4 марта 2003 г.

Зонд Cassini обнаружил вокруг Юпитера гигантское тороидальное газовое облако

Европейский космический телескоп Gaia продолжит считать звезды на небе

Сердцебиение темного молекулярного облака Barnard 68

Кокон в сетях пульсара "Черная вдова"

Зонд Cassini обнаружил вокруг Юпитера гигантское тороидальное газовое облако

Исследовательский зонд Cassini направляется сейчас к Сатурну, но по дороге ему нужно было для разгона и коррекции траектории совершить маневр в гравитационном поле Юпитера. Этот пролет мимо Юпитера решили использовать и для проверки работы научного оборудования зонда. В итоге ученые узнали о Юпитере много нового.

В частности с помощью прибора, называемого Magnetospheric Imaging Instrument и предназначенного для визуализации магнитных полей, удалось обнаружить большое плотное тороидальное газовое облако, которое охватывает Юпитер на уровне орбиты Европы - одного из его крупных спутников. Ученые считают, что это облако образовалось в результате бомбардировки Европы ионами, вылетающими с большой скоростью с поверхности Юпитера. Это мощное излучение выбивает молекулы воды из льда, покрывающего поверхность Европы, и рассеивает их в окружающем пространстве. Так со временем вдоль орбиты Европы образовалось тороидальное облако из нейтрального газа общей массой около 60 тыс. тонн.

По своим размерам это облако сравнимо с газовым облаком, образовавшимся вдоль орбиты другого спутника Юпитера - Ио. Но оно имеет другое происхождение: материю в космос постоянно выбрасывают многочисленные вулканы, расположенные на Ио. Поэтому это "вулканическое" облако состоит главным образом из молекул серы и кислорода.

Кстати, Magnetospheric Imaging Instrument - это лишь один из 12 приборов, установленных на основном зонде Cassini (с ним вместе к Сатурну летит и минизонд Huygens, который будет исследовать спутник Сатурна Титан). Шесть из этих приборов будут исследовать окружающую Сатурн и его спутники космическую среду. Cassini должен выйти на орбиту Сатурна 1 июля 2004 г. и примерно через полгода он сбросит в атмосферу Титана зонд Huygens. Cassini-Huygens - это совместный проект NASA, Европейского космического агентства и Итальянского космического агентства.

Европейский космический телескоп Gaia продолжит считать звезды на небе

Наверное, люди очень давно стали задаваться вопросом, сколько же звезд на небе? В темную безоблачную ночь можно увидеть на небе невооруженным глазом несколько тысяч отдельных звезд. Если же взять даже не очень сильный любительский телескоп, то можно насчитать несколько миллионов звезд. Понятно, что в мощный "профессиональный" телескоп можно увидеть еще больше звезд.

В 1989 г. на околоземную орбиту был выведен европейский космический телескоп Hipparcos, который составлял карту звезд нашей галактики Млечный Путь. За 4 года он насчитал в нашей галактике более двух с половиной миллионов звезд. На 2012 год в планах Европейского космического агентства записан запуск нового космического телескопа Gaia, который продолжит работу телескопа Hipparcos и, как ожидается, доведет счет звездам Млечного Пути до миллиарда. Хотя, по оценкам астрономов, в нашей галактике находится около 100 миллиардов звезд. А таких галактик во Вселенной миллионы.

Правда, современные телескопы не могут разглядеть отдельные звезды в других галактиках. Даже новый космический телескоп James Webb Space Telescope, который в 2010 году должен придти на смену телескопу Hubble, не сможет сделать это. Да это в принципе и не нужно, ведь считать звезды во Вселенной - это все равно что считать песчинки во всех пустынях Земли.

Сердцебиение темного молекулярного облака Barnard 68

Астрономы Гарвард-Смитсониевского центра астрофизики обнаружили "сердцебиение" у темного молекулярного облака известного под названием Barnard 68. На представленном здесь снимке оно выглядит как темное пятно, через которое не просвечивают звезды.

По сообщению астрономов они исследовали это облако, чтобы определить, вращается ли оно, расширяется ли или сжимается. Однако, оказалось, что оно пульсирует. Причем, как выяснилось, Barnard 68 является единственным известным молекулярным облаком, которое пульсирует.

Облако Barnard 68 находится на расстоянии 300 световых лет от Земли в созвездии Змееносца. Его размер в поперечнике составляет около 1,8 трлн км. Оно относится к классу небольших плотных холодных облаков, состоящих из пыли и газа. Такие облака не пропускают видимого излучения находящихся за ними звезд. При коллапсе таких облаков могут образовываться молодые звезды. Однако облако Barnard 68 ведет себя очень стабильно и новорожденных звезд в нем не обнаружено.

Масса облака Barnard 68 примерно в полтора раза превышает массу Солнца. Его температура всего на 10 градусов выше температуры абсолютного нуля. То есть оно представляет собой один из самых холодных объектов во Вселенной. Пульсирует это облако очень медленно, период его пульсаций составляет около 250 тыс. лет. При этих пульсациях облако испускает в окружающее пространство звуковые волны, которые исследовались с помощью 30-метрового радиотелескопа.

Исследования показали, что механизм пульсаций внешних слоев облака Barnard 68, возможно, был запущен взрывом сверхновой, произошедшего в окрестностях этого облака в относительно недалеком будущем. Эта гипотеза подтверждается тем, что холодное облако Barnard 68 находится внутри горячего разреженного "пузыря", который образовался после взрыва сверхновой.

Кокон в сетях пульсара "Черная вдова"

Пульсар B1957+20 некогда получил неофициальное название "Черная вдова" за то, что он испускает в окружающее пространство такое мощное излучение, что оно разрушает звезду-компаньонку этого пульсара, попросту испаряя ее. Этот пульсар, как и все остальные пульсары, представляет собой вращающуюся нейтронную звезду. Он делает один оборот вокруг своей оси за 0,0016 секунды, то есть он относится к так называемым миллисекундным пульсарам.

Наблюдения этого пульсара с помощью рентгеновского космического телескопа Chandra показали, что в его окрестностях под действием мощного излучения образовался продолговатый кокон из частиц, обладающих очень высокой энергией (красное пятно в центре снимка). То есть данный пульсар, возраст которого составляет около миллиарда лет, является очень эффективным генератором очень быстрого потока частиц материи и антиматерии.

Пульсар B1957+20 движется относительно центра нашей галактики со скоростью около 1 млн км/час. При таком движении он создает изогнутую ударную волну, которую видно и в оптические телескопы. Однако с помощью рентгеновского телескопа Chandra впервые удалось увидеть в окрестностях пульсара вторую ударную волну, которая и сформировала кокон из высокоэнергетичных частиц.