Европа изготовилась к полету на Луну
Летом 2003 года европейский космический аппарат впервые отправится на лунную орбиту. "Смарт-1" (Smart-1) должен стартовать 15 июля, если состояние ракеты-носителя будет признано удовлетворительным, передает BBC News.
11 декабря прошлого года европейский космический корабль Ariane 5-ESCA был потерян над Западной Атлантикой. Однако Arianespace, компания-оператор этих ракет, достаточно уверена в состояния всех систем, чтобы назначить хотя бы предварительную дату запуска.
Сам аппарат проходит финальное тестирование и скоро должен отправиться на космодром в Куру во Французской Гвиане (Kourou in French Guiana).
Основная задача этой лунной миссии проверить новые технологии, которые в будущем могут помочь космическим исследованиям. На "Смарт-1" установлен ионный ракетный двигатель. Благодаря ему, аппарат сможет в течение 15 месяцев вращаться вокруг земного спутника.
Научной целью экспедиции станет составление рентгеновской карты лунной поверхности. Спектрометр "размером с тостер" позволит собрать данные о наличии в почве Луны ключевых элементов (алюминия, магния, кремния).
"Эта информация жизненно важна для подтверждения теории об образовании Луны", - сказала Сара Данкин (Sarah Dunkin), одна из ведущих научных сотрудников проекта.
"Смарт-1" должен подтвердить или опровергнуть предположение о том, что Луна образовалась в результате столкновения Земли с космическим телом размеров Марса.
Осенью на российском корабле "Союз" полетит испанский астронавт
После катастрофы "шаттла" Columbia, которая произошла во время его посадки 1 февраля этого года, все планы полетов на МКС были сорваны. А согласно этим планам 26 апреля на МКС должен был отправиться очередной корабль "Союз" с международным экипажем. Командиром должен был быть Геннадий Падалка, бортинженером - испанский астронавт Педро Дюк (Pedro Duque), а третье кресло в "Союзе" мог занять очередной космический турист.
Туристам теперь придется подождать. А "Союз" теперь должен везти на МКС очередной долговременный экипаж, который будет состоять уже из двух человек (официально фамилии пока не названы, но, скорее всего, это будут Юрий Маленченко и Эдвард Лу). Третье кресло по пути наверх будет пустовать, так как назад на старом "Союзе" полетят трое - нынешний экипаж МКС (Кен Бауэрсокс, Николай Бударин и Дональд Петтит).
Тем не менее, испанский астронавт в обозримом будущем, наверное, все же полетит на МКС. Но только осенью этого года, когда на МКС отправится очередной корабль "Союз" для смены долговременного экипажа. Тогда одно кресло в корабле будет свободно и на пути на станцию и обратно, и его сможет занять испанец. Правда, тогда его экспедиция на орбиту будет короче, чем ранее планировалось. Раньше прилетавшие на МКС экипажи "Союзов" работали на станции примерно неделю, а весь полет занимал порядка 10 дней. Теперь время пребывания Дюка на МКС будет, скорее всего, сокращено до 4 дней. Пока "шаттлы" не летают, экономить будут на всем, ведь лишние люди на борту станции - это кислород, вода и продукты, которые нужны постоянному экипажу.
В 2009 году к Марсу отправятся два европейских зонда
У Европейского космического агентства (ЕКА) есть долгосрочная программа Aurora, предусматривающая исследования объектов солнечной системы с помощью пилотируемых кораблей и автоматических зондов. В частности, согласно этой программе, европейские астронавты должны побывать на Марсе не позднее 2030 г.
Но на более близкую перспективу планы программы Aurora куда более скромные. Они будут выполняться в ходе четырех уже одобренных проектов, три из которых связаны с Марсом.
Проект ExoMars предусматривает отправку к Марсу в 2009 г. двух зондов. Первый из них будет состоять из орбитального и спускаемого модуля с большим марсоходом, а второй должен будет сбросить на поверхность Марса четыре станции Netlander, которые будут исследовать марсианскую окружающую среду. На этом проекте будут отработаны процедуры встречи и стыковки космических модулей на марсианской орбите, и эти технологии будут использованы в проекте Mars Sample Return (он, как следует из его названия, предусматривает доставку на Землю образцов марсианского грунта и камней). Запуск этого зонда запланирован на 2011 г.
Третий проект - это Mars Aerocapture Demonstrator. Этот автоматический зонд тоже должен отправиться к Марсу в 2009 г. Его цель - проверить работу легкого надувного теплозащитного экрана при входе в атмосферу Марса.
Но еще раньше - в 2007 году - должен отправиться в полет экспериментальный аппарат Earth Re-entry Vehicle. На нем будет проверена возможность быстрого входа в атмосферу Земли, и на основе полученных данных будет сконструирован марсианский зонд Mars Aerocapture Demonstrator, который будет проделывать аналогичные маневры в разреженной атмосфере Марса.
Деньги на строительство новых кораблей "Союз" и "Прогресс" нужны уже сейчас
На днях в Москве в Росавиакосмосе состоялось совещание с участием руководителей российской аэрокосмической отрасли и представителей правительства Италии. На этом совещании директор Росавиакосмоса Юрий Коптев заявил, что решать проблему с финансированием постройки новых кораблей "Союз" и "Прогресс" нужно срочно. В течение ближайшего месяца. В противном случае бесперебойность эксплуатации Международной космической стации будет поставлена под угрозу.
После катастрофы "шаттла" Columbia и отмены запусков всех остальных "шаттлов" вся нагрузка по снабжению МКС необходимыми грузами и доставке туда новых экипажей легла на российский корабли "Союз" и "Прогресс".
Но в соответствии с ранее подписанными соглашениями Россия обязалась отправить на станцию в 2003 году два корабля "Союз" и три грузовых "Прогресса". На эти цели в российском бюджете выделено 130 млн дол. На дополнительные корабли денег в бюджете нет.
Казалось бы с финансами могла бы помочь американская сторона. В конце концов, это американские "шаттлы" прекратили полеты. Но NASA не имеет права выделять на это деньги, так как в США есть закон, запрещающий финансировать российские аэрокосмические предприятия из-за того, что Россия, как утверждается, поставляет ракетные технологии, химическое и бактериологическое оружие Ирану.
Однако время не терпит. Для постройки нового корабля требуется как минимум 14 месяцев, поэтому тот корабль, который полетит во второй половине 2004 г. нужно закладывать уже сейчас. По словам Коптева, Россия готова построить дополнительный корабль, но на это нужны деньги. И соглашение о выделении финансовой помощи нужно подписать в ближайшее время, в противном случае корабль вовремя готов не будет.
Первый канал готовит космическое телешоу, несмотря на катастрофу Columbia
Первый канал российского ТВ не отказался от идеи создания телевизионного шоу, победитель которого должен полететь в космос, несмотря на катастрофу шаттла Columbia.
Как заявил в среду "Интерфаксу" директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков, работа над проектом продолжается, но из-за гибели шаттла его реализация идет не так быстро, как планировалось. "Однако мы уверены, что ситуация вскоре изменится к лучшему", - сказал он.
Проект, который канал планирует осуществить совместно с Росавиакосмосом, призван популяризировать космическую программу России. "Такая передача необходима, поскольку космическая тема вызывает большой интерес зрителей, и со временем он будет только увеличиваться. Полеты в космос по-прежнему остаются крайне интересным и опасным делом", - отметил Буренков.
Первый канал и Росавиакосмос подписали соглашение о создании телешоу, победитель которого должен полететь на МКС, в октябре 2002 года. В ноябре Первый канал перевел на счета Росавиакосмоса около двух миллионов долларов на съемки шоу. Первый полет планировался на осень 2003 года.
Как сообщил в ноябре прошлого года заместитель генерального продюсера Первого канала Александр Любимов, при отборе претендентов на участие в проекте не будет ограничений по возрасту или образованию. Единственными требованиями к потенциальным космонавтам станут медицинские показания и знание английского языка. Он заявил, что в телешоу могут принять участие представители разных стран.
Австралийский телескоп нашел возможный источник космических лучей
Современный телескоп CANGAROO-II установлен в малонаселенной пустынной местности в Австралии, и ничто там не отвлекает астрономов от наблюдения звездного неба. Работающая на этом телескопе австралийско-японская команда специалистов обнаружила гамма-свечение вокруг относительно недалекой от нас галактики NGC 253. Эта галактика, по размеру сходная с нашим Млечным Путем, известна очень бурно протекающими процессами рождения и смерти звезд.
Теперь же выясняется, что эта галактика является источником высокоэнергетичных частиц и коротковолнового гамма-излучения. Гамма-лучи, вообще-то поглощаются в атмосфере Земли, но когда они взаимодействуют с молекулами воздуха, то при этом образуется множество вторичных частиц. Потоки этих частиц и используются для определения характеристик исходного гамма-излучения. Это излучение возникает при взаимодействии с веществом так называемых космических лучей - субатомных частиц, которые движутся со скоростями, близкими к скорости света.
Такое гамма-свечение у галактики сходной с нашей было обнаружено впервые. Астрономы считают, что основным источником космических лучей во Вселенной являются взрывы сверхновых. Но это пока еще не доказано. Возможно, это удастся новому космическому гамма-телескопу GLAST (Gamma-ray Large Area Space Telescope), который NASA собирается запустить в 2006 г.
Международный астрономический союз наградил российского астрофизика премией Грубера
Российский астрофизик Рашид Сюняев получил на днях престижную премию Грубера за исследования в области космоса, передает телеканал "Россия".
Сюняев руководил созданием рентгеновской обсерватории "Гранат" и рентгеновской установки "Квант", находившейся на борту космической станции "Мир". Данные, полученные с помощью разработанного под руководством Сюняева оборудования, изменили все представления о космологии.
Церемония награждения российского физика состоится летом в Сиднее, на 25-й Генеральной ассамблее Международного астрономического союза, присудившего премию. Помимо собственно премии в 150 тыс. долларов, Сюняев получит от союза золотую медаль.
В настоящее время Сюняев руководит работой немецкого Института астрофизики имени Макса Планка и одной из лабораторий в российском Институте космических исследований.
Шаттл погубили колеса?
Эксперты НАСА, расследующие обстоятельства катастрофы челнока Columbia, развалившегося на части при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля, изучают новую версию гибели шаттла. В минувшие выходные в ходе осмотра обломков корабля, доставленных в космический центр имени Кеннеди, выяснилось, что уцелели только покрышки правого шасси корабля. Остатки же колес шасси, находившегося в районе левого крыла, по мнению специалистов, выглядят так, словно они были разрушены во время взрыва.
Некоторые члены комиссии по расследованию считают, что взрыв мог быть вызван попаданием горячего газа внутрь левого крыла. Однако с окончательными выводами не торопятся и предпочитают использовать обтекаемые формулировки.
Один из экспертов комиссии, Роджер Тетро, признал, что взрыв колес, произведенных компанией Michelin, был возможен, однако нельзя утверждать, что именно это стало причиной гибели Columbia, поскольку покрышки могли взорваться уже после того, как Центр управления полетом в Хьюстоне потерял контакт с экипажем и челнок стал разваливаться на части.
Столь же уклончиво г-н Тетро говорит и о частицах расплавленного алюминия и нержавеющей стали, которые были обнаружены на пластинах термозащиты передней части левого крыла: "Я не знаю точно, является ли это тем самым трагическим обстоятельством, либо все произошло из-за перегрева при возвращении в атмосферу", - заявил он журналистам после окончания традиционного вторничного заседания комиссии.
Тем не менее другие эксперты полагают, что капли расплавленных металлов, идентичных тем, что использовались для изготовления внутреннего каркаса корабля, подтверждают версию о взрыве левого крыла. По словам председателя комиссии по расследованию адмирала Хэла Гемана, состояние некоторых обломков позволяет предположить выброс горячего газа в районе левого шасси.
Согласно расчетам, пиротехнические элементы шасси могли взорваться, если температура достигала 600 градусов по Фаренгейту (315 по Цельсию). Для дальнейших исследований комиссия намерена привлечь дополнительные силы из НАСА, центра имени Кеннеди и компании Boeing. Вероятные сроки окончания расследования и возобновления полетов шаттлов к Международной космической станции не назывались.
Между тем вчера к решению проблем МКС подключился российский МИД. Заместитель министра иностранных дел Георгий Мамедов заявил, что дипломатическое ведомство прилагает все усилия для решения финансовых вопросов, препятствующих активизации полетов космических кораблей к станции.
Как известно, "Росавиакосмос" уже предложил НАСА и Европейскому космическому агентству увеличить количество полетов на орбиту отечественных кораблей "Союз" и "Прогресс" - это позволило бы сохранить станцию в пилотируемом режиме. Но взять на себя повышенную нагрузку российские космические компании готовы лишь в том случае, если изготовление и старты дополнительных кораблей будут оплачены партнерами по проекту.
Руководители НАСА в принципе не отвергли эти условия, однако сразу заявили, что финансировать космические программы в России им не позволяет принятый конгрессом в 2000 году закон о нераспространении ракетно-ядерных технологий в Иране. Отменить это ограничение может только президент Буш при поддержке большинства на Капитолийском холме. Однако многие конгрессмены все равно подозревают Россию в поставках Ирану ракетных технологий.
Георгий Мамедов считает искусственным подобное увязывание вопросов финансирования строительства "Союзов" с российско-иранскими отношениями. "В наших связях с Ираном мы не делаем ничего, что нарушало бы наши международные обязательства, - подчеркнул замминистра. - Но это в любом случае совершенно иной вопрос". По словам г-на Мамедова, Россия и в дальнейшем будет поднимать вопрос о дополнительном финансировании, поскольку бюджет нашей страны не позволяет "достать откуда-то десятки миллионов долларов, чтобы резко нарастить пуски "Союзов". Не исключено, что эти проблемы будут обсуждаться в мае на встрече президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в Санкт-Петербурге.
|