Двигатель для зонда Messenger уже готов
В марте 2004 г. с мыса Канаверал в космос должен отправиться исследовательский зонд Messenger (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry, and Ranging). Его цель - Меркурий, самая ближняя к Солнцу планета. Messenger будет лететь к Меркурию целых пять лет, а потом выйдет на его орбиту и будет в течение одного земного года заниматься его исследованиями. За это время Меркурий совершит 4 оборота вокруг Солнца. Правда, меркурианский день намного дольше земного: Меркурий совершает оборот вокруг своей оси приблизительно за 59 земных суток, а солнечные сутки длятся на Меркурии 176 дней.
Зонду Messenger предстоит впервые провести съемку всей поверхности Меркурия и собрать информацию о составе и структуре его поверхности, о его геологической истории, о его тонкой атмосфере и магнитосфере. Напомним, что первые снимки Меркурия сделал в 1974-75 годах американский зонд Mariner-10, но он не выходил на орбиту этой планеты.
До старта осталось не так уж много времени, и работы по постройке зонда идут полным ходом. На днях с завода компании GenCorp Aerojet вышла двигательная система для этого аппарата. Она состоит из титановых топливных баков, основного двигателя и 16 маленьких маневровых двигателей. Стартовый вес зонда Messenger составляет 1093 кг. 55% этого веса придется на топливо. Основной двигатель работает на двухкомпонентном топливе, а маневровые двигатели - на однокомпонентном.
Теперь двигатель соединят с остальными частями платформы зонда в Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса, после чего пройдут его вибрационные и термические испытания. Затем на Messenger установят научное оборудование. Все эти работы должны завершиться до конца февраля.
"Союзы" все-таки будут стартовать с Куру
На этой неделе в штаб-квартире Европейского космического агентства в Париже министр иностранных дел России Игорь Иванов и Генеральный директор ЕКА Антонио Родот (Antonio Rodot) подписали соглашение между ЕКА и правительством Российской Федерации о партнерстве и сотрудничестве в области исследований космоса и его использовании в мирных целях.
Реализовывать это соглашение с российской стороны будет Росавиакосмос. В частности в этом соглашении упомянуты такие пункты сотрудничества как разработка ракет-носителей, запуски российских ракет "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане, а также исследования других планет с помощью космических зондов и совместных пилотируемых экспедиций.
Экипаж МКС готов остаться на орбите хоть на год, если потребуется
Нынешний шестой по счету экипаж МКС в составе Кена Бауэрсокса (Ken Bowersox), Николая Бударина и Дона Петтита (Don Pettit) сейчас занимается разгрузкой корабля "Прогресс", доставившего на станцию очередную порцию грузов. На днях с помощью двигателей "Прогресса" был проведен подъем орбиты МКС приблизительно на 10 км, и теперь ее параметры составляют 385 на 409 км.
На этой неделе состоялась первая после катастрофы "шаттла" Columbia пресс-конференция экипажа МКС. Во время этой пресс-конференции Кен Бауэрсокс в частности сказал, что после этой катастрофы американский ЦУП сократил им рабочую программу, чтобы у экипажа было время пообщаться со своими семьями и получить необходимую эмоциональную поддержку.
Уже ясно, что нынешнему экипажу придется задержаться на орбите. Раньше предполагалось, что их смена прилетит на "шаттле" Atlantis в первых числах марта, но после катастрофы "шаттла" Columbia все запуски были отложены на неопределенное время. Следующий экипаж может прилететь на МКС пока только на корабле "Союз", но когда это произойдет, пока неизвестно.
Нынешний экипаж станции прекрасно понимает возникшие проблемы, но считает, что исследования космоса нужно продолжать и уже сообщил в ЦУП о своей готовности остаться работать на орбите на год и даже дольше, если это потребуется. Причем, как было сказано Кеном Бауэрсоксом, они будут рассматривать эти "сверхурочные" как награду, а не как неизбежные тяготы труда астронавта.
Экипаж МКС уже в курсе, что, скорее всего, им на смену прилетят только два человека. Нынешние обитатели станции уверены, что оставлять МКС без присмотра нельзя и что даже в усеченном составе будущий экипаж сможет выкроить время для проведения научных исследований (во всяком случае, для исследований влияния на организм человека длительного воздействия невесомости время всегда найдется).
Вселенная в младенчестве по версии NASA
Американское космическое агентство NASA опубликовало фотографию, изображающую нашу Вселенную, когда ей было всего 200 млн лет. Вот она:
Так тогда выглядело распределение излучения во Вселенной. По заявлению NASA, это самый четкий и подробный снимок Вселенной, какой она была в младенчестве. Он был сделан с помощью аппаратуры зонда Wilkinson Microwave Anisotropy Probe (WMAP), который в течение года вел наблюдения фонового микроволнового космического излучения из второй точки Лагранжа, которая находится на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Фоновое микроволновое излучение - это послесвечение Большого Взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная. Красные пятна здесь соответствуют самым "теплым" местам, а синие - самым "холодным", хотя понятия тепла и холода здесь довольно относительны, так как температура фонового космического излучения составляет около 2,73 градусов К.
Это изображение показывает, что звезды первого поколения зажглись во Вселенной намного раньше, чем было принято считать. По заявлению специалистов NASA, на основании данных, полученных зондом WMAP, возраст Вселенной составляет 13,7 млрд лет (с погрешностью 1%).
Исследования зонда WMAP также показали, что в составе Вселенной 4% приходится на обычную материю, 23% - на так называемую темную материю, а 73% - на загадочную темную энергию.
Зонд WMAP будет продолжать свои наблюдения еще в течение трех лет и, возможно, эти данные помогут понять природу темной энергии и по-новому взглянуть на теории расширения Вселенной.
Специалисты NASA обсуждали неполадки "Колумбии" за два дня до аварии
Инженер NASA Роберт Дохерти (Robert Daugherty) за два дня до взрыва на борту шаттла "Колумбия" предупреждал своего коллегу Дэвида Лечнера (David Lechner) о возможных проблемах при посадке космического челнока. В электронном послании Лечнеру, занимающемуся механическими системами шаттлов, Дохерти изложил несколько неблагоприятных сценариев посадки "Колумбии".
Свои выводы инженер NASA строил на основании информации о возможном повреждении теплоизолирующего покрытия шаттла во время его старта 16 января. "Я вероятно заблуждаюсь, говоря о самых худших сценариях развития и на самом деле верю, что положение вещей не так плохо, как я его представляю", - написал Дохерти.
Инженер предположил, что из-за несправностей, возникших на старте, шасси шаттла при посадке могут не раскрыться. В качестве неблагоприятных сценариев посадки Дохерти указал отрыв створок отсека шасси, частичный выпуск шасси и посадку шаттла на днище фюзеляжа.
Между тем, по словам руководителя NASA Шона О'Кифи, в ходе полета шаттла ничто не указывало на возможные проблемы с шасси.
В NASA два дня искали уже найденный обломок шаттла
Поиски обломков космического челнока Columbia, разбившегося 1 февраля, настолько плохо организованы, что власти на два дня потеряли уже найденный фрагмент левого крыла шаттла. Об этом рассказал Пол Миллер (Paul Miller) - один из добровольцев, принимающих участие в поисковых работах, передает агентство Associated Press.
По словам Миллера, 4 февраля он вместе с другим добровольцем и солдатом нашел фрагмент крыла и отвез его в аэропорт округа Накогдочес в Техасе, где находится поисковый центр. Через два дня к нему в офис пришли представители NASA в сопровождении 20 солдат и обвинили его в том, что он оставил обломки себе в качестве сувенира. Как рассказал Миллер, при этом с ним обращались, как с настоящим преступником. Спустя несколько часов выяснилось, что фрагмент крыла все еще находится в поисковом центре в аэропорту.
В NASA никак не прокомментировали слова Миллера.
Между тем специалисты, проводящие расследование причин катастрофы Columbia, сообщили, что намерены создать и протестировать в аэродинамической трубе модель крыла шаттла, пишет сайт CNN.com. По словам Скотта Хаббарда (Scott Hubbard), одного из участников расследования, NASA проверит, каким образом различные повреждения крыла могли повлиять на его температуру и прочность.
Отставной адмирал Харолд Геман-младший, возглавляющий комиссию по расследованию причин катастрофы, уверен в успешном завершении работы. "Команда профессионалов, с которой я работаю, решала проблемы и с меньшим числом свидетельств", - заявил адмирал. Ранее Геман занимался расследованием теракта на американском эсминце "Коул", совершенного в 2000 году.
Состав экспедиций на МКС сократили до двух человек
До возобновления полетов американских шаттлов экипажи основных экспедиций на Международную космическую станцию будут состоять из двух человек. Об этом заявил в среду "Интерфаксу" представитель Росавиакосмоса.
Ранее экспедиции на МКС состояли, как правило, из трех человек. "В данной ситуации, с экономической стороны, наиболее целесообразен состав экипажа из двух человек", - отметили в Росавиакосмосе.
Состав седьмой экспедиции на МКС пока не определен, однако уже принято официальное решение, что экипаж полетит на российском корабле "Союз".
"Необходимо подобрать подготовленных и опытных людей. Американская сторона предложит несколько своих кандидатур, российская - своих, из которых можно будет сделать выбор. В любом случае, в состав экспедиции должен войти один астронавт NASA и один российский космонавт", - сказал представитель Росавиакосмоса.
Напомним, что полеты американских космических кораблей многоразового использования были прекращены в связи с катастрофой шаттла Columbia, произошедшей 1 февраля 2002 года.
Шестая постоянная экспедиция, в которую входят американцы Кеннет Бауэрсокс (Ken Bowersox), Дональд Петтит (Donald Pettit) и российский космонавт Николай Бударин, работает на МКС с 3 декабря 2002 года.
|