"Военные" фотографии гибнущего "шаттла"
В минувшую пятницу космическое агентство NASA опубликовало снимки "шаттла" Columbia, сделанные буквально за минуту до его падения телескопом Starfire ВВС США. Этот телескоп используется для съемки спутников, находящихся на околоземных орбитах. Его разрешение при съемке спутника, находящегося на высоте 960 км, составляет порядка 30 см.
Как утверждает NASA, на этом снимке четко видно повреждение на передней кромке левого крыла "шаттла".
Конечно, на этой нечеткой фотографии видна несимметричность крыльев "шаттла", а также некое подобие хвоста (дыма или обломков), который тянется за этим крылом. Но из этого снимка все равно нельзя понять, каков характер повреждения крыла. Возможно, специалистам удастся так обработать это изображение, что на нем действительно будет все четко видно, но пока это просто неясный силуэт.
Англичане сделали свою часть европейского марсианского зонда
1 июня с космодрома Байконур должна взлететь ракета "Союз", которая выведет в космос европейский исследовательский зонд Mars Express. К новому 2004 году Mars Express должен долететь до Марса и доставить на его поверхность небольшой спускаемый аппарат Beagle 2, который проведет серию исследований марсианского грунта и камней. Основная цель этих исследований - поиск на Марсе признаков жизни, которая может там находиться в форме микроорганизмов, называемых "экстремофилами" (они "предпочитают" экстремальные условия жизни).
Beagle 2 представляет собой вклад Великобритании в этот проект. Одно время были опасения, что англичане не уложатся в сроки, и Mars Express улетит без Beagle 2. Но они успели. Готовый Beagle 2 уже отправлен во Францию на завод в Тулузу, где его смонтируют на зонде Mars Express.
Сам Mars Express, спустив Beagle 2 на поверхность Красной Планеты, сам останется на околомарсианской орбите и будет работать на ней как минимум один марсианский год, который равняется 687 земным дням. Но если все будет нормально, то работа зонда на орбите продолжится и дальше.
К расследованию аварии шаттла присоединилась независимая комиссия
Независимая комиссия по расследованию причин катастрофы шаттла "Колумбия", возглавляемая отставным адмиралом Харолдом Геманом-младшим, в четверг прибыла в космический центр Джонсона, чтобы начать свою работу, сообщает Associated Press.
Члены независимой комиссии встретились с представителями NASA, чтобы обсудить последние факты, выявленные в ходе поисково-аналитической работы специалистов Национального управления по аэронавтике и исследованиям космического пространства. "Мы не выявили какой-либо возможной причины катастрофы", - отметил представитель NASA Рон Диттемор.
Глава независимой комиссии ранее занимался расследованием террористического нападения на эсминец американских ВМС "Коул", совершенного в 2000 году.
NASA забраковало фотоснимки старта шаттла
Фотоснимки старта космического челнока Columbia, потерпевшего катастрофу 1 февраля, оказались непригодны для анализа из-за своего низкого качества, пишет сайт CNN.com. Как сообщил руководитель программы запуска шаттлов Рон Диттмор (Ron Dittemore), фотокамера, снимавшая старт с лучшего ракурса, не была должным образом сфокусирована. По словам Диттмора, специалисты изучают снимки, сделанные другими камерами, однако ясно, что по этим фотографиям невозможно восстановить все подробности.
Как в среду заявил Диттмор, NASA отказалось от предположения, что причиной катастрофы челнока послужил обломок изоляции топливного резервуара, который на старте повредил плитки термостойкого покрытия левого крыла шаттла. В четверг Диттмор оговорился, что пока ни одна из версий причин катастрофы не исключается, а обломки изоляции еще предстоит внимательно изучить. По его словам, специалисты намерены вновь проверить, какие повреждения мог нанести отколовшийся обломок.
В ходе расследования NASA планирует использовать все возможные свидетельства вплоть до любительских фотоснимков и видеозаписей.
Адмирал Геман нашел способ в три раза ускорить расследование причин падения шаттла
Правительственная комиссия, расследующая обстоятельства катастрофы шаттла Columbia, приступила к работе, передает АР. Члены комиссии встретились со специалистами Космического центра имени Джонсона перед тем. как оправиться в поездку по другим центрам НАСА.
Адмирал Геман, глава комиссии, пообещал, что в ближайшее время скорость ее работы утроится, так как будут созданы три отдельные группы, каждая из которых будет заниматься своей работой в рамках общего расследования.
Предполагается, что комиссия Гемана должна представить результаты своей работы менее, чем через два месяца, но в воскресенье адмирал сообщил, что срок ее работы может быть продлен, так как "самым важным является сделать все правильно".
Геман сообщил, что пока что эксперты комиссии изучают показания военного радара, зафиксировавшего, как на второй день полета шаттла от него на большой скорости отлетел какой-то объект. Геман предположил, что это может оказаться лед, отвалившийся от обшивки шаттла, но подчеркнул, что необходимо дальнейшее расследование.
Пока что одной из версий происшедшего является предположение, что на поверхности шаттла образовалась ледяная глыба из выбрасываемой жидкости, которая при приземлении отвалилась и нанесла удар по крылу шаттла.
"Прогресс" толкнет МКС на новую орбиту
Российский транспортный корабль "Прогресс" изменит орбиту Международной космической станции. Эта операция начнется во в 14:34 по московскому времени, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Центра управления полетами.
Двигатели "Прогресса" поднимут орбиту МКС на 10 километров. Ранее предполагалось, что этот маневр совершит американский шаттл, старт которого к станции был намечен на начало марта. Однако после гибели шаттла Columbia всех полеты кораблей этого класса были отменены.
Напомним, что "Прогресс" пристыковался к МКС 4 февраля. Он доставил на станцию более 2,5 тонн грузов. Сейчас орбита МКС поддерживается на высоте порядка 400 километров от Земли.
NASA изучает версию столкновения шаттла Columbia с неизвестным объектом
Специалисты NASA расследуют новую версию катастрофы космического челнока Columbia, согласно которой шаттл мог столкнуться с неизвестным объектом. Как стало известно журналистам CBS News, в NASA рассматривают возможность столкновения космического корабля через день после старта.
Как стало известно CBS из собственных источников, из анализа данных отслеживающего радара следуют, что от шаттла отделился неизвестный пока объект. По словам источника, отделившийся объект двигался со скоростью около пяти метров в секунду.
Эта версия еще не подтверждена и не изучена до конца, и диспетчеры намерены вернуться к изучению данных телеметрии шаттла и выяснить, что же произошло на самом деле. Если станет очевидно, что некий объект действительно отрывался от челнока с заявленной скоростью, можно было бы предположить, что Columbia столкнулась, например, с космическим мусором. Это объяснило бы разрушение левого крыла и топливной системы шаттла во время его возвращения на Землю.
Существует еще одна версия появления около челнока неизвестного объекта. Согласно данным телеметрии, в изучаемый момент Columbia освобождалась от воды. Это операция проводится периодически, и сбрасываемая вода немедленно превращается в лед и отделяется от корпуса корабля.
Однако источники агентства считаю версию со льдом маловероятной. Поскольку, по их наблюдениям, объект уже некоторое время находился на орбите.
Руководство МКС обсуждает возможные варианты существования станции
Руководители проекта МКС после катастрофы "шаттла" Columbia вынуждено кардинально пересмотреть ближайшие планы работ на станции. Пока запуски "шаттлов" отменены до выяснения причин гибели Columbia, и когда они начнутся, пока неизвестно. Поэтому пока замораживаются все работы по дальнейшему строительству МКС. Но это еще полбеды. В конце концов, станция и в нынешнем своем состоянии вполне работоспособна, и в ней можно вести научно-исследовательские работы. Теперь встал ребром вопрос о смене экипажей и доставке грузов для обитателей станции.
В начале марта нынешний шестой долговременный экипаж станции должен был забрать "шаттл" Atlantis. Понятно, что в указанные сроки этот полет не состоится. Для возвращения на Землю на МКС имеется корабль "Союз". Эти корабли, имеющие полугодичный гарантийный срок работы в космосе, периодически меняют. Такой рейс должен был состояться в конце апреля этого года, и на нем с недельным визитом на МКС должны были прилететь Геннадий Падалка, испанский астронавт Педро Дюк (Pedro Duque) и кто-то третий (возможно, очередной турист).
С туристами Росавиакосмос решил пока повременить и с кратковременными визитами на МКС тоже. Уже почти решено, хотя официально никаких заявлений пока не сделано, что менять шестой экипаж седьмым будут посредством "Союза". Пока под вопросом и численность седьмого экипажа. Возможно, она будет сокращена до двух человек, чтобы сэкономить продукты, воду и кислород.
Нынешний шестой экипаж МКС - Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit), вообще-то, не собирались возвращаться на Землю на корабле "Союз", хотя соответствующую подготовку в Звездном городке они проходили. Поэтому им придется хотя бы немного потренироваться. Продуктов, воды и прочего им, в крайнем случае, хватит до конца июня.
Седьмой экипаж, в составе которого числились Юрий Маленченко, Александр Калери и американец Эдвард Лу, тоже не планировал лететь на МКС на "Союзе". К тому же они собирались заниматься научными исследованиями и достройкой станции. Строить в ближайшее время ничего не надо будет, поэтому планы придется перекраивать. Если же экипаж сократят до двух человек, то одного из наших, скорее всего, Александра Калери, вычеркнут. Ну а Европейское космическое агентство может надолго забыть о планах отправки на МКС своего "долговременного" астронавта.
Радио даст новую жизнь старым спутникам
Европейское космическое агентство (ЕКА) планирует продлить жизнь стареющим спутникам, используя их для создания сети цифрового радио. Теперь автомобилисты, путешествуя по Европе, смогут слушать музыку и новости цифровых радиостанций.
Специалисты считают, что экономичное использование оставшихся ресурсов спутников может продлить им жизнь как минимум на пять лет.
ЕКА уже передало первые пробные радипрограммы и запустило проект по разработке недорогой автомобильной антенны, способной принимать сигналы цифровой радиостанции.
На сегодня цифровое телевидение и радио принимается через стационарные тарелки, которые улавливают сигнал от спутников, вращающихся вокруг Земли на высоте 35 тысяч километров. Примерно через 15 лет спутники полностью расходуют свой ресурс и их выводят на более высокую орбиту. Именно эти доживающие свой век космические аппараты хотят вернуть к жизни инженеры ЕКА.
Оставшийся ресурс топлива расходуется в основном на поддержание спутника на определенно установленной орбите. Специалисты подсчитали, что если спутникам позволить свободно дрейфовать по направлению "север-юг" и при этом тратить топливо лишь для удержания составляющей орбиты "восток-запад", жизнь кораблей можно продлить на несколько лет.
В США автолюбители уже давно пользуются услугами цифрового радио, сигнал которого передают специально запущенные спутники. ЕКА же считает, что использование устаревших космических аппаратов может предоставить услуги не хуже и за меньшие деньги.
|