25 марта 2003 г.

Астрономы наблюдали образование черной дыры

Из-за неполадок с ракетой Ariane 5 пострадало уже два научных проекта

В NASA ищут причины ослабления зрения у астронавтов

На дне Средиземного моря строится нейтринный телескоп

Глобальное потепление на Земле происходит из-за Солнца?

Спутниковые фотографии Ирака в свободной продаже

Boeing построит для Малайзии спутник MEASAT-3 за $132,5 млн.

Астрономы наблюдали образование черной дыры

В октябре прошлого года астрономы из нескольких стран мира наблюдали за уникальным явлением - сильнейшей вспышкой гамма-излучения.

Первым вспышку обнаружил космический аппарат HETE, принадлежащий NASA. Он сумел быстро идентифицировать гамма-вспышку и вычислить ее расположение на небе. Эта информация была передана на Землю и поступила в крупнейшие обсерватории мира. Первым на вспышку настроился японский телескоп ART, расположенный в городе Вако. ART начал наблюдение за вспышкой спустя всего 193 секунды после ее обнаружения. Через некоторое время наблюдения стали вести еще около 50 телескопов в различных регионах мира.

Вспышки гамма-излучения регистрируются астрономами достаточно часто. Однако до сих пор достаточно подробного их исследования не проводилось. Дело в том, что гамма-вспышки длятся очень короткое время: от 0,1 до 100 секунд. Чаще удается наблюдать послесвечение в рентгеновском и видимом диапазонах, которое возникает вследствие действия ударной волны на материю в окружающем пространстве.

Считается, что вспышки гамма-излучения образуются при превращении гигантских звезд в черные дыры (коллапсировании). В результате сжатия звезды в чрезвычайно компактную и плотную черную дыру и возникает гамма-вспышка. Вспышка длится очень недолго, поскольку образовавшийся коллапсар начинает поглощать всю окружающую материю, включая фотоны.

Описываемая вспышка гамма-излучения произошла 4 октября 2002 г. и получила индекс GRB021004. Звезда, превратившаяся в черную дыру, была примерно в пятнадцать раз тяжелее Солнца. Данный случай является наиболее подробно изученной вспышкой за всю историю наблюдений. При этом впервые был обнаружен эффект значительного роста энергии послесвечения, появившийся через полчаса после гамма-вспышки. По мнению исследователей, источником этой энергии может быть все та же сжавшаяся в коллапсар звезда-гигант, и гамма-составляющая может быть лишь небольшой частью высокоэнергетической вспышки.

Из-за неполадок с ракетой Ariane 5 пострадало уже два научных проекта

После аварии модернизированной модели ракеты Ariane 5 с новым двигателем первой ступени Vulcain 2 и новым разгонным блоком, которая произошла в декабре 2002 г., все запуски этих ракет были приостановлены. В том числе и старой базовой модели Ariane 5, на которой установлен старый двигатель Vulcain 1.

Эта ракета в январе 2003 г. должна была вывести в космос исследовательский зонд Rosetta, целью которого была комета Wirtanen, а на март 2003 г. был назначен запуск научного космического корабля SMART-1 на орбиту Луны.

Как оказалось, причиной аварии ракеты Ariane 5 была утечка в системе охлаждения сопла двигателя Vulcain 2, и решение этой проблемы потребовало конструктивной переработки этой части двигателя и тщательной проверки работы двигателя Vulcain 1. Тогда компания Arianespace заявила, что все эти доработки и дополнительные испытания отодвинут очередной запуск базовой версии ракеты Ariane 5 как минимум до апреля, а новой версии - до 2004 года. Причем уже решено, что первый после перерыва запуск модернизированной версии ракеты Ariane 5 будет демонстрационным без коммерческой нагрузки, то есть вместо спутника полетит болванка соответствующего веса.

Двигатель Vulcain 1 уже проверили и пришли к выводу, что он работает нормально и никаких доработок не потребуется. Но на начало апреля назначен запуск ракеты Ariane 5 с двумя коммерческими спутниками связи Galaxy 12 и Insat 3A, а старт лунного орбитального зонда SMART-1 отложен как минимум до 15 июля. Но возможно, он состоится еще позже, благо, что этот зонд можно отправлять к Луне в любое время.

А вот зонд Rosetta в январское окно запуска к комете Wirtanen уже не успел, так что ему теперь подбирают новый вариант экспедиции и, скорее всего, он отправится уже к другой комете. Окончательное решение по этому проекту будет принято в мае. Возможно, даже поменяют ракету-носитель.

В NASA ищут причины ослабления зрения у астронавтов

Многие вернувшиеся с орбиты космонавты жалуются на то, что теряют остроту зрения. Специалисты Исследовательского центра имени Гленна (Glenn Research Center) намерены выяснить причины этого явления.

В качестве основной теории ученые рассмаривают изменения кровотока в сосудистой оболочке глаза вследствие невесомости, что в свою очередь, сказывается на доставке в глаз кислорода и питательных веществ. Вкупе с изменением внутриглазного давления, это может привести к образованию патологий в роговой оболочке глаза и хрусталике.

Чтобы проверить данную теорию, в NASA создали носимый на голове лазерный доплеровский расходометр - прибор для измерения скорости и объема кровотока, проходящего сквозь органическую ткань. В основе прибора находится квантовый генератор мощностью в 100 мВт и длиной волны в 780 нм. Невесомость для эксперимента имитировалась в самолете, совершающем полет по параболической траектории. Ученым удалось установить, что скорость течения крови в этих условиях повышается, но получить точные данные помешала сильная вибрация самолета. В NASA собираются повторить эксперимент, повысив точность измерительного оборудования.

В 1998 году российские космонавты на станции "Мир" также проводили изучение функционального состояния зрительной системы в условиях невесомости. Тогда ими были выявлены сбои в работе сетчатки глаза и глазных мышцах.

На дне Средиземного моря строится нейтринный телескоп

На прошлой неделе состоялось довольно важное событие на стройке нейтринного телескопа ANTARES, который размещается на дне Средиземного моря в 40 км к юго-востоку от Марселя на глубине около 2,4 км. Там уже построена матрица из детекторов излучения, испускаемого мюонами. Эти детекторы располагаются на 10 вертикальных струнах длиной 480 м, которые одним концом закреплены на дне и другой конец удерживается буем. Каждая такая струна представляет собой два кабеля, расположенных на расстоянии 2,3 м друг от друга. Вдоль кабелей закреплены по 30 детекторов излучения, направленных в сторону дна.

Именно со стороны дна, то есть используя всю толщу Земли в качестве фильтра, и будет ждать нейтрино этот телескоп. Нейтрино - это частицы, у которых нет электрического заряда, они не отклоняются магнитным полем и почти не взаимодействуют ни с какой материей. Вернее, такие взаимодействия происходят очень редко. Предполагается, что нейтрино будут иногда взаимодействовать с частицами суши или воды в окрестностях детектора. При таком взаимодействии испускается высокоэнергетичный мюон, который в свою очередь испускает черенковское излучение. Это излучение и зафиксируют детекторы.

Матрицу из детекторов и сопутствующего электронного оборудования строили с конца 90-х годов. А во время испытаний уже были успешно зафиксированы несколько пролетов мюонов. Теперь наступил этап соединения струн с 40-километровым оптоволоконным кабелем, который тянется с береговой базовой станции до телескопа. Для этого используется подводная лодка Nautile, которая в свое время исследовала лежащий на дне "Титаник". Эти работы начались на прошлой неделе.

Телескоп ANTARES будет специализироваться на высокоэнергетичных нейтрино, которые, как предполагается, выбрасываются в космос при взрывах сверхновых, гамма-вспышках и в результате неких процессов в черных дырах и их окрестностях. Эти нейтрино обнаружить труднее всего, но зато они должны "рассказать" ученым о структуре и эволюции Вселенной. А бывают еще низкоэнергетичные нейтрино, которые вылетают из ядра нашего Солнца. Они могут рассказать только о том, как работают звезды.

Глобальное потепление на Земле происходит из-за Солнца?

Ученые уже давно говорят о глобальном потеплении на земном шаре и об опасных последствиях этого процесса для всего человечества. В качестве причин этого явления называют и деятельность человека, который с каждым годом все больше и больше сжигает самого разного топлива и выбрасывает в атмосферу парниковые газы.

Однако анализ данных с шести спутников, записывавших информацию о состоянии атмосферы Земли в течение 24 лет показал, что в глобальном потеплении виноват не только человек, но и наше Солнце. Эти исследования проводили сотрудники Колумбийского университета и Институт космических исследований им. Годдарда агентства NASA. Оказывается, с конца 70-х годов прошлого века мощность солнечного облучения в расчете на квадратный метр земной поверхности увеличивалась со скоростью 0,05% за 10 лет.

Вроде бы это совсем немного и заметное влияние этот процесс на климат Земли окажет лет через сто, не раньше. Кстати, еще нужно убедиться в том, что увеличение мощности Солнца будет сохраняться и в дальнейшем. Возможно, оно связано с какими-то циклическими процессами на Солнце, отличными от уже известного 11-летнего цикла солнечной активности. Но в любом случае, вклад человека в глобальное потепление со счетов сбрасывать нельзя.

Спутниковые фотографии Ирака в свободной продаже

Почти каждое утро спутник Ikonos, принадлежащий американской компании Space Imaging пролетает на территорией Ирака и фотографирует ее. Эти снимки с разрешением от 0,82 до 4 м может приобрести любой желающий, не включенный в черные списки правительством США. И хотя на снимках Ikonos могут быть зафиксированы места концентрации американских войск или другие важные объекты, американские военные не собираются чинить никаких препятствий ни Space Imaging, ни ее клиентам.

По мнению военных аналитиков, для иракской армии такие снимки совершенно бесполезны, поскольку в ее распоряжении нет высокоточного оружия. На снимках с разрешением менее метра, как правило, видны отдельные дома и даже автомобили, что позволяет планировать точечные удары по отдельным объектом. Не подходят снимки Ikonos и для анализа позиций противника. За то время, пока снимки будут заказаны и доставлены, войска могут переместиться в другую точку.

Впрочем, настолько спокойным отношение американских военных к Ikonos было не всегда. В частности, во время военной кампании в Афганистане Министерство обороны США выкупило у Space Imaging эксклюзивные права на фотографии этой страны. Не слишком рады были американские военные, когда в интернете начали распространяться снимки военных баз в Катаре и на принадлежащем Великобритании закрытом острове Диего Гарсиа в Индийском океане.

В целом, деятельность Space Imaging не слишком ограничивается государством. Ikonos может свободно работать над территорией США, снимая даже секретные объекты. Единственное исключение делается для Израиля, территорию которого, согласно принятому в 1997 г. закону, нельзя фотографировать с разрешением менее 2 м. За съемки конкретной территории Space Imaging просит 3000 долл. США плюс 29 долл. за каждый квадратный километр территории.

Boeing построит для Малайзии спутник MEASAT-3 за $132,5 млн.

Малайзийская компания Binariang Satellite Systems Sdn. Bhd. подписала с Boeing Satellite Systems, входящей в состав Boeing, контракт на приобретение спутника связи MEASAT-3 на сумму $132,5 млн., сообщили сегодня РБК в московском представительстве Boeing. MEASAT-3, запуск которого запланирован на 2005г., будет оснащен 24 транспондерами в С-диапазоне и 24 - Ku-диапазона. В течение 15 лет он будет обслуживать клиентов в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в северной Африке, Азии и Австралии.