Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

12 февраля 2003 г.

Содержание

Новая технология поиска жизни на Марсе и других планетах

NASA обнародовало запись последних переговоров с шаттлом Columbia

Последний старт ракеты Ariane 4 и проблемы европейского космоса

NASA отказывается финансировать российскую космическую программу

Что отвалилось от "шаттла" Columbia на второй день полета?

Китай устраивает космическую выставку в Вене

Судьба МКС в руках российских космонавтов

Ariane 4, последний вылет задерживается



Новая технология поиска жизни на Марсе и других планетах

В ближайшие три года профессор Алан Уэгонер из Универститета Карнеги-Меллона будет заниматься поиском жизни на Марсе. В этом ему поможет 900-тысячный грант NASA на разработку системы обнаружения жизненных форм с применением флюоресцентных красителей.

Профессору и его команде предстоит создать индикаторы (маркеры) органики на основе флюоресцирующих составов, которые прикрепляются к "кирпичикам жизни" - ДНК, белкам, жирам и углеводородам. Затем необходимо разработать оптическую систему обнаружения этих индикаторов на обработанной флюоресцентами территории. На этом этапе к проекту подключится институт роботехники Карнеги-Меллона: система должна легко устанавливаться на все типы самоходных аппаратов, использующихся в исследованиях других планет. Пробные образцы биоиндикаторов испытают во враждебной для жизни среде, как например, в пустыне Атакама на севере Чили. Марсианский рельеф и крайне редко встречающиеся формы жизни делают пустыню идеальным полигоном для тренировок ксенобиологов.

Попутно исследователям придётся решить множество нетривиальных задач. Флюоресцентные маркеры, пометившие органику, должны уверенно распознаваться системой обнаружения, даже в случае их низкой концентрации и малого уровня излучения. На качество распознавания не должны влиять люминесценция минералов и собственное излучение оптической системы. Конструкция последней тоже непроста: в идеале должен получиться этакий микроскоп вовсе без движущихся частей или с минимумом оных. Как решить в этом случае проблему фокусировки - отдельный вопрос.

Сомнения пока имеются даже по поводу основной идеи. Марсианские формы жизни могут разительно отличаться от земных. Учёным придётся создавать высокоуниверсальные реагенты, чтобы предусмотреть все виды живых существ, какие только можно представить. В частности, одни маркеры должны прикрепляться к пептидным цепям - составляющим белка. Другие среагируют на сахары, которые содержатся в углеводородах. Нужно учесть и ориентированность структур, как, например, закрученность молекул ДНК. Марсианский вектор может оказаться направленным в сторону, отличную от земной.

Тем не менее, шансы на успех исследователей весьма велики: создаваемая технология базируется на семнадцатилетнем опыте работы Центра микробиологической визуализации (Molecular Biosensor and Imaging Center, MBIC) при Университете Карнеги-Меллона. Директор центра Алан Уэгонер известен тем, что под его руководством получил широкое распространение метод маркировки флюоресцентами в биотехнологиях. Этот способ сыграл значительную роль в расшифровке генома человека.


NASA обнародовало запись последних переговоров с шаттлом Columbia

Во вторник NASA обнародовало запись переговоров между шаттлом Columbia и Космическим центром имени Кеннеди, сообщает АР.

За полчаса до катастрофы директор полета Лирой Кейн (Leroy Cain) еще выяснял у командира корабля Рика Хазбанда (Rick Husband) вопрос, с какой стороны взлетно-посадочной полосы шаттл будет приземляться.

Проблемы начались лишь за шесть-семь минут до падения, когда Джефф Клинг (Jeff Kling), оператор по наблюдению за техническими системами шаттла, сообщил, что внезапно вышла из строя часть датчиков на борту шаттла.

Кейн немедленно спросил, связаны ли эти датчики между собой, предполагая, что могла выйти из строя часть системы, но Клинг ответил, что никакой связи между ними нет.

Спустя мгновение Майк Сарафин (Mike Sarafin), оператор по наведению и навигации шаттла, сообщил, что шаттл кренится налево либо левое крыло шаттла столкнулось с большим сопротивлением воздуха. Кейн спросил, как обстоит дело со всем остальным, и Сарафин ответил, что не видит "ничего необычного".

Шаттл попытался выйти на связь и одновременно Клинг сообщил, что давление в шасси шаттла падает. После этого Чарли Хобо (Charlie Hobaugh), ответственный за связь с шаттлом, обратился к экипажу с вопросом, что происходит с шасси.

"Прием", - ответил Хазбанд, и связь внезапно прервалась. Это произошло в 7.59 CST.

Сразу после этого операторы наперебой стали сообщать о проблемах на шаттле. Поступили сигналы о том, что колеблется его хвостовой стабилизатор, вышли из строй датчики, отвечающие за переднее и правое шасси. Вышли из строя другие датчики и усилился крен налево. Хобо вновь попытался выйти на связь с шаттлом, но безуспешно.

Кейн спросил, когда должен был появиться сигнал на радаре. Выяснилось, что минуту назад. Попытки связаться с шатлом продолжились. Радарная установка рядом с космическим центром сообщила, что переводит радар в режим поиска, однако шаттл так и не был обнаружен.

После долгой паузы Кейн сказал: "Заприте двери". Это значило, что с этого момента никто не мог покидать центр управлений полетами, звонить по телефону и вообще поддерживать какую-либо связь с внешним миром. На течение следующих часов инженеры и операторы должны были забыть о шаттле и заниматься всецело проверкой данных своих компьютеров, обеспечением их сохранности, подготовкой отчетов и составлением личных показаний о том, что они видели, слышали и делали 1 февраля.


Последний старт ракеты Ariane 4 и проблемы европейского космоса

Сегодня 12 февраля в 4 утра по местному времени (10:00 мск) с космодрома Куру во Французской Гвиане должна стартовать ракета Ariane 4, которая должна вывести на околоземную орбиту спутник связи Intelsat 907. Это будет последний запуск ракеты Ariane 4 (116-й по счету), которая была рабочей лошадкой Европейского космического агентства на протяжении 23 лет и которой оно в немалой степени обязано своими успехами.

Всего в семействе ракет Ariane 4 было 6 моделей, которые все имели три ступени и отличались разными наборами жидкотопливных и твердотопливных ускорителей. Такая конструкция позволяла подбирать наиболее подходящую модель для запуска на геостационарные орбиты спутников весом от 2100 до 4900 кг. Последней в полет отправится самая мощная модель Ariane 44L с четырьмя жидкотопливными ускорителями.

После этого у Европы останется только тяжелая ракета Ariane 5, судьба которой после декабрьской катастрофы оказалась под вопросом. Правда, тогда на третьей минуте полета взорвалась новая модифицированная версия этой ракеты, для которой это был первый старт. Но результатом этой аварии стал временный запрет на запуски и прежнего варианта Ariane 5. Когда этот запрет будет отменен еще неизвестно, но из-за него уже сорвалась экспедиция исследовательского зонда Rosetta к комете Wirtanen. Этот уникальный проект стоимостью около миллиарда долларов готовился 10 лет.

Ясно также, что эта авария существенно ослабила позиции компании Arianespace на рынке коммерческий космических запусков, конкуренция на котором весьма острая. Эта авария усилила также трения между 15 странами-членами Европейского космического агентства по поводу финансового участия в его проектах.


NASA отказывается финансировать российскую космическую программу

США не смогут финансировать российскую космическую программу до тех пор, пока Москва не откажется от сотрудничества с Ираном в области ядерных технологий. Об этом заявил представитель NASA Джейс Ньюман (James Newman), сославшись на соответствующий закон, принятый в 2000 году администрацией Билла Клинтона. По этому закону финансовая помощь России может быть оказана только в случае возникновения угрозы жизни космонавтов, находящихся на Международной космической станции, передает агентство AFP.

По словам Ньюмана, сейчас США рассчитывают на сотрудничество не с Россией, а с европейскими странами и Японией.

По мнению аналитиков, Вашингтон согласится выделить средства для запуска российских кораблей в случае, если Москва приостановит строительство атомной электростанции в Бушере. Финансирование космической программы может стать одной из форм компенсации потерь, которые понесет Россия, отказавшись от сотрудничества с Ираном.

В любом случае, как заявил глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, политические переговоры на тему ограничений, накладываемых американским законом, будут очень сложными.

В связи с решением США приостановить запуск шаттлов до выяснения причин катастрофы челнока Columbia Россия столкнулась с необходимостью обеспечивать работу МКС в одностороннем порядке. В Росавиакосмосе утверждают, что технически Россия готова самостоятельно выполнить все задачи, однако для поддержания работы станции до конца этого года потребуется дополнительное финансирование в размере около 50 миллионов долларов.

Добавим, в понедельник заместитель гендиректора Росавиакосмоса Николай Моисеев сообщил, что NASA обратилось с просьбой обеспечить в этом году дополнительный запуск грузового корабля "Прогресс" к МКС, пообещав профинансировать старт. Моисеев добавил, что для дальнейшего решения вопроса президент США Джордж Буш должен будет обратиться к Конгрессу, поскольку по закону космические агентства не могут самостоятельно заключить договор о закупке корабля.


Что отвалилось от "шаттла" Columbia на второй день полета?

По сообщению NASA, сейчас его специалисты изучают данные, записанные станцией слежения ВВС США, которые указывают на то, что 17 января, то есть во второй день полета "шаттла", от него отделился какой-то объект и полетел со скоростью около 8 км/сек.

На этот счет пока существуют две версии. Возможно, этим объектом был кусок льда, в который превратилась сточная вода, которую периодически выбрасывают за борт "шаттлов" во время полета. Но это мог быть и фрагмент самого "шаттла", выбитый при столкновении с каким-нибудь метеоритом или космическим мусором (фрагментом какой-нибудь старой ракеты или спутника и даже каким-нибудь инструментом, потерянным кем-нибудь из астронавтов во время выходов в открытый космос). Из-за этого повреждения во время входа "шаттла" в плотные слои атмосферы могла начаться цепная реакция событий, приведших в итоге к катастрофе.

Сейчас специалисты NASA проверяют всю информацию, полученную с борта "шаттла" в указанное время 17 января, чтобы выяснить, не зафиксировал ли что-нибудь хотя бы один из бортовых компьютеров и не заметил ли что-нибудь необычное кто-нибудь из членов экипажа.


Китай устраивает космическую выставку в Вене

В штаб-квартире ООН в Вене с 17 февраля по 4 апреля пройдет выставка, посвященная китайской космической программе. Как сообщается, на ней будут представлены модели ракет и спутников, построенных и запущенных в Китае.

В частности на этой выставке Китай продемонстрирует 9 моделей ракет-носителей размером от 1,5 до 2,5 метров, на примере которых будет показана эволюция ракет Long March - от Long March 1D до Long March 3B. Среди них будет и ракета Long March 2F, которая выводила на орбиту 4 китайских космических корабля Shenzhou, летавших пока только в беспилотном режиме. Сам корабль Shenzhou будет представлен на этой выставке моделью, выполненной в масштабе 1:6.


Судьба МКС в руках российских космонавтов

В ближайший год обеспечение работы Международной космической станции будет зависеть от России. Такое мнение высказали в понедельник в Российском авиакосмическом агентстве.

"Несмотря на то, что официально НАСА не определило срок отсрочки полетов своих оставшихся трех кораблей-шаттлов "Атлантис", "Индевор" и "Дискавери", вполне вероятно, что они останутся на земле в течение года и вся тяжесть обеспечения работы Международной космической станции ляжет на плечи России", - рассказали РИА "Новости" в Росавиакосмосе.

Между тем, источник не исключил, что полеты шаттлов могут быть возобновлены и раньше прогнозируемых сроков. Однако, это произойдет лишь в том случае, если подтвердится версия гибели "Колумбии" из-за коррозии левого крыла.

"Если дело в ней, то полеты других шаттлов можно разрешить, так как их корпус изготовлен из некоррозийных сплавов", - отметил источник.

Он напомнил, что коррозия крыла "Колумбии" была замечена еще в 1983 году и заставил НАСА перейти на новые сплавы при изготовлении других шаттлов. Коррозия на "Колумбии" была обнаружена и в 1999 году при капитальном ремонте корабля.

Вместе с тем, источник в Росавиакосмосе подчеркнул, что все версии катастрофы требуют изучения и, "похоже, быстрых результатов в расследовании не получить".


Ariane 4, последний вылет задерживается

Запуск ракеты Ariane 4 со спутником Intelsat 907 должен был состояться на космодроме Куру во Французской Гвиане сегодня утром. Кстати, это должен быть последний запуск для ракет семейства Ariane 4.

Однако последний полет пришлось отложить из-за сильного ветра в верхних слоях атмосферы. Обратный отсчет был остановлен за 3,5 часа до намеченного времени старта. Новую попытку запуска можно будет провести не раньше, чем завтра утром в то же время (4 утра местного времени или 10 утра мск), но официально нового времени старта не объявлено, было сказано только, что все будет зависеть от погоды.



Нас считают