Ход расследования причин гибели Columbia
В США продолжается расследование причин катастрофы космического челнока Columbia, которая унесла жизни семи астронавтов. Основные работы по расследованию выполняет специально образованная комиссия во главе с отставным адмиралом Гарольдом Геманом. Ход событий, в основном, был ясен уже в самом начале расследования, когда была обнародована информация о показаниях телеметрии. Напомним, что за несколько минут до катастрофы был зафиксирован рост температуры у левого крыла шаттла, а затем корабль отклонился от курса, вскоре после чего связь с кораблем прервалась.
О верности этого сценария свидетельствуют и данные из других источников. О том, что катастрофе предшествовали неполадки в области левого крыла свидетельствует снимок (см. иллюстрацию), выполненный специалистами военной обсерватории Starfire Optical Range (SOR), расположенной на военно-воздушной базе Кертленд неподалеку от Альбукерке (штат Нью-Мексико). В задачу SOR входит, в частности, наблюдение за иностранными спутниками, для чего обсерватория оснащена мощным и современным оборудованием. Однако снимок шаттла, входящего в атмосферу, был сделан не телескопом-шпионом, а выполнен с помощью любительского телескопа (такой прибор можно купить в специализированном астрономическом магазине) с диаметром всего 8,9 см, подключенным к компьютеру Apple Macintosh 1992 года выпуска. Более того, трое сотрудников SOR сделали важный снимок, в общем-то, случайно и в свободное от работы время. На приведенном снимке виден странный след, идущий от левого крыла шаттла.
О неполадках в области левого крыла свидетельствует и расшифровка переговоров экипажа с центром управления полетами непосредственно перед катастрофой. Из расшифровки переговоров ясно, что за несколько минут до катастрофы отказали четыре температурных датчика, расположенных в левом крыле. Вскоре было зафиксировано и отклонение от курса, которое автоматика пыталась скорректировать.
Но если ход событий выглядит достаточно ясно, то причина неполадок остается пока загадкой. Многие эксперты полагают, что левое крыло шаттла было повреждено в результате столкновения с каким-либо объектом. Возможно, повреждение было вызвано ударом о левое крыло отвалившегося во время старта куска изолирующего материала внешних топливных баков. Первоначально удар был признан неопасным, однако впоследствии были высказаны предположения о том, что крылу были нанесены повреждения, способные воспрепятствовать выпуску шасси при посадке.
Причиной повреждения крыла мог стать также кусок льда, образовавшийся у дренажного отверстия, которое находится перед левым крылом. Такой кусок льда размером с баскетбольный мяч образовался в 1984 г. во время полета шаттла Discovery. Тогда лед удалось расколоть манипулятором челнока. На борту Columbia такого манипулятора не было. Наконец, крыло могло быть повреждено метеоритом или куском космического мусора.
Возможно, свет на причину катастрофы удастся пролить по завершении анализа многочисленных обломков шаттла. В среду все они были доставлены в Космический центр имени Кеннеди (штат Флорида), куда прибыли члены комиссии, ведущей расследование. Помимо самих обломков, эксперты изучат состояние материально-технической базы космического центра, условия предстартовой подготовки шаттлов и их текущего технического обслуживания. Далее комиссия посетит Центр космических полетов имени Маршалла в Хантсвилле (штат Алабама), проведет некторое время на заводе по производству внешних топливных баков для шаттлов в Новом Орлеане (Луизиана). В субботу комиссия вернется в Техас, в Хьюстон, и посетит несколько объектов по соседству с Космическим центром имени Джонсона, однако не сам этот центр. Следует отметить, что комиссия будет работать независимо от NASA.
Полярные шапки Марса почти целиком состоят из замерзшей воды
Новые исследования полярных шапок Марса с помощью аппаратуры американских орбитальных зондов Mars Global Surveyor и Mars Odyssey показали, что полярные шапки Марса почти целиком состоят из обычной замерзшей воды, а замерзшей углекислоты там совсем немного.
Статью, посвященную этим исследованиям, опубликовали в номере журнала Science от 14 февраля научные сотрудники Калифорнийского технологического института - профессор Энди Ингерсолл (Andy Ingersoll) и его аспирант Шейн Бирн (Shane Byrne). Они опровергают существующую с 1996 года теорию о том, что полярные шапки Марса состоят из "сухого льда". Эта теория возникла после того, как первый марсианский исследовательский зонд сообщил на Землю о том, что атмосфера Марса почти целиком (на 95%) состоит из углекислого газа. Сторонники "углекислой" теории полагали, что состоящие из сухого льда полярные шапки регулируют давление атмосферы на Марсе путем испарения или конденсации углекислоты.
Более поздние наблюдения зонда Viking показали, что в северной полярной шапке под поверхностным слоем углекислоты находится обычный водяной лед. Но это не поколебало устои "углекислой" теории, поскольку ее сторонники продолжали считать, что южная полярная шапка уж точно состоит из замерзшей углекислоты.
Однако новые изображения полярных шапок Марса, сделанные зондами Mars Global Surveyor и Mars Odyssey с высоким разрешением и в разных спектральных диапазонах, опровергли старую теорию. Инфракрасные снимки этой области показали, что процесс таяния и замерзания льда происходит в полном соответствии с его "водяной" природой. То есть на южной полярной шапке Марса слишком тепло, чтобы там находилась замерзшая углекислота.
Такие выводы были сделаны после исследований снимков участков с плоскими круглыми впадинами во льду глубиной около 8 м и диаметром от 200 до 1000 м. Верхний слой льда там действительно представляет собой замерзшую углекислоту, но на дне этих впадин находится обычный водяной лед. Таким образом, южная полярная шапка по своему строению аналогична северной, где каждое марсианское лето испаряется примерно метровый слой углекислоты. Вся разница между северным и южным полюсом, собственно говоря, состоит в том, что толщина сухого льда на южной полярной шапке составляет около 8 м, и его слой не успевает полностью испариться за летнее время.
Теперь получается, что запасов углекислоты на Марсе явно недостаточно для того, чтобы поддерживать существующее давление атмосферы. Даже если вся углекислота на полярных шапках испарится, давление атмосферы повысится только на 2-3%. То есть углекислого газа на Марсе не хватит для полноценного парникового эффекта, чтобы растопить водяные льды и оросить планету, если такой проект придет в голову нашим потомкам (хотя им можно будет и не возить с собой воду в экспедиции на Марс). Новые данные также ставят под сомнение теории о том, что когда-то Марс был теплой и влажной планетой.
Последняя ракета Ariane 4 ушла в космос
На космодроме Куру во Французской Гвиане пришлось на три дня задержать последний запуск последней ракеты Ariane 4. Старту мешал сильный ветер в верхних слоях атмосферы. Наконец, в субботу 15 февраля в 4 часа утра по местному времени (10:00 мск) этот запуск ракеты Ariane 44L состоялся, и она успешно вывела на переходную геосинхронную орбиту спутник связи Intelsat 907.
Напомним, это был последний запуск ракеты из семейства Ariane 4. Он был 116-м по счету. А первый состоялся в 1988 г. Все это время Ariane 4 верой и правдой служила в качестве рабочей лошадки компании Arianespace и Европейского космического агентства. Аварий у Ariane 4 было только три. Причем последняя случилась в 1994 г., и с тех пор состоялось 74 успешных запуска.
Семейство ракет Ariane 4 состояло из шести моделей, отличавшихся друг от друга только набором ускорителей - три ступени ракеты были у всех одинаковые. Соответственно отличалась и их грузоподъемность: они могли выводить на геосинхронные орбиты спутники весом от 2100 до 4900 кг. Последней полетела самая мощная ракета Ariane 44L с четырьмя жидкотопливными ускорителями, так как стартовый вес спутника Intelsat 907 составлял 4700 кг.
Однако, несмотря на хороший послужной список ракет Ariane 4, компания Arianespace решила прекратить их производство и запуски. Объясняется это малой грузоподъемностью этих ракет. По идее ракету Ariane 4 должна заменить ракета Ariane 5, первый старт которой состоялся в 1996 г. Базовая версия ракеты Ariane 5 имеет грузоподъемность 6200 кг, а ее модернизированная модель - 10 тонн. Но ракеты этого семейства пока не могут похвастаться безаварийной работой. Из четырнадцати запусков авариями закончились четыре. А модернизированная модель Ariane 5 с новым двигателем потерпела катастрофу во время первого же запуска (это произошло в декабре 2002 года), после чего до выяснения причины аварии были приостановлены все старты ракет Ariane 5, и когда они возобновятся, пока неизвестно. А их на первую половину 2003 г. было запланировано два: в январе к комете Wirtanen должен был отправиться исследовательский зонд Rosetta (теперь ему подыскивают другую комету), а в марте - спутник связи Hellas Sat 2.
Так что смена поколений ракет Ariane проходит не гладко.
Идентифицированы останки всех астронавтов "шаттла" Columbia
Космическое агентство NASA официально подтвердило, что к настоящему моменту идентифицированы останки всех семи членов экипажа "шаттла" Columbia, потерпевшего катастрофу во время посадки 1 февраля этого года - Рика Хазбанда (Rick Husband), Уильяма Маккула (William McCool), Майкла Андерсона (Michael Anderson), Дэвида Брауна (David Brown), Калпаны Чаулы (Kalpana Chawla), Лорел Кларк (Laurel Clark) и Илана Рамона (Ilan Ramon). Идентификация проводилась на базе ВВС США Довер в штате Делавер.
Останки первого израильского астронавта Илана Рамона уже захоронены в Израиле, а официальные похороны американских астронавтов состоятся в ближайшие две недели.
NASA поблагодарило всех участников поисковых работ, которые смогли найти останки всех астронавтов на очень большой территории. Но поиски обломков "шаттла" продолжается и в их ходе полицейские, военные, пожарные и волонтеры продолжают находить останки астронавтов.
Подкомитет ООН по космосу обсудит ядерные двигатели, космический мусор и медицинские применения космических исследований
Сегодня 17 февраля в штаб-квартире ООН в Вене откроется 40-я сессия научно-технического подкомитета ООН по внешнему космосу. Его работа продлится до 28 февраля. Обсуждаться на нем будут следующие основные вопросы: использование ядерных источников энергии во внешнем космосе, организация спутникового мониторинга земных катастроф, проблемы космического мусора, использование космических технологий в медицинских исследованиях и реализация доступности результатов использования космических технологий (прежде всего систем спутниковой навигации) для всех стран мира.
Хотелось бы остановиться на проблеме космического мусора в свете недавней катастрофы "шаттла" Columbia. В качестве одной из версий причины гибели "шаттла" была выдвинута гипотеза о его повреждении во время орбитального полета в результате столкновения с космическим мусором (фрагментом старой ракеты или спутника, либо каким-то инструментом, потерянным кем-то из астронавтов во время выхода в открытый космос). На предстоящей сессии планируется обсудить предложения по уменьшению количества нового космического мусора и, возможно, принять по этому поводу какой-то документ.
Во время этой сессии в штаб-квартире ООН в Вене пройдет также выставка достижений Китая в области космоса с демонстрацией макетов ракет-носителей и космических аппаратов китайского производства.
Летать в космос будут киборги
Исследовать космос вместо людей будут киборги микроскопического размера. Их созданием займётся организация под названием Institute for Cell Mimetic Space Exploration (CMISE), что можно перевести как Институт квазибиологических исследований космоса.
Институт создан при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса под эгидой NASA. В понедельник, 10 февраля состоялось торжественное открытие учреждения, призванного объединить достижения аэрокосмических, микробиологических и нанотехнологий для создания новых, эффективных и безопасных инструментов исследования космоса. Национальное аэрокосмическое агентство будет осуществлять финансирование института в течение десяти лет. Уже внесены первые 15 млн. долларов, затем по истечении пяти лет NASA перечислит оставшуюся сумму такого же объёма.
Термин Cell Mimetics (клеточная мимикрия) был избран вследствие тесной интеграции вышеперечисленных технологий. Устройства, что будут построены их использованием, уже получили название "labs on a chip", то есть "однокристальные лаборатории". Они смогут, например, определять наличие в окружающей среде химических веществ и бактерий, это качество весьма пригодится для "смарт-скафандров" будущих космонавтов. Планируемые разработки будут использовать живые клетки, дополненные MEMS-сервоприводами для совершения ряда действий и слежения за состоянием клеток. Габариты таких устройств не должны превышать одной тысячной диаметра человеческого волоса.
Для того чтобы скопление клеток стало тканью, затем органом, а после организмом, необходима координация их действий, предполагающая наличие связи. Учёные CMISE ищут пути моделирования связей, превращающих простые биологические объекты в более сложные, обладающие новыми качествами. Возможно это даст человеку новые принципы организации коммуникаций и управления. В области интересов CMISE можно выделить четыре направления исследований: энергетика, метаболика, систематика и космонавтика микроспутников CMISESat.
Сотрудники департамента энергетики будут разрабатывать миниатюрные источники питания для микрокиборгов. Отделение метаболики сосредоточится на использовании клеток, их составляющих, и MEMS-механизмов для мониторинга и управления клетками. Систематизаторы объединят достижения вышеперечисленных отделов в комплексы более высокого уровня. Студенты университета штата Аризона займутся конструированием микроспутников весом не более полукилограмма, которые будут предназначаться для испытаний технологий Cell Mimetic в космическом пространстве.
Кроме этого, в CMISE предусмотрена обширная междисциплинарная учебная программа, призванная повысить интерес студентов к научным исследованиям.
Штаб-квартира CMISE расположится в Калифорнийском университете, в Инженерном колледже Генри Сэмюели. В работе центра примут участие учёные Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, NASA, университета Аризоны, Калифорнийского технологического института, Лаборатории реактивного движения NASA и Калифорнийского университета в Ирвине.
От землян скроют приближение астероида-убийцы
По мнению советника правительства США по науке, если астрономам станет известно о приближении к Земле астероида, способного столкнуться с ней и погубить все живое, им лучше не сообщать об этом широкой публике, сообщает британская газета Independent.
"Если губительное столкновение станет неизбежным, неведение окажется благословением для большинства землян. Здравый смысл подсказывает: если вы не можете вмешаться и не можете укрыть людей в безопасном месте, бессмысленно предпринимать какие-либо меры, направленные на уменьшение возможных последствий предстоящего удара", - заявил доктор Джеффри Соммер (Geoffrey Sommer), сотрудник калифорнийской компании Rand Corporation.
Доктор Соммер также является советником американского правительства по вопросам борьбы с терроризмом.
В течение последних 25 лет NASA ведет мониторинг околоземного пространства с целью обнаружения всех астероидов диаметром более километра, которые оказываются в опасной близости от Земли.
По мнению научного руководителя астробиологического института NASA Дэвида Моррисона (David Morrison), на сегодняшний день удалось вычислить орбиты примерно 650 небесных тел указанного диаметра и установить, что ни одно из них не угрожает Земле.
Однако, добавляет Моррисон, это количество составляет всего лишь 60 процентов астероидов, пролетающих мимо нашей планеты.
"Космос хранит много тайн, о которых мы пока ничего не знаем", - считает ученый.
|