Vega - маленькая европейская ракета
Европейское космическое агентство подписало контракт с итальянской компанией ELV на сумму в 221 млн евро, в соответствии с которым последняя должна завершить разработку небольшой ракеты-носителя Vega. Одновременно был подписан контракт с итальянской же компанией FiatAvio на сумму в 40 млн евро на разработку твердотопливного двигателя P80 для первой ступени этой ракеты.
Всего же в ракете Vega будет три ступени с твердотопливными двигателями и разгонный блок с жидкотопливным двигателем. Эта ракета должна будет поднимать на круговую орбиту высотой до 700 км груз весом до 1500 кг. Стартовать она будет с космодрома Куру во Французской Гвиане со стартовой площадки, освободившейся после прекращения запусков ракет Ariane 4. Осуществлять эти запуски будет компания Arianespace.
Первый полет ракеты Vega запланирован на середину 2006 г., и предполагается, что ракеты этого семейства будут летать с частотой 3-4 раза в год.
Финансирует проект Vega главным образом Италия (65%). В нем еще участвуют Бельгия, Франция, Нидерланды, Испания, Швеция и Швейцария.
NASA построит аппарат для исследования Плутона
Президент США Джордж Буш подписал закон о выделении NASA 110 млн. долл. на создание межпланетной станции для исследования Плутона, его спутника Харона и объектов пояса Койпера, который расположен на внешних границах Солнечной системы. Проект исследования Плутона, получивший название New Horizon ("Новый горизонт"), существует в NASA уже около тринадцати лет, но только сейчас ученым, наконец, удалось получить соответствующее финансирование.
Плутон является последней из всех планет Солнечной системы, к которой еще не направлялась специальная межпланетная станция. Поэтому инициаторы New Horizon придают проекту чрезвычайное значение. Выделенных правительством денег хватит на создание межпланетной станции (см. иллюстрацию), а ее строительство начнется в 2004 г. Запуск нового аппарата намечен на 2004 г., а Плутона он достигнет к 2015 г. Выдержать эти сроки крайне важно, поскольку в дальнейшем Плутон сильно удалится по своей вытянутой орбите. Разработка, строительство и запуск аппарата обойдутся примерно в 300 млн. долл. США. Общая стоимость проекта вместе с обработкой полученных данных составит около 500 млн. долларов.
Одной из главных задач New Horizon станет изучение пояса Койпера. Этот пояс, состоящий из большого числа замерзших космических тел, был открыт совсем недавно. Некоторые исследователи полагают, что Плутон на самом деле не планета, а один из объектов, формирующих этот пояс. Насколько верно данное предположение, как раз и должен помочь выяснить новый космический аппарат. Он же займется поиском новых спутников Плутона. Согласно проекту, аппарат сможет обнаружить спутники диаметром до 1 км, но основной акцент будет сделан все же на поиск более крупных объектов.
Полетит только один?
Сразу же после четвертого беспилотного полета китайского космического корабля Shenzhou, запуск которого состоялся в последние дни 2002 года, Китай заявил о том, что на борту следующего корабля Shenzhou-5 будут люди, и этот полет состоится в 2003 году.
А на днях в китайской газете Wen Wei Po появилось сообщение о том, что на корабле Shenzhou-5, скорее всего, полетит только один космонавт. При этом газета ссылалась на информацию от неназванного специалиста, работающего по китайской космической программе. И этот специалист также сообщил, что основная цель этого полета - это запуск человека в космос и его безопасное возвращение на Землю, поэтому нет никакой необходимости в увеличении численности экипажа. По этой же причине на борту корабля, скорее всего, не будет проводиться никаких научных экспериментов. Полет этот состоится осенью и продлится он всего несколько часов, причем, в светлое время суток, чтобы упростить наблюдение за кораблем и организацию поисковых и спасательных работ в случае аварии. Газета даже сообщила имя будущего первого китайского космонавта - Чен Лонг.
После этой публикации слово взяли официальные представители китайского космического ведомства. Они сказали, что дата запуска в космос корабля Shenzhou-5 будет определена буквально за день до старта. Кроме того, они опровергли информацию о том, что первого китайского космонавта зовут Чен Лонг.
Кстати, по поводу численности китайского отряда космонавтов та же газета Wen Wei Po в разное время давала разную информацию. В прошлом году она сообщала, что их 12 человек, а в последней статье их стало уже 14.
Первый из двух марсианских вездеходов прибыл на космодром для подготовки к запуску
В этом году NASA собирается отправить к Марсу два исследовательских зонда-близнеца (чтобы вдвое снизить вероятность провала экспедиции). На этих зондах к Марсу полетят два одинаковых вездехода-марсохода. Старты этих двух зондов состоятся с разницей в месяц, а точнее: 25 мая и 30 июня 2003 г.
Марсоходы пока имеют только рабочие названия Mars Exploration Rover (MER) с литерами А и В. На их "официальные" названия был объявлен конкурс среди американских школьников. Примем заявок уже закончен, итоги еще не подведены, но к моменту запуска "крестины" должны состояться.
Вчера 26 февраля для подготовки к запуску на космодром на мысе Канаверал прибыл первый из двух марсоходов. Одновременно к месту старта доставили и остальные части зонда: орбитальный и спускаемый аппарат, систему торможения и пр. Второй марсоход должен прибыть на мыс Канаверал 10 марта, но его "принадлежности" были доставлены на космодром месяц назад. На космодроме марсоходы и остальные системы зондов пройдут полный цикл испытаний с моделированием различных этапов полета. Только потом все системы будут собраны вместе, и готовые зонды установят на разгонные блоки с твердотопливными двигателями (именно они должны будут вытолкнуть эти аппараты с околоземной орбиты).
Для запуска каждого зонда готовится своя ракета Delta 2. Первая из них, которая стартует 25 мая, будет установлена на стартовой площадке 18 апреля, а вторая - 1 мая. За 10 дней до запуска на каждую ракету будет установлен свой разгонный блок с марсианским зондом.
Напомним, что марсоходы MER будут искать на Марсе воду и исследовать поверхностные породы.
Pioneer 10 замолчал навсегда
Американский исследовательский зонд Pioneer 10 отправился в полет больше 30 лет назад - 3 марта 1972 г. Он был построен компанией TRW. Его вывела в космос трехступенчатая ракета Atlas с разгонным блоком Centaur. Она разогнала зонд до скорости в 52 тыс. км/час, и орбиту Луны он пересек через 11 часов после старта, а орбиту Марса - всего через 3 месяца (современные зонды, отправляющиеся к Марсу, прибывают туда через 7-9 месяцев).
Pioneer 10 полетел к внешней границе солнечной системы по направлению к звезде Альдебаран созвездия Тельца. Его целью было исследование дальних районов солнечной системы. И в этом он изрядно преуспел. Именно Pioneer 10 первым из искусственных аппаратов пролетел сквозь астероидный пояс Койпера, сделал самые лучшие для того времени (1973 год) снимки Юпитера, обнаружил мощные радиационные поля этой планеты и провел измерения его магнитного поля.
Изначально его миссия была рассчитана на 21 месяц. Но, понятно, что по прошествии этого времени Pioneer 10 не остановится, а будет по инерции лететь в космическом вакууме и дальше. К тому же зонд был в хорошем состоянии и продолжал передавать ценную информацию, поэтому финансирование этой миссии было продолжено. В 1983 г. Pioneer 10 стал первым творением человека, вышедшим за пределы орбиты Плутона - самой дальней планеты солнечной системы.
Закончилась научная деятельность Pioneer 10 только 31 марта 1997 г. И с тех пор связь с зондом поддерживалась от случая к случаю, просто из "любопытства", и Pioneer 10 отвечал на сигналы с далекой Земли.
В 2002 г. с зондом Pioneer 10 пытались связаться в конце апреля, и тогда был получен ответ с телеметрической информацией о его состоянии. Еще одна попытка была предпринята 22 января 2003 года. Сигнал на Pioneer 10 с командой об ответе шел до зонда, который улетел к тому времени на расстояние около 12,33 млрд км, почти 11 часов 20 минут. И столько же времени потребовалось ответному сигналу. Был он очень слабым, почти на уровне фона, но мощные антенны-тарелки системы дальней космической связи приняли его. Правда, из этого сигнала нельзя было извлечь никакой информации, за исключения той, что передатчик зонда еще жив.
Но вот на сигнал, посланный 7 февраля, зонд уже не ответил. А, может быть, и ответил, но он был так слаб, что мощные приемники не смогли его обнаружить. И больше NASA не планирует проводить никаких попыток связи со старым аппаратом.
Сейчас он продолжает свой полет по прямой со скоростью 12,224 км/с относительно Солнца. Если его не собьет с пути какой-нибудь космический объект, то через 2 млн лет Pioneer 10 прилетит к звезде Альдебаран. А если его по дороге поймают какие-нибудь инопланетяне, то, разобрав Pioneer 10 по винтикам, они найдут внутри золотую пластину, на которой нарисована следующая картина:
На ней изображены "инструкция" по поиску Солнца (ориентирами являются направления на 14 пульсаров), схема солнечной системы с указанием местоположения Земли, облик обитателей Земли, дата начала экспедиции Pioneer 10 и схема радиотелескопа. Вряд ли инопланетяне найдут нас по этому "путеводителю" и вообще что-нибудь поймут, но чем черт не шутит...
Ничего сверхъестественного
Эксперты НАСА на своем последнем заседании, посвященном обсуждению версий гибели шаттла Columbia, проявили себя закоренелыми материалистами. Они категорически опровергли муссировавшиеся слухи о том, что причиной разрушения корабля при входе в верхние слои атмосферы 1 февраля могло быть столкновение с неопознанным летающим объектом. Точнее, с НЛО в том виде, в каком его представляют обыватели. По данным радаров, ни "тарелок", ни сигарообразных блестящих тел вблизи челнока во время его полета замечено не было. Версии же о столкновении с космическим мусором, повредившим термозащитный слой левого крыла Columbia, требуют более тщательной экспертизы.
Основанием для слухов о встрече астронавтов Columbia с НЛО послужили данные земных радаров, зафиксировавших рядом с кораблем на орбите небольшой предмет размером 30 на 40 сантиметров. Это подозрительное тело заметили еще во время первого маневра шаттла на орбите, и, естественно, после катастрофы нашлись желающие увязать воедино гибель Columbia и появление по соседству неопознанного объекта.
Поскольку эксперты на начальном этапе просто собирали все версии, они не стали сразу опровергать предположения уфологов. Однако последующие исследования показали, что объект исчез с радаров еще 20 января - за 10 дней до трагедии. К тому же, как уверяет член комиссии по расследованию бригадный генерал Дуэйн Дил, вероятнее всего это был осколок, отколовшийся от самого "челнока", который затем сгорел в плотных слоях атмосферы.
Тем не менее, в НАСА продолжают изучать возможность столкновения шаттла с каким-либо телом, анализируя траекторию всех известных объектов, обнаруженных на орбите (в каталог 1995 года занесено 23 тыс. единиц космического мусора).
По мнению экспертов, изучивших найденный в Техасе изуродованный кусок теплозащиты левого крыла корабля, именно инородный объект, который задел корабль, двигавшийся на огромной скорости, мог нанести столь значительные повреждения.
Нового же объяснения причин гибели корабля (помимо столкновения и повреждения шаттла во время старта) пока не появилось. Надежды прояснить ситуацию, изучив чудом сохранившуюся и найденную среди обломков видеозапись последних минут жизни экипажа, не оправдались. Запись обрывается за несколько минут до входа Columbia в плотные слои атмосферы Земли и неожиданного обрыва сеанса связи с Хьюстоном.
За день до гибели Columbia инженеры NASA предсказали детали катастрофы
За день катастрофы шаттла Columbia несколько высокопоставленных сотрудников технического отдела NASA составили возможный сценарий аварийной ситуации, согласно которому челнок терпит крушение из-за перегрева левого крыла и последующего разрушения фюзеляжа корабля.
Однако, как утверждает информационное агентство Associated Press, этот документ так и не был направлен руководству агентства.
Также обнародована обширная электронная переписка между различными отделами NASA, в которой обсуждалась вероятность повреждения изоляционного покрытия шаттла. Более того, стало известно, что NASA обратилось в министерство обороны с просьбой провести детальную фотосъемку уже находящегося на орбите челнока Columbia с целью определения состояния его корпуса.
Однако, согласно информации в одном из электронных посланий, через день запрос был отозван, так как руководство опасалось обвинения в излишней перестраховке.
В повторном обращении к военному ведомству функционеры NASA сообщают, что "шаттл находится в прекрасном состоянии", а оторвавшийся при взлете фрагмент изоляции корабля "не станет причиной серьезной проблемы".
|