Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

20 марта 2003 г.

Содержание

Зонд Messenger собирается к Меркурию

Определены точные размеры звезд системы Альфа Центавра

Найден "черный ящик" шаттла Columbia

Факультативные физические опыты на борту МКС

Причин катастрофы "шаттла" Columbia было несколько



Зонд Messenger собирается к Меркурию

Примерно через год с космодрома на мысе Канаверал должен стартовать американский исследовательский зонд Messenger (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry, and Ranging), который отправится к Меркурию. К этой первой планете от Солнца он будет лететь 5 лет, после чего в течение одного земного года он будет работать на околомеркурианской орбите. В течение года Messenger будет фотографировать поверхность Меркурия, собирать информацию о его атмосфере, магнитосфере, составе и геологической структуре поверхностных пород.

Сейчас в Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса идет сборка зонда Messenger из компонентов, доставленных сюда с заводов разных компаний. Уже проведены первая серия испытаний на виброустойчивость и "прожарка" конструкции для ее очистки от загрязнений. В течение ближайшего месяца должна начаться установка на зонд электронного оборудования.

В ближайшие недели к месту сборки зонда должны доставить солнцезащитный экран, который должен защитить Messenger и все его оборудование от палящих лучей солнца, и теплозащитное покрытие из керамических плиток.

Сборка зонда и его испытания должны завершиться в начале сентября, после чего будут проведены тесты на устойчивость работы в космических условиях и предполетная подготовка. В космос зонд Messenger, стартовый вес которого составит около 1100 кг, выведет ракета Boeing Delta 2.


Определены точные размеры звезд системы Альфа Центавра

Европейские астрономы провели первые в мире прямые измерения звезд за пределами Солнечной системы. Им удалось с высокой точностью определить диаметры всех трех звезд, входящих в систему Альфа Центавра - самую близкую к нам звездную систему, находящуюся на расстоянии приблизительно в 4,3 светового года от Земли. Эта система состоит из трех звезд: солнцеподобной Альфы Центавра A, оранжевой Альфы Центавра B и ближайшего к Солнцу красного карлика - Проксимы Центавра.

Измерения звезд проводились методом интерферометрии в расположенной в Чили обсерватории Paranal. Интерференционная картина получалась за счет совмещения света звезд, получаемого двумя телескопами обсерватории. При этом два телескопа заменяют собой один более мощный. Диаметр Проксимы Центавра был измерен в обсерватории еще в конце прошлого года - он равен приблизительно 200000 км, что примерно всемеро меньше солнечного.

15 марта были опубликованы данные о диаметрах двух других звезд системы Альфа Центавра. Как оказалось, самая крупная, Альфа Центавра A имеет диаметр около 1,708 млн. км, что в 1,227 раза больше диаметра Солнца. Диаметр Альфы Центавра B составляет 1,204 млн. км. Эти величины достаточно точно совпадают с данными о размере этих звезд, полученными косвенными методами. Планет в этой системе пока не обнаружено, хотя у любого из трех компонентов кратной звездной системы их наличие не исключено.


Найден "черный ящик" шаттла Columbia

Спасателям, занимающимся поисками обломков потерпевшего катастрофу шаттла Columbia, удалось обнаружить бортовой самописец космического корабля, сообщает Associated Press.

По словам представителя Комиссии по расследованию причин катастрофы Лоры Браун (Laura Brown), "черный ящик" оказался неповрежденным - он только слегка обгорел. Комиссия надеется, что с магнитной пленки удастся считать информацию, которая поможет раскрыть причины аварии. Этот самописец регистрировал информацию о аэродинамическом давлении и температуре.

"Пока у нас нет никакой уверенности в том, что из самописца удастся извлечь информацию. Если это удастся, то мы получим много данных о том, что происходило с кораблем на орбите", - заявила Браун.

"Черный ящик" нашли предположительно в среду неподалеку от города Хэмфилл (Hemphill) в штате Техас. Еге переправили в Джонсоновский космический центр (Johnson Space Center).

По словам Браун, самописец, который официально называется Orbiter experiment support systems, обычно включается перед входом корабля в атмосферу и работает в течение одного-двух часов.


Факультативные физические опыты на борту МКС

У экипажа на борту МКС, как и у многих обычных трудящихся, бывают выходные дни. Это суббота и воскресенье. Правда, со станции никуда не денешься, и за состоянием ее систем нужно постоянно следить, но свободное время у обитателей станции все же предусмотрено. На днях нынешний директор МКС по науке от NASA Дональд Петтит поведал, чем занимается лично он в выходные дни.

Оказывается, он с нетерпением ждет субботнего утра, чтобы в свое удовольствие заняться всякими интересными физическими опытами, которые он сам же и придумывает. Например, в одну из недавних суббот он приготовил водный раствор мыла и глицерина и занимался выдуванием мыльных пузырей, чтобы посмотреть как ведут себя тонкие пленки и пузыри в условиях невесомости и как это можно использовать в "народном хозяйстве".

Чтобы выявить имеющиеся в тонких жидких пленках потоки и завихрения, он посыпал их мельчайшими частичками слюды и снимал все это на видеокамеру. На Земле из-за наличия силы тяжести движения в жидкости имеют более сложную картину, а в невесомости остаются эффекты, присущие только самой жидкости. Так что мыльные пузыри в невесомости становятся великолепным полигоном для фундаментальных исследований в области физики жидкости.

Кроме того, Петтит ведет наблюдения Земли и ее атмосферы. В частности, в течение нескольких недель обитатели станции наблюдали светящиеся облака в верхних слоях атмосферы над южным полушарием. Такие облака Петтит исследовал еще давно, будучи сотрудником Лос-Аламосской национальной лаборатории.

С результатами субботних наблюдений Дональда Петтита и снятыми им видеороликами разных экспериментов и явлений можно ознакомиться на сайте NASA здесь.


Причин катастрофы "шаттла" Columbia было несколько

На этой неделе комиссия по расследованию причин катастрофы "шаттла" Columbia проводила третьи публичные слушания показаний инженеров NASA, которые в последнее время занимались реконструированием картины входа "шаттла" в атмосферу, чтобы выяснить причину его разрушения.

Основной вывод таков: скорее всего, катастрофа стала следствием не одной, а нескольких причин. Инженеры NASA провели предварительные испытания в аэродинамической трубе моделей "шаттла" с различными возможными повреждениями, в том числе с дырами в теплозащитном покрытии передней части левого крыла и в люке шасси, но пока ни разу не удалось воспроизвести реальную картину катастрофы Columbia. То есть, если повреждение левого крыла, вызванное падением на него во время запуска куска теплоизоляционной пены с топливного бака, и было причиной аварии, то оно не было единственной ее причиной.

Теперь специалисты NASA собираются рассмотреть новые виды повреждений крыла, а также другие возможные сценарии. Возможно их работе помогут очередные поиски обломков "шаттла" на западе США. Очень важно выяснить, когда именно начал разваливаться "шаттл". До сих пор поисковые команды работали в юго-западных штатах США, но на самых западных территориях обломков пока не находили, хотя есть свидетельства, что "шаттл" начал разваливаться намного раньше, чем предполагалось. Такие выводы были сделаны после изучения любительских видеофильмов, запечатлевших спуск Columbia. Так что, ключом к разгадке этой катастрофы должен стать самый первый упавший на землю обломок "шаттла". Вот только удастся ли его найти?



Нас считают