Американские военные будут запускать свои спутники на ракете Atlas 5
Новая ракета Atlas 5, разработанная и построенная компанией Lockheed Martin, совершила своей первый полет совсем недавно - в августе прошлого года. Вторая ракета этой серии собирается отправиться в полет 14 марта, она должна вывести на орбиту греческий спутник связи Hellas Sat. Это гражданский (во всяком случае, официально) коммерческий спутник.
Но скоро перед ракетой Atlas 5 откроются и "военные" перспективы. ВВС США решили задействовать ракеты этого семейства для запуска семи своих спутников. Правда, первый такой старт, как сообщается, состоится не раньше декабря 2004 года. Это будет военный секретный спутник связи Wideband Gapfiller Satellite-2 (WGS-2). Спутники серии WGS строит компания Boeing. Они оснащаются системами двусторонней связи X- и Ka-диапазона.
Спутник WGS-2 выведет на орбиту ракета Atlas 5 конфигурации 521, то есть с пятиметровым носовым обтекателем для спутника и двумя дополнительными твердотопливными ускорителями.
У Плутона есть еще спутники?
Плутон - это девятая по счету планета от Солнца и самая маленькая из них (его диаметр составляет около 3000 км. Среднее расстояние от Плутона до Солнца примерно в 39,5 раз превышает радиус орбиты Земли. Открыт Плутон был только в 1930 г., а в 1978 г. у него обнаружили спутник, который назвали Хароном. Он ненамного меньше Плутона - его диаметр составляет около 1200 км. Поэтому по своему "относительному размеру" его можно отнести к "спутникам-гигантам".
Кроме того, расстояние между Хароном и Плутоном относительно невелико - 20 тыс. км, а по массе они отличаются примерно в 4,55 раз. Строго говоря, нельзя сказать, что Харон вращается вокруг Плутона. Они вращаются вокруг общего центра масс, который находится за пределами Плутона. Поэтому пару Плутон-Харон можно назвать единственной в солнечной системе двойной планетой.
Не так давно у нескольких крупных астероидов из пояса Койпера тоже были обнаружены большие спутники (большие здесь, конечно же, понятие относительное - относительно самого астероида). Некоторые астрономы теперь полагают, что у Плутона есть еще спутники, но их пока не обнаружили.
В принципе, мощности современных телескопов (наземных и космического телескопа Hubble) хватает для того, чтобы обнаружить у Плутона спутники размером не менее 10-20 км. Нужно только заняться их поисками. И такие исследования запланированы на этот год. Проект называется "Новые горизонты" (New Horizons), им занимаются специалисты Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса. По их словам, выяснить, есть ли у Плутона еще спутники можно будет буквально за несколько дней наблюдений. Нужно только этим заняться.
NASA: на орбите вокруг шаттла Columbia летал неизвестный объект
Комиссия по расследованию катастрофы шаттла Columbia занялась исследованием неизвестного объекта, летавшего в космосе рядом с кораблем в ходе второго дня пребывания его на орбите, сообщает Associated Press.
Во время полета астронавты ничего подозрительного в пространстве около корабля не заметили. Данные об этом объекте появились позже, когда аэрокосмическое командование ВВС США занялось анализом показаний радаров. Изначально NASA заявило, что это мог быть фрагмент льда, выброшенный за борт корабля или кусок космического мусора, притянутый массой шаттла. Однако член комиссии по расследованию бригадный генерал ВВС США Дуэйн Дил (Duane Deal), во вторник отверг эти предположения, заявив, что объект, вероятно, отделился от самого шаттла.
"Непохоже, чтобы мой друг Рик Хазбенд (Rick Husband) - командир шаттла - столкнулся с чем-нибудь на орбите. Более вероятно, что этот предмет был частью корабля", - сказал Дил. По данным радаров, предмет внезапно возник около Columbia 17 января, через 24 часа после выхода на орбиту, сразу после осуществления шаттлом орбитального маневра, - добавил Дил. Это, по его мнению, дает право предполагать, что неизвестный предмет отделился от корабля во время маневра.
Дил описал обнаруженный объект. Его диаметр составлял от 30 до 40 сантиметров. В течение одного дня нахождения Columbia в космосе он летал в пределах 15 метров от шаттла, постепенно удаляясь от него до тех пор, пока не сгорел через три дня в плотных слоях земной атмосферы. Так как астронавты, находясь на орбите, не выходили в открытый космос, а в шаттле не так много иллюминаторов, предмет оставался незамеченным ими.
Материал, из которого состоял объект, неизвестен, однако ясно, что предмет этот был легким и неплотным. В настоящее время ВВС США и NASA планируют провести ряд тестов, которые, основываясь на отражающих способностях материала, зафиксированных радарами, могут дать представление о его структуре и позволят выяснить не являлся ли этот предмет фрагментом обшивки корабля.
Восстановлен фрагмент видеопленки с шаттла Columbia
Поздно вечером во вторник представители NASA сообщили о том, что ими были реставрированы остатки видеопленки камеры наблюдения кабины шаттла Columbia, сохранившиеся после катастрофы, сообщает Associated Press.
На фрагменте длительностью 13 минут засняты четверо астронавтов из экипажа. Запись кончается через четыре минуты после входа корабля в земную атмосферу, когда Columbia проходила над Тихим океаном в нормальном режиме.
По словам источника, близкого к следственным органам, запись не проливает света на причины катастрофы. Ни источник, ни пресс-секретарь NASA не располагают информацией где и когда была найдена эта пленка. Комиссия по расследованию знала о наличии этой записи последние несколько дней, однако ее члены не упоминали о данном факте на еженедельной пресс-конференции, состоявшейся во вторник, так как хотели дать время просмотреть пленку членам семей погибших астронавтов. Копии восстановленной видеозаписи планируется разослать в СМИ в течение текущей недели.
Экипаж МКС напоследок активно занимается научными экспериментами
Сейчас на МКС находится шестой долговременный экипаж в составе Кена Бауэрсокса, Николая Бударина и Дональда Петтита. Судя по всему на станции они пробудут как минимум до начала мая. И им на смену прилетят уже только два человека - Юрий Маленченко и Эдвард Лу.
Такое решение было принято в связи с катастрофой "шаттла" Columbia и запретом на запуски всех остальных "шаттлов" до выяснения причин этой аварии. Понятно, что планы дальнейшего строительства станции замораживаются до начала полетов "шаттлов". А экипаж пришлось сократить, чтобы сэкономить на грузах, для доставки которых на станцию остались только российские корабли "Прогресс" и "Союз", грузоподъемность которых намного меньше, чем у "шаттлов".
Очевидно, что следующий экипаж будет занят в основном поддержанием станции в работоспособном состоянии, и времени на научные эксперименты у них будет гораздо меньше или не будет совсем.
Так что нынешний экипаж можно считать последним "полноценным" экипажем МКС. Эта троица сейчас активно занимается научными экспериментами по программе своей экспедиции. В основном это эксперименты по физике и физиологии. Новое оборудование и материалы для этих экспериментов доставил на МКС грузовой корабль "Прогресс", прилетевший 4 февраля.
В частности "Прогресс" доставил на станцию запчасти для вышедшей из строя герметичной камеры с перчатками Microgravity Science Glovebox (MSG), предназначенной для проведения в условиях невесомости экспериментов с жидкостями, горящими и испаряющимися веществами. Из-за ее поломки были отложены многие эксперименты, и сейчас Дональд Петтит пытается наверстать упущенное.
Ну а исследования по физиологии не прекращались на борту МКС никогда. Для этого в лабораторном модуле Destiny установлено несколько приборов для измерения параметров работы различных органов астронавтов, в том числе состояния их мышц и костей. Кроме того, экипаж станции снимает показания с радиационных мониторов и фотографирует поверхность Земли.
Будущие астронавты NASA должны получить шанс на спасение
Сейчас американское космическое агентство NASA и три комиссии занимаются расследованием катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля этого года во время приземления космического челнока. Эксперты пытаются выяснить, из-за какого повреждения "шаттла" произошла эта авария и когда именно "шаттл" получил это повреждение - во время старта, во время 16-дневного орбитального полета или уже во время снижения.
Как бы там ни было, но уже сейчас ясно, что даже если бы астронавты из экипажа Columbia знали о повреждении теплозащитного покрытия или других конструкций "шаттла", у них все равно не было бы никаких шансов спасти себя и корабль. Никаких принадлежностей и инструментов для внешнего ремонта покрытия "шаттла" на борту космических челноков до сих пор не было.
Хотя, как теперь выясняется, больше 20 лет назад существовал проект создания комплекта для ремонта теплозащитных плиток покрытия "шаттла". Предполагалось, что наклейку новых плиток и заделку небольших трещин термопастой сможет провести один из астронавтов "шаттла", выйдя в открытый космос с комплектом специальных инструментов. Но этот проект так и не был реализован. По каким причинам это произошло, пока неясно. То ли решили, что игра не стоит свеч, так как вероятность катастрофического повреждения плиток очень мала, то ли возникли какие-то технические или финансовые трудности.
Кстати, во время последней экспедиции "шаттла" Columbia, не предполагалось никаких выходов в открытый космос, поэтому и соответствующих скафандров на борту не было. Не было в грузовом отсеке "шаттла" и робота-манипулятора, на котором мог бы закрепиться астронавт, вышедший для ремонта в открытый космос. Этот робот с механической рукой длиной 15 м вынули из грузового отсека, чтобы освободить место для лабораторного модуля Spacehab. Нельзя было бы воспользоваться и механической рукой Международной космической станции, так как Columbia не встречался с МКС в этом полете.
Конечно, рано или поздно, но NASA вновь начнет запуски "шаттлов". Очевидно, что для обеспечения их безопасности и безопасности экипажа будут предприняты какие-то дополнительные меры. Возможно, на "шаттлах" установят системы наблюдения за состоянием критически важных конструкций. Может быть, это будет делать камера, установленная на конце руки робота-манипулятора (и с "шаттлов" больше не будут снимать эти роботы ради "более полезного" груза). Возможно, все-таки будет сделан ремонтный комплект для наклеивания огнеупорных плиток на орбите. И в программу подготовки астронавтов войдет и эта операция. В общем, астронавты "шаттлов" должны получить шанс остаться в живых.
"Челночная" дипломатия
Руководители НАСА, похоже, не намерены дальше бравировать, обещая быстро возобновить полеты шаттлов, прерванные катастрофой челнока Columbia 1 февраля.
Расследование причин гибели многоразового корабля затягивается, и президенту Джорджу Бушу в конце минувшей недели пришлось даже подписать документ о выделении Национальному агентству по аэронавтике и освоению космического пространства дополнительно 50 млн долларов для оплаты труда привлекаемых экспертов.
Однако едва ли эти деньги смогут существенно ускорить процесс сбора и обработки информации: специалисты сейчас увлеклись спорами о том, какой именно размер царапины на левом крыле челнока мог вызвать при вхождении в плотные слои атмосферы повышенную турбулентность, приведшую к разрушению корабля.
А до оглашения экспертами окончательного вердикта все шаттлы останутся на земле, в том числе и Atlantis, который должен был лететь в марте и уже находится на космодроме на мысе Канаверал.
В такой ситуации НАСА и "Росавиакосмосу" удалось на удивление быстро договориться о сокращении экипажей длительных экспедиций на Международную космическую станцию. Как утверждает генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, в течение двух недель партнерам по проекту МКС предстоит юридически закрепить положение, согласно которому в состав основных экспедиций будут включаться лишь по одному представителю от России и США.
И первый "урезанный" экипаж, Юрий Маленченко и Эдвард Лу, уже сменил место подготовки. Из США, откуда седьмая основная экспедиция должна была отправиться на орбиту, космонавты переехали в подмосковный Звездный городок. По словам специалистов, старт корабля "Союз ТМА-2", ранее намечавшийся на 26 апреля, вероятнее всего, будет перенесен на начало мая.
При этом глава "Росавиакосмоса" довольно четко дает понять, что отечественная космическая отрасль не в состоянии взять на себя бремя спасителя МКС. По словам г-на Коптева, для сохранения станции в работоспособном состоянии необходимо увеличить финансирование запусков российских кораблей более чем на 2,5 млрд рублей.
Причем часть этих средств потребуется уже в первом полугодии 2003-го - чтобы заложить строительство новых "Союзов" и грузовых "Прогрессов", которые нужно будет отправить на орбиту в следующем году.
Учитывая традиционно скромный размер ассигнований из российского бюджета, Юрий Коптев выразил надежду "на благоразумие и справедливость подхода наших партнеров по МКС".
Однако "благоразумие" НАСА, как известно, ограничено не только урезанным бюджетом американского агентства (аналитики утверждают, что в реальных деньгах он не составляет и половину того, что выделялось в середине 60-х), но и принятым в 2000 году законом, запрещающим финансирование из-за океана космических программ России, подозреваемой в поставках ракетных и ядерных технологий Ирану. От Японии и Канады, считает Юрий Коптев, тоже не приходится ждать увеличения доли финансирования.
Поэтому сегодня "Росавиакосмос" и НАСА с двух сторон активно предлагают изменить партнерский статус Европейскому космическому агентству.
Если европейцы согласятся пересмотреть свою долю в проекте МКС, глава "Росавиакосмоса" не исключил возможности сохранения полноценных экипажей станции из трех космонавтов, один из которых будет представлять именно Европу.
Конгрессмены США обвиняют в гибели "Колумбии" NASA
Конгресс США недоволен деятельностью NASA. В вину космическому ведомству ставят прежде всего гибель шаттла "Колумбия".
По мнению ряда конгрессменов, NASA проигнорировало предупреждения специалистов об опасности повреждений, полученных шаттлом во время старта. Согласно результатам расследования катастрофы, при старте по плиткам термозащитного слоя корабля ударил не один кусок теплоизоляционного покрытия топливного бака, а целых три. Несмотря на ряд предупреждений со стороны экспертов, руководство NASA никак не прореагировало на тревожные сигналы, сообщает ИТАР-ТАСС.
|