25 февраля 2003 г.

Светящиеся облака на границе с космосом

Россия просит Европу помочь в финансировании полетов к МКС

В Неваде найдены похожие на обломки шаттла куски металла

Американские учителя, несмотря ни на что, рвутся в космос

Контракт на разработку комплекта для ремонта теплозащитного покрытия "шаттла" был заключен в 1980 году

Зонд Pioneer 10 еще жив, но его ответ уже не разобрать

Американский космический корабль Pioneer 10 был запущен в космос 3 марта 1972 г. Он отправился за пределы солнечной системы. Но, находясь еще в солнечной системе, он успел передать на Землю массу ценной информации о ее объектах. В частности, именно Pioneer 10 обнаружил неизвестный ранее пояс астероидов. В 1973 г. сфотографировал Юпитер с расстояния в 132 тыс. км, и тогда это были самые лучшие снимки этой планеты.

После того, как Pioneer 10 пересек орбиту Плутона сеансы связи с ним стали эпизодическими. Официально эта миссия была закончена, но время от времени антенны-тарелки системы дальней космической связи пытались установить с ним контакт.

Сейчас расстояние зонда Pioneer 10 от Солнца составляет 82,19 а.е. (около 12,33 млрд км), то есть он находится от него в 82,19 раз дальше, чем Земля. Pioneer 10 и сейчас удаляется от Солнца с относительной скоростью 12,224 км/с.

Свет (или радиосигнал) до него и обратно идет 22 часа 38 минут. В последний раз сигнал на него был послан 22 января 2003 г., а ответ получили соответственно 23 января. Правда, из ответного сигнала никакой телеметрической информации извлечь не удалось. Передатчик зонда уже очень слаб, но еще работает. В общем, Pioneer 10 жив и продолжает лететь в сторону звезды Альдебаран и, если с ним ничего не случится, то он прилетит к этой звезде через 2 млн лет.

Найдено самое холодное место во Вселенной

21 февраля астрономы опубликовали первую фотографию газового облака, которое считается самым холодным местом во Вселенной. Туманность Бумеранг, находящаяся в 5 тысячах световых лет от Земли, была обнаружена в 1979 году шведскими и американскими астрономами с помощью крупного телескопа, установленного в Чили.

Название "Бумеранг" она получила в 1980 году - в телескопах, находящихся на Земле, туманность выглядела как изогнутое облако удлиненной формы. Астрономы также называют эту туманность, которую можно наблюдать только из Южного полушария, "холодильник Вселенной", сообщает Ananova. Температура туманности Бумеранг - минус 272°C, это всего на один градус выше температуры абсолютного нуля - минус 273,15°. Хотя в земных лабораториях удавалось получить и более низкие температуры, в природе большего холода не найдено.

Фотографии туманности были сделаны отправленным в космос телескопом Hubble для NASA и ESA, которые совместно управляли им.

В прошлом году экипаж американского космического корабля Columbia установил на телескопе новую усовершенствованную камеру, которая увеличила возможности получения снимков в десять раз. В частности, модернизированный Hubble зафиксировал столкновение галактик, находящихся на расстоянии 420 млн. световых лет. Он позволят им наблюдать отдаленные галактики, находящиеся в так называемой "сумеречной зоне", то есть в начальном периоде их формирования.

Представитель Европейского космического агентства заявил: "Даже минус 270°C, температура, установившаяся после Большого взрыва, выше температуры этой туманности. Это единственный объект, обнаруженный на данный момент в природе, у которого температура ниже, чем у фонового излучения, оставшегося от Большого взрыва".

Установлено, что газ туманности поглощает микроволновую фоновую радиацию - реликтовое излучение, оставшееся от Большого взрыва, породившего Вселенную. Такой процесс может протекать лишь в условиях, когда газ охлажден до температуры ниже минус 270°, что нигде в природе до сих пор не наблюдалось.

Туманность Бумеранг представляет собой облако газа и пыли, выбрасываемое умирающей звездой со скоростью более 150 км/с, что приводит к резкому его охлаждению. Вероятнее всего, это облако охлаждается в результате того же процесса, что и в домашних компрессионных холодильниках - в результате быстрого расширения газа, хотя не исключается, что частично охлаждать туманность может и другой не замеченный пока объект типа "черной дыры". Проще говоря, это похоже на эффект воздушного шарика - если из него внезапно выпустить воздух, он сразу же станет холодным.

Светящиеся облака на границе с космосом

На борту МКС сейчас находится шестой долговременный экипаж Кеннет Бауэрсокс, Николай Бударин и Дональд Петтит. За время своего пребывания на орбите они сфотографировали необычные облака, которые парят в атмосфере Земли на самом краю космоса. Это тонкие легкие облака, светящиеся по ночам голубым электрическим светом. Некоторые специалисты полагают, что такой вид у облаков объясняется тем, что они "подпитываются" космической пылью. Но есть и предположение, что эти облака являются знаком глобального потепления.

Экипаж МКС видел эти облака только над южным полушарием Земли, когда станция пролетала над Австралией и южной оконечность Южной Америки. По мнению Дональда Петтита, эти облака находятся на высоте от 80 до 100 км.

Кстати, Дональд Петтит уже давно занимается этими светящимися облаками. С 1984 по 1996 г. он исследовал светящиеся облака, будучи сотрудником Лос-Аламосской национальной лаборатории. Правда, тогда, его интересовали облака, появляющиеся после пролета суборбитальных атмосферных ракет-зондов. Эти облака располагаются на высотах, где воздух (вернее, его остатки) в миллион раз суше, чем в пустыне Сахара. Тем не менее, светящиеся облака состоят из воды, точнее, из мельчайших кристаллов льда. Солнечный свет рассеивается на этих кристаллах, в результате чего и получается их характерное голубое свечение.

Эти облака видели не только астронавты, но и обитатели Земли. Они появляются в ночном небе после захода солнца, однако с околоземной орбиты их видно лучше. Первое сообщение об этих облаках датируется 1885 годом. Из впервые заметили примерно через два года после мощного извержению вулкана Кракатау в Индонезии, во время которого столб дыма и пепла поднимался на высоту около 80 км. От вулканического пепла в атмосфере солнечные закаты стали тогда весьма эффектными.

Но нынешние облака имеют совсем другую природу, ведь вулканический пепел более чем вековой давности уже давно рассеялся. Возможно, на этот раз виновата космическая пыль - мельчайшие частички комет и астероидов. Каждый день на Землю обрушивается несколько тонн этих метеоритных частиц, размер которых как раз такой, какой нужен для образования светящихся облаков.

Правда, для облаков еще нужен водяной пар. Он может забрасываться на такие высоты восходящими потоками ветра в летнее время года. Поэтому светящиеся облака появляются только летом, а не зимой. В южном полушарии сейчас как раз лето, поэтому облака экипаж МКС видит именно над южным полушарием.

NASA планирует провести детальные исследования этих облаков. И для этого в 2006 г. планируется запустить специальный спутник AIM (Aeronomy of Ice in the Mesosphere), который будет вести наблюдения с высоты 550 км. Он будет измерять температуру этих облаков и содержание в них различных химических вещество, следить за пылевыми аэрозолями и считать метеорные частицы, падающие на Землю. На основе этих данных, возможно, удастся выяснить истинную природу светящихся облаков.

Ну а обитателям северного полушария рекомендуется дождаться лета. Летом эти облака можно увидеть в западной части неба через полчаса-час после захода солнца.

Россия просит Европу помочь в финансировании полетов к МКС

Росавиакосмос обратился к Европейскому космическому агентству (ESA) с просьбой об оказании финансовой помощи в строительстве дополнительных транспортных кораблей "Прогресс". Они понадобятся для поддержания работы МКС в отсутствие американских шаттлов, полеты которых временно прекращены после катастрофы челнока Columbia. Согласно расчетам Росавиакосмоса, для поддержания работы МКС в 2003-2004 гг. понадобятся шесть транспортных кораблей, тогда как в распоряжении Росавиакосмоса есть только два космических грузовика.

Денег на строительство дополнительных транспортных кораблей у России нет, поэтому для обеспечения снабжения МКС всем необходимым понадобится зарубежная помощь. Соединенные Штаты такой помощи оказать не могут, поскольку это запрещает закон, принятый в ответ на военное сотрудничество России с Ираном. Выходом из положения может стать финансирование МКС со стороны европейских стран. В обмен на финансовую помощь ESA сможет включить своих представителей в состав постоянных экипажей МКС.

Очередной такой экипаж должен отправиться на станцию в мае нынешнего года на корабле "Союз". Пока, впрочем, Европейское космическое агентство не дало утвердительного ответа на просьбу российской стороны. Среди других мер по обеспечению работоспособности станции в отсутствие шаттлов предлагается сократить постоянный экипаж МКС с трех до двух человек. Это позволит сократить потребление топлива, воды и пищи и, в то же время, сохранить станцию в рабочем состоянии. Если же денег на строительство дополнительных "Прогрессов" найти не удастся, станцию, скорее всего, придется законсервировать до возобновления полетов американских многоразовых кораблей.

В Неваде найдены похожие на обломки шаттла куски металла

Группы, занимающиеся поиском обломков шаттла "Колумбия", в воскресенье обнаружили несколько мелких металлических фрагментов на юго-востоке штата Невада, сообщает Associated Press. Цифровые снимки обнаруженных металлических обломков были отправлены для исследования в космический центр Джонсона в Хьюстоне.

Поиски обломков шаттла на участке площадью около 77 квадратных километров в районе городка Панака начались в пятницу. В воскресенье NASA попросило расширить зону поисков на 56 километров к западу от Панаки. По мнению специалистов аэрокосмического агентства, в указанном районе может находиться крупный фрагмент шасси разбившегося шаттла. Обнаружение этого фрагмента может значительно приблизить следствие к раскрытию причин катастрофы "Колумбии".

Размер обнаруженных в Неваде обломков составляет от 2,5 до 10 сантиметров. "Обломки выглядят как жесть, покрытая волокнистым материалом. Они не обуглены, но потемнения в некоторых местах дают основания полагать, что они подвергались воздействию высокой температуры", - сообщил один из членов поисковой группы.

Между тем, глава NASA Шон О'Кифи заявил, что версию о крушении шаттла из-за попадания обломка изоляции топливного резервуара в левое крыло шаттла при взлете не стоит принимать в качестве основной. По словам О'Кифи, это лишь одна из нескольких версий, ни одна из которых в настоящее время не является приоритетной.

Американские учителя, несмотря ни на что, рвутся в космос

21 января этого года космическое агентство NASA объявило программу Educator Astronaut Program (EAP) по привлечению в ряды астронавтов школьных учителей. И для этого на сайте была NASA открыта специальная страница, где заявки на участие могли подать и сами учителя, и их коллеги, и их ученики. Однако 1 февраля случилась катастрофа "шаттла" Columbia, в которой погиб весь экипаж из семи человек.

Тем не менее, как выяснилось, эта трагедия не охладила пыл претендентов. Заявок подано уже более 4,5 тысяч штук.

Кстати, аналогичная программа "Учитель в космосе" в NASA уже была. Первая учительница, ставшая астронавтом, Криста Макколиф была включена в состав экипажа "шаттла" Challenger, который взорвался во время запуска 28 января 1986 г. Тогда программа "Учитель в космосе" была тут же свернута с формулировкой, что в космос должны летать только профессионалы. Однако на этот раз NASA не собирается отказываться от новой "учительской" программы. Прием заявок будет продолжаться до 30 апреля. Предполагается, что к тому времени, когда учителя, отобранные в отряд астронавтов, пройдут полный курс подготовки, "шаттлы" снова начнут летать.

Сейчас расследованием катастрофы "шаттла" Columbia в США занимаются целых три комиссии. В связи с чем начинает всплывать самая разная информация, в том числе внутренняя переписка и докладные записки сотрудников NASA по поводу неполадок "шаттла" и повреждения его теплозащитного покрытия. Возможно, это повреждение произошло во время запуска или во время 16-дневного орбитального полета.

Но даже если бы астронавты Columbia знали о повреждении нескольких теплозащитных плиток на одном из крыльев "шаттла", они ничего бы не могли сделать, так как провести их ремонт во время полета все равно невозможно.

Однако, на днях широкая публика узнала о том, что в январе 1980 г. космическое агентство NASA заключило предварительный контракт о разработке и производстве комплекта для ремонта теплозащитного покрытия "шаттла" во время полета. В тексте этого контракта говорится, что упомянутый комплект предназначается для использования экипажами "шаттлов" для ремонта возможных повреждений любой из керамических плиток теплозащитного покрытия.

Заявки и предложения о разработке такого комплекта подали в NASA четыре компании, но предварительный контракт на сумму 2,1 млн дол. был подписан с компанией Martin Marietta Aerospace (которая впоследствии была куплена компанией Lockheed и объединенная компания стала называться Lockheed Martin). По условиям этого контракта, компания Martin Marietta Aerospace должна была разработать и изготовить три экземпляра ремонтного комплекта: два - для использования во время полетов и один - для центра подготовки астронавтов. Комплект должен был весить около 135 кг. Его предполагалось устанавливать в грузовом отсеке "шаттла".

Рассматривалось два варианта ремонта: большие дырки планировалось заделывать заранее заготовленными плитками с помощью специального клея, а мелкие размером меньше одной плитки - замазывать термопастой. В ремонтный комплект должны были входить 160 запасных плиток размером 15х15 см толщиной от 1,9 до 3,8 см. Наклеивать их планировалось с помощью аппликатора, напоминающего по конструкции устройство для проконопачивания. В ремонтный комплект планировалось включить 8 таких аппликаторов. Для проведения ремонта хотя бы одному из астронавтов нужно было выйти в открытый космос. По внешней поверхности "шаттла" он должен был перемещаться с помощью ранцевого маневрового двигателя Manned Maneuvering Unit (MMU). Правда, непонятно, как астронавт должен был закрепиться на гладкой поверхности "шаттла" для проведения ремонта.

Из всего этого проекта был сделан только ранцевый двигатель MMU, но в реальных условиях его ни разу не применяли.