на нем слоем льда.
В 1992 году "Колумбия" попала практически в аналогичную ситуацию. Оторвавшийся кусок защитного покрытия топливного бака проделал в тепловой защите днища корабля брешь в 12 см длиной. Тогда инциденту не придали особого значения; считалось, что если он на что-то и может повлиять, то только на длительность подготовительных работ на корабле перед очередным полетом.
В 1997 году история повторяется. В тогдашнем отчете НАСА говорится: "Осмотр выявил более 300 повреждений плиток внешнего теплозащитного покрытия "Колумбии", причем в 132 случаях повреждения имели размер более одного дюйма. Текущие оценки показывают, что около 100 плиток необходимо заменить". И в заключение делается вывод: "Поврежденные плитки не представляют собой угрозы безопасности экипажа".
В 1995 году НАСА установило, что 90% повреждений теплозащитных плиток происходит отлетающими фрагментами покрытия внешнего топливного бака. Был сделан вывод о том, что пузырьки воздуха в изоляционном пеноматериале нагреваются и расширяются во время старта, разрушая само покрытие.
Данная проблема получила в НАСА наименование "попкорновой"; для ее устранения в 1999 году было решено внести изменения в процесс производства пеноматериала. Тогда казалось, что проблема канула в Лету.
Однако в октябре 2002 года при старте корабля "Атлантис" ситуация повторилась. Отвалившийся кусок изоляционного слоя топливного бака угодил в твердотопливный ускоритель. Нанесенные им повреждения оказались поверхностными, и особого внимания на них не обратили.
Два жителя Техаса арестованы за кражу обломков шаттла
Два жителя штата Техас арестованы по обвинению в краже фрагментов космического челнока Columbia, сообщает CNN.
Мэри Хипп (Merrie Hipp) и Брэдли Джастин Годет (Bradley Justin Gaudet) были арестованы в среду. По утверждениям полицейских, Хипп утаила от властей найденную ею монтажную плату, а Годет забрал себе фрагмент внутренней термозащиты корабля. Обоим подозреваемым предъявлено обвинение в присвоении государственной собственности.
Власти обязали всех, нашедших части погибшего корабля, передать их в распоряжение поисковых групп не позднее 17:00 в пятницу. Те, кто не последуют этим указаниям, будут преследоваться по закону.
В данный момент полиция расследует 17 уголовных дел против людей, пытавшихся продать обломки шаттла на интернет-аукционе eBay.
Тем временем сбор фрагментов корабля, найденных на территории Техаса, осложнен ухудшившимися погодными условиями.
NASA отвергает основную версию гибели шаттла Columbia
NASA отказывается от предположения, что причиной катастрофы шаттла Columbia послужил обломок изоляции топливного резервуара, сообщает Associated Press.
Как заявил прессе в среду руководитель программы шаттлов Рон Диттмор (Ron Dittemore), члены комиссии тщательно изучили видеозапись столкновения шаттла с осколком изоляции (весом около 1,1 килограмма), после чего пришли к выводу, что это происшествие не могло послужить причиной катастрофы корабля. Даже удвоив при расчетах скорость объектов во время удара, инженеры пришли к выводу, что обломок не мог нанести Columbia сколько-нибудь серьезных повреждений.
Диттмор сообщил, что сейчас специалисты NASA внимательно исследуют попытку автопилота шаттла сохранить, несмотря на лобовое сопротивление и усиливающийся ветер, постоянную скорость корабля в течение последних минут полета.
Диттмор добавил, что теперь специалисты предполагают, что произошло еще какое-то событие, ставшее роковым для космического челнока. Также он сообщил, что в последние минуты полета автопилот активно действовал управляющими плоскостями, пытаясь стабилизировать траекторию корабля. Кроме того, для погашения скорости были выпущены специальные ракеты.
Помимо поиска новых причин трагедии, комиссия пытается восстановить информацию о последних 32 секундах полета, которая была получена, но не была обработана Центром управления из-за плохого качества сигнала. "Возможно, именно эти 32 секунды помогут нам понять причину произошедшего", - сказал Диттмор.
Клебанов пообещал спасти американскую космическую программу
Россия намерена помочь США в выполнении космической программы и готова обеспечить полеты американских астронавтов в полном объеме. Об этом заявил министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов, передает агентство "Интерфакс".
По словам министра, "пока Соединенные Штаты будут решать вопросы со своими ракетами-носителями, мы готовы увеличить работу наших носителей". Клебанов добавил, что Россия потрясена катастрофой шаттла Columbia, в результате которой погибли семь астронавтов.
Между тем в Росавиакосмосе заявили, что сейчас трудно прогнозировать будущее Международной космической станции. Возможны различные варианты - эксплуатация МКС в полном объеме российской стороной, сокращение работ на станции и ее перевод в беспилотный режим управления. Кроме того, не исключается, что американские шаттлы вскоре возобновят полеты.
"До тех пор, пока нет никаких официальных решений, ни один из вариантов за основной не берется. Все зависит от того, насколько быстро американцы преодолеют последствия катастрофы Columbia. Пока нет достаточно информации, чтобы принимать какое-либо решение", - заявили в Росавиакосмосе.
|