12 марта 2003 г.

В России строится первый гражданский спутник для съемки поверхности Земли

Инженер, предупредивший NASA о катастрофе шаттла, вступился за агентство

На космодроме Куру сокращение штатов

"Шаттлы" полетят летом 2004 года

Космическое агентство NASA и компании, которые работают с ним по контрактам, уже составляют планы работ для нового запуска в эксплуатацию оставшихся трех "шаттлов" не позднее лета 2004 г., а точнее - в июле будущего года. Все это делается одновременно с проведением расследования причин катастрофы "шаттла" Columbia, так что есть основания полагать, что временной интервал между окончанием работы комиссии по расследованию и началом полетов "шаттлов" будет минимальным.

Напомним, что после катастрофы "шаттла" Challenger 28 января 1986 г. первый "шаттл" отправился в полет только 29 сентября 1988 г., то есть на расследование причин катастрофы и ликвидацию конструктивных недоработок ушло более двух с половиной лет. Но тогда не было такого стимула как необходимость поддержания в рабочем состоянии и дальнейшего строительства Международной космической станции.

Так что сейчас NASA надеется уложиться в полтора года, хотя никаких временных ограничений для работы комиссии по расследованию катастрофы нет. Как было объявлено, она будет работать столько, сколько потребуется.

А пока, чтобы не терять времени, продолжается капитальный ремонт "шаттла" Discovery, который был начат еще до катастрофы Columbia. Аналогичный ремонт "шаттла" Endeavour был запланирован на 2004 г., но его, скорее всего, начнут досрочно. Так что к началу полетов будут готовы сразу все три корабля.

Руководство NASA уже поставило перед инженерами несколько первоочередных задач. Во-первых, при следующих запусках "шаттлов" необходимо предотвратить любые потери изолирующей пены с топливного бака, чтобы никакие ее фрагменты не могли повредить теплозащитного покрытия корабля и любых других его конструкций. Вторая задача - это проведение всесторонней проверки и ремонта теплозащитного покрытия всех "шаттлов". Ну и третья задача - это новое исследование процесса входа "шаттла" в атмосферу с целью минимизации тепловой нагрузки для его конструкции. Во всяком случае эти задачи придется решать при любых выводах комиссии по расследованию.

У Юпитера теперь 52 спутника

За последние дни количество известных спутников Юпитера заметно возросло. Сначала на прошлой неделе было объявлено об открытии семи новых спутников, в результате чего Юпитер стал обладателем 47 лун. Днем позже к ним был добавлен еще один спутник. А теперь сотрудники Гавайского астрономического института объявили об открытии еще четырех спутников. Таким образом число спутников Юпитера достигло 52. А новым двенадцати спутникам присвоены наименования с номерами от S/2003 J1 до S/2003 J12.

Конечно, все эти новые спутники весьма невелики по размерам (порядка 1 км в поперечнике). Они вращаются вокруг Юпитера по довольно дальним орбитам, причем большинство из них в направлении, противоположном осевому вращению самого Юпитера. Это явно указывает на то, что данные спутники представляют собой астероиды, которые когда-то были захвачены гравитационным полем Юпитера.

Напомним, что первые четыре самых крупных спутника Юпитера - Ио, Европа, Ганимед и Калисто, диаметр которых составляет от 3140 до 5260 км, открыл Галилео Галилей в 1610 году с помощью 32-кратного телескопа.

По мнению астрономов, обнаруживших последние спутники Юпитера, таких мелких спутников в этой планеты может быть около сотни. Наверное, новые аналогичные по размерам спутники будут открыты и у других планет. Сейчас у Сатурна известно 30 спутников, у Урана - 21, а у Нептуна - 11. У остальных планет дела со спутниками обстоят гораздо скромнее: у Марса их два, у Земли и Плутона - по одному, а у Венеры и Меркурия пока никаких спутников не обнаружили.

На сбор обломков шаттла Columbia США потратили более 137 миллионов долларов

Поиски обломков шаттла Columbia и попытки собрать разбившийся спускаемый аппарат обошлись Америке более чем в 137 миллионов долларов, сообщает американское информационное агентство Associated Press.

По данным на 6 марта 2003 года, на эту операцию уже было истрачено 137 миллионов 855 тысяч 547 долларов. В указанную сумму входит жалование участников операции, оплата транспортных и прочих расходов, сообщили журналистам в Федеральном агентстве управления действиями в чрезвычайной ситуации (Federal Emergency Management Agency).

По сведениям информагентства, с середины февраля в поисках и сборе обломков Columbia участвовали более трех тысяч человек. Они собрали около 22 тысяч 100 фрагментов различных частей шаттла. Кроме того, по данным на 6 марта, в поисковой операции использовались 32 вертолета и девять самолетов, а озера и искусственные водоемы обоих штатов проверяли семь небольших судов с гидроакустическими установками.

По данным информагентства, сумма включает в себя также компенсации затрат местных властей и властей штатов Луизианы и Техаса (Louisiana, Texas) на ликвидации последствий аварии. Напомним, именно в этих двух штатах было найдено наибольшее число обломков космического корабля.

Добавим, что сумма затрат на поисковую операцию может еще возрасти: власти Техаса и Луизианы еще не предъявили правительству счет за все виды работ. Им предстоит учесть затраты не только непосредственно на поиски и извлечение частей шаттла, но и на срочную медицинскую помощь (сообщалось, что обломки могут быть покрыты остатками топлива, вредными для здоровья людей), а также на обеспечение безопасности населения в районах падения обломков.

В России строится первый гражданский спутник для съемки поверхности Земли

В самарском ЦСКБ "Прогресс" сейчас идет сборка первого в России гражданского спутника для съемки поверхности Земли с разрешением 1 м. Этот проект финансируется Росавиакосмосом.

Новый спутник называется "Ресурс-ДК1". Помимо мощного фотооборудования на нем будет установлена широкополосная система связи для передачи цифровых снимков на наземные станции. Эти фотографии планируется использовать для картографических целей, для мониторинга сельскохозяйственных и лесных угодий, природных и техногенных катастроф и т.п.

До сих пор такими возможностями в России обладали только военные спутники, но военные редко делятся спутниковыми фотографиями с гражданскими организациями. Предыдущие российские гражданские спутники, которые проводили съемку поверхности земли, не были оснащены достаточно мощными передатчиками, поэтому после месяца или двух работы они сбрасывали отснятую пленку в контейнере на землю и на этом прекращали свою деятельность. А спутники серии "Ресурс-ДК" рассчитаны на работу на орбите в течение как минимум трех лет.

Инженер, предупредивший NASA о катастрофе шаттла, вступился за агентство

Инженер Исследовательского центра в Лэнгли (Langley Research Center) Американского космического агентства Роберт Догерти (Robert Daugherty), который за два дня до катастрофы шаттла Columbia написал своему коллеге Дэвиду Лечнеру (David Lechner) несколько предупреждающих электронных писем о возможных проблемах при посадке космического челнока, в понедельник заявил, что NASA отнеслось к ним со всем подобающим вниманием, сообщает CNN.

Ранее сообщалось, что инженер-специалист в области шасси многоразовых космических аппаратов, якобы, обвинил агентство в том, что его предупреждения не были переданы начальникам NASA, а начавшееся расследование быстро свернули, чтобы избежать обвинений в излишней перестраховке.

Между тем, Догерти предположил, что у находившегося к тому времени на орбите шаттла могут возникнуть неполадки во время посадки. Свои выводы инженер NASA строил на основании информации о возможном повреждении теплоизолирующего покрытия шаттла во время его старта 16 января. Догерти предложил несколько неблагоприятных сценариев посадки корабля.

Инженер предположил, что из-за неисправностей, возникших на старте, шасси шаттла при посадке могут не раскрыться. В качестве неблагоприятных сценариев посадки Догерти указал отрыв створок отсека шасси, частичный выпуск шасси и посадку шаттла на днище фюзеляжа.

Выступая в понедельник, он подчеркнул, что к его предупреждениям отнеслись со всей должной серьезностью. "Я не знаю, откуда взялась информация о том, что к моим письмам отнеслись пренебрежительно. Я думаю, что к ним отнеслись абсолютно серьезно", - подчеркнул он. Кроме того, по словам инженера, он еще тогда отметил, что это может быть перестраховкой. "Я вероятно заблуждаюсь, говоря о самых худших сценариях развития и на самом деле верю, что положение вещей не так плохо, как я его представляю", - говорилось в письме.

Догерти пояснил, что обмен письмами является нормальной процедурой в NASA, которое всячески поддерживает обмен мнениями и неформальный анализ различных ситуаций.

Как отмечает CNN, в письмах он писал о том, что сотрудники компании Boeing неверно оценили уровень повреждений корабля. "Они думают, что с этим можно выжить, но на самом деле все на грани", - говорится в письме.

В понедельник Догерти пояснил эти слова. "Уровень разрушений установить было невозможно. Вместе с опасениями, которые мы высказывали в обсуждении, это вызвало недоразумение", - подчеркнул инженер.

На космодроме Куру сокращение штатов

Во французском космическом центре, который базируется на космодроме Куру во Французской Гвиане, сейчас идет широкомасштабное сокращение штатов. Предстоит уволить 400 человек, что составляет четверть численности персонала центра. Причина - сокращение спроса на коммерческие запуски спутников. Если в прошлом году с космодрома Куру стартовали 12 ракет Ariane, то на 2003 год запланировано только 6 запусков.

Неблагоприятная ситуация с запусками усугубилась еще и аварией модернизированной ракеты Ariane 5, произошедшей в декабре прошлого года. После чего запуски всех ракет Ariane 5 были отложены. Комиссия по расследованию еще не закончила своей работы, так что еще неизвестно, состоятся ли в этом году все запланированные 6 запусков.

Как сообщается, большинство уволенных будут трудоустроены на предприятиях аэрокосмической отрасли во Франции, хотя и там наверняка будут проведены крупные сокращения сотрудников в связи с тем же падением спроса на коммерческие запуски спутников.