Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

7 февраля 2003 г.

Содержание

Индия назвала серию своих метеоспутников KALPANA

"Шаттл" мог сбить метеорит или космический мусор

К старту готовится последняя ракета Ariane 4

NASA не может найти обломок, раскрывающий причины взрыва "Колумбии"

На борту упавшего шаттла находилась секретная собственность правительства США

Обломки шаттла Columbia ищут американские спутники

Россия и США еще не договорились о судьбе МКС

Самый черный материал



Индия назвала серию своих метеоспутников KALPANA

Калпана Чаула (Kalpana Chawla), которая входила в состав экипажа погибшего "шаттла" Columbia, родилась в Индии. Поэтому, хоть она и была гражданкой США, индусы считают ее своей.

На днях премьер-министр Индии Атал Ваджпайи (Atal Vajpayee) объявил о том, что серия индийских метеоспутников METSAT будет переименована в честь Калпаны Чаулы и будет теперь называться KALPANA. А первый спутник этой серии, который был выведен на орбиту индийской ракетой PSLV 12 сентября 2002 г., теперь называется KALPANA-1.

KALPANA - это первый спутник, построенный исключительно силами индийского космического ведомства. Спутники этой серии предназначены не только для обслуживания синоптиков. Они также должны работать как телекоммуникационные спутники. Правда, в индийских спутниках следующей серии - INSAT - планируется разделить телекоммуникационные и метеорологические функции.


"Шаттл" мог сбить метеорит или космический мусор

Сейчас NASA рассматривает несколько вариантов развития событий, которые могли привести к гибели "шаттла" Columbia во время его посадки 1 февраля. Уже отброшена версия, которая раньше считалась основной: что левое крыло "шаттла" было повреждено во время старта куском теплоизоляционной пены, упавшей с топливного бака.

Теперь рассматривается вариант столкновения "шаттла" во время пребывания на орбите или спуска с нее с небольшим метеоритом или куском какого-нибудь рукотворного космического мусора. Конечно, вероятность столкновения с метеоритом довольно мала, но исключать ее все же нельзя.

Что же касается куска какой-нибудь ракеты или спутника, то человек на протяжении более чем 40-летней истории космических запусков изрядно намусорил в околоземном пространстве. Конечно, крупные фрагменты старых ракет и спутников учтены в каталогах. За ними постоянно следят, но относительно мелких "безвестных" обломков гораздо больше (по некоторым оценкам на высотах до 2000 км над поверхностью Земли летают более миллиона всяких объектов). Скорость "шаттла" на спуске в несколько раз превышала скорость звука, поэтому удар даже небольшой железяки мог оказаться роковым.

В любом случае, для выяснения причины катастрофы NASA нужно будет найти по возможности все обломки "шаттла", особенно важно найти фрагменты, которые были покрыты теплозащитными плитками.


К старту готовится последняя ракета Ariane 4

Рано утром 12 февраля с космодрома Куру во Французской Гвиане должна стартовать последняя ракета Ariane 4, долгое время бывшая рабочей лошадкой компании Arianespace. Это семейство ракет состоит из 6 моделей. Все они имеют три ступени плюс разные наборы жидкотопливных и твердотопливных ускорителей. Ракеты Ariane 4 предназначены для вывода на переходную геостационарную орбиту груза весом от 2100 до 4900 кг. Первая ракета Ariane 4 полетела в космос в 1988 г. За это время было выполнено 115 запусков ракет этого семейства, 116-й будет последним.

Последней полетит ракета модели Ariane 44L, самой мощной среди ракет Ariane 4. Она оснащена четырьмя жидкотопливными ускорителями и может вывести на орбиту груз весом 4900 кг. На этот раз ей предстоит запустить спутник связи Intelsat 907, вес которого составляет 4685 кг. Его вместе с обтекателем уже водрузили на ракету-носитель.

После этого запуска компания Arianespace "пересядет" на ракеты Ariane 5. Правда, после недавней аварии во время первого запуска модернизированной ракеты Ariane 5 были отложены до выяснения причин все запуски этих ракет.


NASA не может найти обломок, раскрывающий причины взрыва "Колумбии"

Поисковым группам, занимающимся поисками обломков шаттла "Колумбия", пока не удалось найти самые важные для работы экспертов фрагменты, сообщает сайт газеты The Mercury News. К указанным фрагментам относятся куски теплоизоляционной обшивки левого крыла и "черные ящики". Специалисты по-прежнему полагают, что к причинам падения шаттла имеют отношение неисправности его левого крыла. Незадолго до взрыва часть установленных на крыле датчиков вышла из строя, а часть отметила резкий рост температуры.

Между тем, несмотря на катастрофу "Колумбии", руководство Европейского космического агентства (ESA) по-прежнему считает американские шаттлы самыми совершенными космическими летательными аппаратами. "Сворачивание программы полетов шаттлов станет настоящей драмой и для Международной космической станции и для технической науки в целом", - заявил директор управления пилотируемых полетов при Европейском космическом агентстве Йорг Фестель-Бюль.

Авария шаттла оказалась для Европы весомым ударом, поскольку на борту "Колумбии" по заказу ESA проводилось несколько десятков научных экспериментов. Часть результатов поступила на Землю до падения шаттла, а часть пропала после его взрыва. "К сожалению, с катастрофой "Колумбии" пропали результаты четырех экспериментов. Однако данные еще трех исследованиях все же к нам поступили, и мы сможем завершить их", - сказал Фестель-Бюль.


На борту упавшего шаттла находилась секретная собственность правительства США

Сотни служащих национальной гвардии вместе с федеральными агентами и добровольцами разыскивают в районе города Бронсон строго засекреченный прибор, находившийся на борту шаттла "Колумбия", сообщает Reuters. Участникам поисков раздали письменное описание прибора и изображение прикрепленной к нему таблички Secret Government Property ("Секретная собственность правительства").

Указанный прибор использовался для шифровки сообщений, которыми экипаж "Колумбии" обменивался с наземными службами. В районе его поисков выставлено оцепление, которое не позволяет фотографам приближаться к поисковикам. Особое внимание поисковых групп привлекают также куски теплоизоляционной обшивки, левого крыла и "черные ящики". Именно эти фрагменты шаттла могут помочь экспертам установить причину гибели шаттла.


Обломки шаттла Columbia ищут американские спутники

НАСА и Федеральное агентство по управлению страной в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency, FEMA) используют для поиска обломков шаттла Columbia, рухнувшего в субботу при попытке приземления, американские спутники-шпионы, передает The Washington Times.

Представитель министерства обороны США, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что сотрудники НАСА и FEMA используют данные, полученные со спутников, для поиска обломков шаттла и выяснения, сгорел тот или иной обломок при вхождении в плотные слои атмосферы или долетел до земли. Кроме того, информация спутников-шпионов может помочь при определении причины катастрофы.

Для этой цели используются три типа спутников. Во-первых, это секретный военный спутник фотослежения KH-12, объективы которого позволяют получить снимки земной поверхности с очень высоким разрешением. Во-вторых, спутники DSP (Defense Support Program), используемые для обнаружения запусков баллистических ракет и снабженные инфракрасными сенсорами. Кроме того, как сообщил эксперт GlobalSecurity.org Джон Пайк (John Pike), для определения местонахождения обломков шаттла будут использоваться спутники GPS.

Изучением материалов, получаемых со спутников, занимаются два военных командования США. Стратегическое военное командование, расположенное на военной базе "Оффатт" в Небраске, занимается спутниковыми данными, касающимися местонахождения обломков шаттла. Космическое командование ВВС, расположенное на базе в Колорадо, собирает и анализирует информацию, полученную спутниками во время катастрофы.


Россия и США еще не договорились о судьбе МКС

В Росавиакосмосе опровергли сообщения о достижении договоренностей с NASA в вопросе дальнейшего обслуживания МКС. Пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов подтвердил, что в Вашингтоне идут консультации по этому поводу, но указал, что о якобы достигнутом соглашении, по которому обслуживать МКС пока будут только "Союзы" и "Прогрессы", число которых будет увеличено за счет дополнительного финансирования со стороны США, в Росавиакосмосе ничего неизвестно.


Самый черный материал

Сверхчерное покрытие изобрела Национальная физическая лаборатория (National Physical Laboratory - NPL) в Лондоне. Оно поглощает 99,7% света, а потому является самой черной на планете поверхностью, отражающей минимальное количество света.

Существующие промышленные черные покрытия абсорбируют максимум 99,4% света. Самая хорошая черная краска - лишь 97,5%. Черная краска, которой напечатаны буквы в газете, поглощает 95-96% света. Под определенным углом новое покрытие, получившее название NPL Super Black, отражает в 25 раз меньше света, чем существующие образцы конкурентов.

Это открытие позволит резко изменить конструкцию таких оптических приборов, как телескопы, спектроскопы и радиометры, в которых черная краска применяется для того, чтобы минимизировать влияние случайного света.

Новое покрытие создано на основе сплава никеля и фосфора. Оно очень устойчиво, сохраняет свои качества даже при очень низких температурах, например в космосе. Ученые считают, что оно позволит повысить точность таких орбитальных инструментов, как космический телескоп "Хаббл". Агентство скоростных трасс надеется, что это вещество можно будет использовать для покрытия дорожных знаков. Однако производить на основе этого покрытия краску или чернила невозможно, потому что технологический процесс очень сложен.

Как рассказал журнал New Scientist, объект на пять часов помещается в раствор сульфата никеля и гипофосфита натрия. В результате на поверхности образуется слой никеля и натрия. Потом объект погружается в азотную кислоту, которая делает слой металлов сверхчерным.

Ричард Браун (Richard Brown), старший научный сотрудник NPL, руководивший исследованиями, сказал: "NPL Super Black может применяться в самых разных областях науки и технологии. Новое покрытие имеет множество преимуществ. Одно из преимуществ состоит в том, что оно не трескается при самых низких температурах".

Покрытие можно применять при создании устройств, с помощью которых космические спутники определяют свое местонахождение по звездам. Это устройство состоит из трубки длиной 50 см, окрашенной черной краской. Черная краска поглощает случайный свет, позволяя следить за звездами. Благодаря NPL Super Black эта трубка будет в три раза короче, космические спутники станут легче, запуск из будет обходиться дешевле.

Некоторые художники тоже заинтересовались новым покрытием. "Это очень красивая поверхность, - подчеркнул Найджел Фокс (Nigel Fox), ведущий оптик NPL. - Похоже на черный бархат".



Нас считают