Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

14 февраля 2003 г.

Содержание

Марсианские реки "соединили" каналами

Китайская ракета - больше не загадка

"Военный" снимок гибнущего "шаттла" оказался любительской фотографией

"Темная" материя скрылась в облаке газа?

NASA: причиной катастрофы шаттла могла стать пробоина в крыле



Марсианские реки "соединили" каналами

На Марсе уже давно обнаружили длинные "канавы", местами узкие, местами широкие, которые очень похожи на высохшие русла рек. Поэтому и возникла гипотеза о том, что когда-то на Марсе было изобилие воды и, возможно, жили какие-нибудь организмы. Однако скептики указывали на то, что эти "реки" как-то подозрительно внезапно начинаются и заканчиваются.

Теперь они получили достойный ответ от оптимистов. Благодаря данным, полученным с помощью лазерного высотомера, установленного на борту марсианского зонда Mars Global Surveyor, был составлено трехмерное топографическое изображение одного из участков Марса, и на этом изображении удалось найти те "недостающие" впадины и каналы, благодаря которым марсианские реки, ручейки и озера (если таковые вообще существовали) объединялись в целую сеть водоемов.

Составленная трехмерная карта охватывает экваториальную область Марса с гористым рельефом, которая простирается от средних северных до средних южных широт. Некоторые понижения рельефа на ней сравнимы по размерам с "земными" Великими озерами, которые находятся на границе США и Канады.

Так что марсианский рельеф оказался подходящим для протекания воды, осталось только доказать, что она действительно когда-то текла по марсианским просторам.


Китайская ракета - больше не загадка

Эксперты, внимательно следящие за развитием китайской программы пилотируемых космических полетов, уже давно мучились над разрешением загадки, связанной с конструкцией ракеты-носителя "Великий Поход 2F". И вот, наконец, их терзания благополучно завершились.

Китай стремительно движется к достижению своей заветной цели - пилотируемому полету китайского космонавта вокруг Земли на корабле собственной конструкции. Полет космического корабля "Шеньчжоу-4" (пока в беспилотном варианте), состоявшийся на рубеже 2002-2003 годов, прошел успешно. Проблемы - если они и были - оказались незначительными. Дизайн корабля отработан, и ожидается, что первый китайский космонавт отправится в космос уже в этом году.

Однако иностранных экспертов заинтриговала одна деталь конструкции ракеты-носителя "Великий Поход 2F", с помощью которой выводятся на орбиту корабли серии "Шеньчжоу". На некоторых имеющихся в их распоряжении снимках ракеты хорошо видны стабилизаторы, расположенные на ускорителях, размещенных вокруг первой ступени ракеты. В то же время на других снимках нет даже намека на стабилизаторы. К чему бы это?

Стабилизаторы отсутствовали и на первых снимках ракеты, появившихся в интернете в 1999 году при неясных обстоятельствах. И в то же время, на официальных снимках ракеты, появившихся уже спустя несколько недель и сделанных как непосредственно перед стартом, так и во время старта "Шеньчжоу-1", стабилизаторы ясно различимы.

С кораблем "Шеньчжоу-2", а позднее - и "Шеньчжоу-3", повторилась примерно та же история. На стартовом столе стоит ракета со стабилизаторами, в то же время на снимках, сделанных во время транспортировки ракеты на стартовый стол, стабилизаторы отсутствуют.

На снимках "Шеньчжоу-4" на ракете-носителе имеются стабилизаторы. Снимки, сделанные во время транспортировки ракеты на стартовую площадку, отсутствуют.

На этот счет эксперты терялись в догадках. Складывалось впечатление, что на фотографиях изображены различные модели ракет, и вариант без стабилизаторов - это одна из ранних моделей "Великого Похода".

Загадку разрешил аэрокосмический аналитик Чэнь Лань (Chen Lan). Оказывается, на "Великом Походе 2F" действительно устанавливаются стабилизаторы, однако их установка происходит уже на стартовом столе, непосредственно перед запуском.

Подобная конструкция ракеты-носителя - нечто совершенно уникальное в мировой практике. Однако, при внимательном рассмотрении, выяснилось, что у китайцев были свои резоны. Дело в том, что стабилизаторы делают ракету значительно шире, в результате чего транспортировка ее из монтажно-испытательного корпуса на стартовую площадку превращается в непростую задачу. Установка же стабилизаторов уже непосредственно на стартовом столе существенно упрощает транспортные операции.

Данный курьез служит еще одним напоминанием того факта, что многие космические ракеты-носители, в том числе и "Великий Поход 2F", являются прямыми наследниками баллистических ракет, для которых габариты, определяющие возможности их транспортировки, имеют определяющее значение.


"Военный" снимок гибнущего "шаттла" оказался любительской фотографией

Неделю назад NASA опубликовало вот этот снимок, который обошел все средства массовой информации. Про него было сказано, что он был сделан 1 февраля за минуту до падения "шаттла" Columbia с помощью мощного телескопа Starfire, установленного на базе ВВС США Kirtland для слежения за спутниками и баллистическими ракетами.

На этом весьма нечетком снимке видна какая-то неоднородность в районе левого крыла "шаттла" и ореол позади этого крыла. Вообще-то, сразу смутило качество фотографии, поскольку про телескоп было сказано, что он может сделать снимок спутника, находящегося на высоте 960 км с разрешением 30 см. "Шаттл" был явно ниже этой высоты, а разрешение было явно хуже 30 см.

Теперь же выясняется, что снимок этот был сделан вовсе не упомянутым телескопом. Это вообще любительская фотография, сделанная с помощью "бытового" телескопа с апертурой 9 см, который можно купить в магазине, и обработанная на старом 11-летнем "Макинтоше". Правда, сделали ее три инженера, работающие на телескопе Starfire, просто из любопытства, решив сфотографировать быстро движущийся объект, в качестве которого и был выбран "шаттл". Важность этого снимка они поняли буквально через 10 минут после того, как он был сделан. "Шаттл" потерпел катастрофу, и фотография стала одним из свидетельств его гибели. Правда, какую-либо ценную информацию о причинах катастрофы из нее вряд ли удастся извлечь.


"Темная" материя скрылась в облаке газа?

Астрономы и астрофизики уже давно говорят о том, что человек, даже с помощью самых современных телескопов, может увидеть далеко не всю материю, существующую во Вселенной, и что большая часть этой материи находится в форме так называемой "темной" материи, недоступной для наблюдения.

Но вот в последнем номере журнала Nature появилась статья астрономов из университета штата Огайо, которые обнаружили в космосе огромное облако горячего газа. Они полагают, что в этом облаке и находится часть "пропавшей" материи.

Масса этого газового облака в триллион раз больше массы нашего Солнца, а его температура - в 150 раз выше температуры Солнца. Это облако окружает локальную группу галактик, в которую входит и наша галактика Млечный Путь. Несмотря на свои огромные размеры, это газовое облако является лишь частью газовых потоков, соединяющих все галактики во Вселенной.

Ученые полагают, что после Большого Взрыва в молодой Вселенной на долю "нормальной" материи (протонов и нейтроном) приходилось лишь 20% массы. Именно эта материя трансформировалась потом в звезды и галактики, которые мы можем увидеть на ночном небе. А остальные 80% материи являются невидимыми.

Авторы статьи соглашаются, что пока точно неизвестно, из чего состоит темная материя, но считают, что для ее поиска можно в качестве маркеров использовать барионы (к коим относятся протоны, нейтроны, гипероны, резонансы и некоторые другие частицы). Они полагают, что упомянутое выше облако раскаленного газа состоит из барионов, большая часть которых не видна именно из-за слишком высокой температуры этого газа. Это облако было обнаружено с помощью рентгеновского космического телескопа Chandra, а потом и с помощью ультрафиолетового космического телескопа FUSE (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer).


NASA: причиной катастрофы шаттла могла стать пробоина в крыле

Инженеры NASA, расследующие обстоятельства катастрофы космического челнока Columbia вечером в четверг заявили, что одной из самых вероятных версий причины аварии может быть разгерметизация левого крыла в районе отсека шасси, приведшая к проникновению внутрь шаттла нагретого до высокой температуры атмосферного газа, сообщает Associated Press.

По мнению следствия, потеря одной или нескольких плиток наружной термоизоляции не могла послужить причиной столь сильного нагрева, зафиксированного датчиками челнока непосредственно перед катастрофой внутри левого отсека шасси. Инженеры считают, что такую температуру могло дать лишь непосредственное попадание внутрь через разрыв в корпусе плазмы или раскаленного воздуха, окруживших аппарат при входе в плотные слои атмосферы.

По словам представителя NASA Джеймса Хартсфилда (James Hartsfield), пока неясно в каком именно месте - на несущей поверхности левого крыла, у его основания или на створке левой ниши шасси - образовалась пробоина. Непонятно также, произошло это из-за дефекта конструкции, из-за попадания льда при старте или удара фрагмента космического мусора во время нахождения Columbia на орбите.

В четверг NASA обратилось к американцам с повторной просьбой предоставить властям любые фото- и видео изображения катастрофы шаттла над Калифорнией и восточной частью Техаса.



Нас считают