11 марта 2003 г.

Восемь новых спутников Юпитера

В США запущена новая тяжелая ракета-носитель Delta IV

КНДР произвела второй запуск ракеты в Японское море

Инфракрасный космический телескоп прибыл на космодром на мысе Канаверал

На прошлой неделе на космодром на мысе Канаверал с завода компании Lockheed Martin в Калифорнии был доставлен Инфракрасный Космический Телескоп (Space Infrared Telescope Facility, SIRTF), которому в апреле этого года предстоит отправиться на орбиту. Старт пока назначен на 15 апреля. В космос телескоп SIRTF выведет ракета Boeing Delta 2.

Этот телескоп является последним телескопом, построенным по программе "Великих обсерваторий" (Great Observatories) космического агентства NASA. Эта программа предусматривает постройку четырех мощных космических телескопов: Hubble для видимого диапазона длин волн (хотя на нем есть инфракрасная камера), Chandra для рентгеновского диапазона, Compton для гамма-излучения и SIRTF - для инфракрасного.

С помощью этого мощного инфракрасного телескопа астрономы надеются увидеть самые холодные и самые старые объекты во Вселенной, а также объекты, скрывающиеся за облаками космической пыли. Как предполагается, этот телескоп также поможет найти планеты у далеких звезд и, возможно, это будут планеты, похожие на нашу Землю.

В течение ближайшего месяца в ангаре космодрома будет проходить тестирование всех систем космического телескопа, после чего его поместят в отсек для полезной нагрузки и отправят на стартовую площадку, где и водрузят на ракету. А на стартовой площадке сейчас идет сборка ракеты Delta 2. На 12 марта назначено соединение второй ступени с первой, после чего будет проведена репетиция обратного отсчета перед запуском.

Зонд Cassini "поменял" направление ветров в полосах Юпитера

Исследовательский зонд Cassini летит сейчас к Сатурну. В конце 2000 года он делал маневр в гравитационном поле Юпитера, чтобы изменить направление своего движения и увеличить свою скорость. И тогда в течение нескольких месяцев он вел наблюдения Юпитера в непосредственной близости от него (минимальное расстояние составляло около 10 млн км).

Тогда было сделано несколько тысяч снимков Юпитера, и на их обработку ушло немало времени. Буквально на днях в последнем номере журнала Science были опубликованы новые фотографии Юпитера, которые сделал три года назад зонд Cassini. Их анализом занимались специалисты кафедры астрономии лондонского Университета Queen Mary.

Основной вывод, который они сделали, состоит в том, что ранее существовавшие представления о направлении ветров в темных и светлых полосах Юпитера верны с точностью до наоборот. Долгое время считалось, что в темных полосах в атмосфере Юпитера дуют нисходящие ветры, а в светлых полосах - восходящие. Объяснялось это отчасти тем, что многие облака на Земле образуются при подъеме воздушных масс.

Однако на основе новых фотографий Юпитера было показано, что наоборот в темных полосах идет подъем атмосферных масс, а в светлых - спуск. На этих снимках также четко видно, что знаменитое Красное Пятно Юпитера представляет собой гигантский шторм (здесь сенсаций не произошло).

Яркий свет звезд в центре маленькой галактики NGC 1705

Этот снимок центральной области небольшой галактики NGC 1705 был сделан космическим телескопом Hubble. Этому телескопу впервые удалось различить в ней отдельные звезды. Галактика эта находится на расстоянии 17 млн световых лет от Земли. Она представляет собой идеальную лабораторию для исследования процессов формирования звезд. В ее центре сконцентрированы молодые голубые горячие звезды, тогда как более холодные старые красные звезды рассеяны дальше от центра.

Образование новых звезд в этой галактике шло на протяжении всей ее жизни, но этот процесс заметно активизировался примерно 26-31 млн лет назад. Именно в результате этого всплеска и образовались молодые звезды на окраинах ядра NGC 1705 и в гигантском центральном звездном кластере.

Галактика NGC 1705 классифицируется как неправильная карликовая галактика, так как она мала по размеру и аморфна по структуре. Многие астрономы считают, что неправильные карликовые галактики типа NGC 1705 были в молодой Вселенной первыми системами, где начиналось формирование звезд, и что они представляют собой строительные блоки, из которых потом в результате слияний и поглощений образуются более массивные объекты - спиральные и эллиптические галактики.

У Марса внутри находится расплавленное железное ядро

Специалисты Лаборатории реактивного движения NASA, которые работают по программе орбитального научного зонда Mars Global Surveyor (MGS), пришли к выводу, что в центре Марса, скорее всего, находится жидкое металлическое ядро, либо внутри жидкого внешнего ядра находится твердое внутреннее ядро. Такой вывод был сделан после анализа данных, которые в течение трех лет присылал зонд MGS. До сих пор считалось, что ядро у Марса целиком твердое.

Напомним, что у Земли внутреннее ядро твердое, но вокруг него находится слой из расплавленного железа. То, что сейчас ядро у Марса жидкое еще раз подтверждает сходство этой планеты с Землей и Венерой.

Чтобы определить состояние ядра Марса проводились измерения приливных явлений на этой планете. Для определения точных параметров орбиты зонда MGS при его вращении вокруг Марса, его передатчик посылал в сторону поверхности Марса радиосигнал. Приемник записывал ответный сигнал, после чего определялся доплеровский сдвиг длины волны этого сигнала. Так удалось обнаружить очень слабое приливное смещение. Из-за эти приливных явлений происходит сдвиг угла наклона орбиты зонда, он составляет одну тысячную градуса в месяц.

Были проведены также измерения прецессии оси вращения Марса. Оказалось, что конец этой оси совершает полный оборот за 170 тыс. лет. Скорость прецессии указывает на то, какая доля массы планеты сосредоточена в центре. Чем выше скорость прецессии, тем более плотное ядро у планеты.

Исследователям удалось определить, что диаметр ядра Марса составляет около половины диаметра всей планеты (так же как на Земле и на Венере). Кроме того, как выяснилось, в ядре Марса имеется довольно существенная доля такого относительно легкого элемента как сера.

Шаттл Columbia, пытались посадить вручную

Анализируя информацию, поступившую с борта терпящего бедствие шаттла Columbia, специалисты NASA установили, что космический корабль стал разваливаться намного раньше, чем считалось до сих пор, сообщает веб-сайт американской ежедневной газеты New York Times.

Расшифровав данные, переданные с борта корабля в течение последних двух секунд перед тем, как связь оборвалась (примерно в 9:00 по восточному времени), специалисты выяснили, что на тот момент давление в гидравлической системе уже упало ниже критического уровня, когда посадку совершить невозможно.

На тот момент левое крыло и двигатели ориентации были либо разрушены, либо обгорели настолько, что датчики сообщили об их уничтожении.

Во время полета корабль поворачивался влево примерно на 20 градусов в секунду. Возможно, скорость вращения была намного больше, так как 20 градусов - это предельное значение, которое могли определить датчики. Полный оборот корабль совершал примерно за 18 секунд.

Согласно докладу комиссии по расследованию катастрофы, который называется Rev. 14, во время посадки была предпринята попытка отключить автопилот, но из-за разрушенных коммуникаций эта команда не была выполнена. Это могло призойти по двум причинам: либо автопилот пытался отключить себя сам, когда не смог выполнить программу, либо члены экипажа собирались вручную удержать терпящий бедствие космический корабль.

Доклад Rev. 14 был подготовлен на прошлой неделе, но опубликовывать его не стали. Как ожидается, в течение нескольких дней будет готов доклад Rev. 15, который представят прессе.

Восемь новых спутников Юпитера

Ученые из Астрономического института Гавайского университета объявили об обнаружении восьми новых спутников Юпитера - самой крупной планеты Солнечной системы. Общее число известных спутников Юпитера возросло, таки образом до 48. Обнаружить новые спутники удалось с помощью самых совершенных на сегодняшний день цифровых камер телескопов Subaru (диаметр 8,3 м) и Canada-France-Hawaii (диаметр 3,6 м), находящихся на Гавайских островах. Все спутники были найдены в феврале 2003 г.

Об обнаружении семи новых спутников было объявлено 4 марта, а о существовании восьмого стало известно днем позже. Все новые спутники имеют небольшие размеры: от двух до четырех километров в поперечнике и вращаются по удаленным от Юпитера орбитам. Два новых спутника с индексами S/2003 J1 и S/2003 J6 вращаются в одном с Юпитером направлении, остальные шесть - в направлении, противоположном направлению вращения самой крупной планеты Солнечной системы. Исследователи полагают, что новые спутники - это астероиды, образовавшиеся в ходе формирования Солнечной системы и захваченные впоследствии гравитационным полем Юпитера.

В последние годы, новые спутники у планет-гигантов обнаруживаются достаточно часто. Например, в январе стало известно о трех новых спутниках Нептуна. Все новые спутники имеют небольшие размеры и вращаются по орбитам большого диаметра, часто в направлении, противоположном направлению движения планеты. Считается, что такие спутники - это астероиды или осколки более крупных небесных тел, захваченные притяжением планет-гигантов. Когда и как происходили такие захваты, пока остается загадкой.

В США запущена новая тяжелая ракета-носитель Delta IV

С американского космодрома на мысе Канаверал стартовала тяжелая ракета-носитель Delta IV с военным спутником связи на борту, сообщает информационное агентство Reuters.

По утверждению представителей командования ВВС США, спутник DSCS3-A3 стоимостью 200 миллионов долларов благополучно выведен на орбиту.

Его функции чрезвычайно разнообразны. От обеспечения координации военных действий в любой точке мира, до трансляции обычных телефонных переговоров американских военных.

Запуск ракеты-носителя дважды переносился: по техническим причинам и из-за сильного ветра.

Delta IV представляет собой новейшую разработку корпорации Boeing Co., которая составит конкуренцию тяжелым ракетам такого класса, разработанным в Европе и России.

Она может стартовать в пяти различных конфигурациях. Так, военный спутник был выведен на орбиту двухступенчатым вариантом Delta IV, однако существует и трехступенчатая версия, способная доставлять в космос грузы большой массы.

Первый запуск этой ракеты был осуществлен в ноябре 2002 года.

КНДР произвела второй запуск ракеты в Японское море

Северная Корея утром в понедельник произвела испытательный запуск второй ракеты в Японское море, сообщает Associated Press.

По данным южнокорейского министерства обороны запуск был совершен с восточного побережья Северной Кореи.

В министерстве считают, что КНДР снова произвела запуск противокорабельной ракеты, идентичной той, испытания которой были проведены 24 февраля 2003 года.

В прошлый понедельник КНДР уже произвела запуск одной противокорабельной ракеты. Тогда минобороны Южной Кореи заявило, что, скорее всего, это была обычная, а не баллистическая ракета.

Ранее, Министерство обороны США объявило, что Северная Корея предупредила о временном введении запрета на судоходство у восточного побережья Японского моря с субботы по вторник. В министерстве считают, что запретная зона совпадает с участком моря, кде КНДР проводит испытания противокорабельных ракеты.