Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

7 марта 2003 г.

Содержание

Самая яркая звезда

Ракета Delta 4 готовится к завтрашнему старту с мыса Канаверал

Астрономы открыли еще семь спутников Юпитера

В Австралии появилась первая европейская станция дальней космической связи

МКС не вынесет троих

Комиссию по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia пополнили нобелевским лауреатом, бывшей астронавткой и директором института



Самая яркая звезда

Группа астрономов из колледжа Middlebury рассчитала яркость взорвавшейся звезды, свет который достиг Земли около тысячи лет назад. И оказалось, что этот взрыв был самым "ярким событием" на небе за всю историю человечества.

Как записано в летописях разных народов, 1 мая 1006 года нашей эры в южной части небосклона в созвездии Волка неожиданно появилась очень яркая звезда. Это заметили наблюдатели, находившиеся в Китае, Японии, Египте, Ираке, Италии и Швейцарии. Эта звезда была видна в течение нескольких месяцев, а потом постепенно потухла. Понятно, что тогдашние астрономы не могли количественно измерить яркость звезды. Все только указывали на ее чрезвычайную яркость.

Современные астрономы пришли к выводу, что в 1006 году земляне увидели взрыв сверхновой. Так что звезда на месте той яркой вспышки осталась, но просто стала невидимой для глаза. Были проведены наблюдения этого участка неба с помощью нескольких мощных телескопов, и на месте взрыва было обнаружено слабое свечение водородной сферической оболочки, которая образовалась под действием ударной волны взрыва.

Исследования этого свечения шли в течение 11 лет, и на основе этих данных удалось определить скорость распространения ударной волны (2900 км/с) и точное расстояние от сверхновой до Земли (7100 световых лет). Астрономы отнесли этот взрыв сверхновой к типу "Ia". Яркость таких звезд в течение нескольких недель после взрыва примерно в 5 млрд раз превышает яркость нашего Солнца.

Зная расстояние до сверхновой и ее яркость, астрономы определили, что земляне видели ее взрыв как звезду, звездная величина которой составляла -7,5. То есть она была самой яркой звездой на небе за всю историю астрономических наблюдений. Для сравнения, сейчас самая яркая звезда на небе - это Сириус. Ее звездная величина равна -1,5, то есть та древняя вспыхнувшая сверхновая по яркости превосходила ее больше, чем в 100 раз.


Ракета Delta 4 готовится к завтрашнему старту с мыса Канаверал

Завтра 8 марта в 18:44 по местному времени с мыса Канаверал со стартовой площадки ВВС США должна взлететь ракета Delta 4 с военным спутником на борту. Это будет второй запуск ракеты этого семейства, а самая первая ракета Delta 4 отправилась в полет в ноябре прошлого года.

Завтра этой ракете предстоит вывести на орбиту спутник связи Defense Satellite Communications System 3-A3 (DSCS A3) стоимостью 210 млн дол. и весом 2700 кг. Он должен занять геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над Индийским океаном, откуда он в составе целой спутниковой группировки будет обеспечивать связью американское военное ведомство.

Для этого запуска будет использована ракета модели Delta 4-Medium - самая легкая из этого семейства: только две ступени без дополнительных твердотопливных ускорителей.


Астрономы открыли еще семь спутников Юпитера

Группе ученых из Гавайского университета удалось обнаружить еще семь лун Юпитера. Таким образом общее число известных спутников самой большой планеты Солнечной системы достигло 47, передает агентство Associated Press.

По словам руководителя исследований Дэвида Джуитта (David Jewitt), все семь спутников имеют небольшой размер и, по всей вероятности, не превышают в диаметре двух-четырех километров. Пять из них, как и большинство известных лун Юпитера, вращаются по обратной орбите (в направлении, противоположном направлению вращения планеты). Это обстоятельство указывает на то, что спутники сформировались независимо от Юпитера и позднее были захвачены его притяжением.

Начиная с 2000 года астрономы из Гавайского университета обнаружили 30 лун Юпитера. 11 были открыты в январе 2001 года, еще 11 - в мае 2002 года. По мнению Джуитта, общее число спутников планеты, размер которых превышает 1 километр в диаметре, может достигать 100.

Первые и самые большие спутники Юпитера были открыты Галилеем в 1610 году. Два из них - Ио и Европа - по диаметру приблизительно равны Луне, другие два - Ганимед и Каллисто - в полтора раза крупнее.


В Австралии появилась первая европейская станция дальней космической связи

На западе Австралии в городке Нью-Норсия в 150 км к северу от Перта начала работу первая станция дальней космической связи, принадлежащая Европейскому космическому агентству (ЕКА). Торжественная церемония открытия прошла на этой неделе. Этот городок был выбран за отличные погодные условия, подходящую для космической связи высоту над уровнем моря, хорошую телекоммуникационную инфраструктуру и удаленность от больших городов, где связи будет мешать другое телекоммуникационное оборудование.

Основной компонент станции - это большая антенна-тарелка диаметром 35 м. Общий вес антенны вместе со всеми поворотными конструкциями составляет 600 тонн. Работы над этим проектом, общая стоимость которого составляет 28 млн евро, началась в апреле 2000 г., строительные работы закончились в 2002 г., затем больше полугода шел монтаж и тестирование электронного оборудования и систем связи.

Пока у ЕКА нет "далеких" космических аппаратов, с которыми нужно поддерживать связь, но они скоро будут. 1 июня к Марсу должен отправиться зонд Mars Express. Экспедиция зонда Rosetta к комете Виртанен, правда, не состоялась из-за неполадок с ракетой Ariane 5. Но к концу года с этими ракетами наверняка разберутся, а зонду подыщут для исследований другую комету. Так что европейская станция дальней космической связи недолго будет простаивать. А в дальнейшем ЕКА собирается построить еще несколько таких станций в разных частях земного шара.


МКС не вынесет троих

На Международной космической станции теперь будут работать "урезанные" российско-американские команды. Вчера представители "Росавиакосмоса" сообщили, что участники крупнейшего космического проекта окончательно договорились о том, что численность постоянных экипажей МКС сократится до двух человек. Ранее - до катастрофы шаттла Columbia - в длительные экспедиции посылались три космонавта. Теперь же полеты челноков остановлены на неопределенный срок, а наши "Союзы" будут доставлять на орбиту лишь двух человек. Этого достаточно разве что для того, чтобы поддерживать станцию в рабочем режиме.

В принципе российские корабли вполне могли бы закинуть на МКС и троих космонавтов. Однако для того, чтобы обеспечить такой экипаж продуктами, водой и иными "расходными материалами", нынешних мощностей отечественной космической программы не хватает. Грузоподъемность наших кораблей сильно уступает американским челнокам, а по плану в 2003 году на орбиту должны были отправиться лишь два "Союза" и три грузовика "Прогресс".

Проблему можно было бы решить, увеличив количество наших кораблей, но пока международному консорциуму не удается решить финансовый вопрос - согласия в вопросах увеличения долей партнеров, в отличие от переговоров о сокращении экипажа, пока не наблюдается. Хотя решение о том, из каких источников будет оплачено строительство дополнительных кораблей (ассигнований из российского бюджета и раньше едва хватало на выполнение обязательств нашей страны), должно быть принято в кратчайшие сроки.

Об этом глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев на днях напомнил партнерам по проекту МКС в очередной раз. По его словам, у НАСА и Европейского космического агентства на раздумья остается менее месяца. Производственный цикл "Союзов" и "Прогрессов" составляет около 1,5 года. Г-н Коптев считает, что если решение денежного вопроса затянется, то отечественные компании даже в авральном режиме (на два-три месяца раньше обычного) не смогут построить дополнительные корабли в срок, необходимый для того, чтобы программа космических исследований на МКС не была окончательно свернута.


Комиссию по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia пополнили нобелевским лауреатом, бывшей астронавткой и директором института

Председатель комиссии по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia отставной адмирал Хэл Геман (Hal Gehman) попросил администратора NASA Шона О'Кифи (Sean O'Keefe) ввиду большого объема работ пополнить его комиссию тремя названными им специалистами, что и было немедленно исполнено.

Раньше в комиссии работали 10 человек, а теперь к ним присоединились лауреат Нобелевской премии по физике Дуглас Ошерофф (Douglas Osheroff), бывший астронавт NASA физик по специальности д-р Салли Райд (Sally Ride) и директор Института космической политики университета им. Джорджа Вашингтона д-р Джон Логсдон (John Logsdon).

Дуглас Ошерофф получил Нобелевскую премию в 1996 г. в кампании с двумя своими коллегами за открытие сверхтекучести гелия-3.

Д-р Салли Райд была первой американкой, побывавшей в космосе. Она дважды летала в космос - в 1983 и 1984 г. - и оба раза на "шаттле" Challenger. Она готовилась и к третьему полету, но он не состоялся из-за катастрофы все того же "шаттла" Challenger в январе 1986 г. Сейчас она занимает должность профессора космических наук Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Ну а д-р Джон Логсдон является специалистом по политическим и историческим аспектам американской и международной космической деятельности. Он является автором массы статей и отчетов на эти темы. Недавно он закончил работу над основной статьей "исследование космоса" для нового издания Энциклопедии Britannica.

Кроме того, адмирал Геман попросил назначить в комиссию в качестве "советника по астронавтам" действующего астронавта NASA Майкла Блумфилда (Michael Bloomfield) и тоже получил на это согласие руководства NASA. Блумфилд был зачислен в отряд астронавтов в 1994 г. и имеет квалификацию пилота "шаттла". На его счету три полета в космос, а сейчас он занимает в NASA должность ведущего астронавта-инструктора. Он заменит в комиссии бывшего астронавта Брайана О'Коннора (Bryan O'Connor), который вернется к своим обязанностям в NASA на посту первого помощника администратора NASA по безопасности полетов.



Нас считают