Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

28 марта 2003 г.

Содержание

Информацию из "черного ящика" "Колумбии" можно расшифровать

Первые японские спутники-шпионы готовы отправиться на орбиту

Из обломков собрали уже четверть "шаттла" Columbia

В обозримом будущем новые капсулы спасения экипажа на "шаттлах" не появятся

Япония запустила два спутника-шпиона для наблюдения за КНДР



Информацию из "черного ящика" "Колумбии" можно расшифровать

Как сообщила комиссии по расследованию обстоятельств гибели шаттла "Колумбия", магнитная лента экспериментального самописца космического корабля - так называемого "черного ящика" - находится в удовлетворительном состоянии, испорченным оказался только один небольшой ее фрагмент.

Эксперты надеются, что 2850 метров магнитной ленты прольют свет на обстоятельства загадочной катастрофы, унесшей жизни семи членов экипажа корабля. Работа по восстановлению данных проводится специалистами американской компании Imation. После этого их всесторонний анализ будут осуществлять специалисты НАСА.

Самописец, регистрировавший показания 800 датчиков, установленных на борту корабля, был обнаружен среди других обломков "Колумбии" на территории штата Техас 19 марта. Датчики регистрировали работу двигательной системы шаттла, состояние различных элементов конструкции фюзеляжа и крыльев, измеряли температуру, давление, механическое напряжение, вибрацию, акустические нагрузки и ускорение.

НАСА по-прежнему не имеет ясной картины событий, приведших к разрушению корабля при входе в плотные слои атмосферы за 16 минут до запланированного времени посадки. Для восстановления картины последних моментов жизни корабля используются данные о распределении его обломков, результаты видео- и фотосъемки и компьютерного моделирования, а также ограниченный объем телеметрической информации, переданной на землю в процессе прохождения кораблем верхних слоев атмосферы. Связь с экипажем прервалась за 32 секунды до полного разрушения корабля и прекращения передачи телеметрии, однако, по мнению экспертов, на самописце могли сохраниться данные о последних моментах его жизни.

В настоящий момент предполагается, что раскаленная плазма проникла внутрь шаттла через разрушенную поверхность левого крыла и расплавила алюминиевый каркас "Колумбии". Остается неясным, что именно привело к разрушению крыла, однако наиболее правдоподобная версия гласит, что к подобному его повреждению могло привести падение на крыло куска изолирующей пены или других элементов конструкции топливного бака системы при старте "Колумбии".


Первые японские спутники-шпионы готовы отправиться на орбиту

Сегодня 28 марта 2003 г. на космодроме на японском острове Танегасима, что в 1000 км к юго-западу от Токио, должен состояться запуск ракеты H-2A. На ее борту находятся два первых японских разведывательных спутника, которые, как предполагается, будут вести наблюдение в первую очередь за территорией Северной Кореи.

Кстати, на днях Северная Корея заявила, что рассматривает запуск спутников-шпионов как явный признак милитаризации Японии, в связи с чем предупредила последнюю о том, что во время запуска ракеты H-2A она может провести испытательный запуск баллистической ракеты (а, как известно, северо-корейские баллистические ракеты пролетают над Японией и падают в Тихий океан).

Весь проект с запуском спутников-шпионов чисто японский: ракета японского производства и спутники тоже. Он предусматривает запуск в этом году еще двух японских разведывательных спутников. Стоимость этого проекта составляет 2,1 млрд дол. Деньги были взяты и из госбюджета и у частных компаний.

Правда, новые японские спутники, которые, как сообщается, могут делать снимки земной поверхности с разрешением 1 м, по своим техническим возможностям находятся на уровне коммерческих спутников. До сих пор японцы покупали снимки, сделанные более мощными американскими военными спутниками. Но теперь решили, что суверенная страна должна иметь свои спутники-шпионы, пусть и худшего качества.


Из обломков собрали уже четверть "шаттла" Columbia

С момента катастрофы "шаттла" Columbia прошло уже почти два месяца, но работы по поиску его обломков еще далеки от завершения. Руководители поисковой операции очертили участок вдоль траектории падения "шаттла" длиной 400 км и шириной 8 км, где могут находиться обломки. Обследовано пока только 56% этой территории, и работы продолжаются, в них участвует около 4500 человек. Кроме того, на этой территории оказались и водоемы общей площадью около 50 кв. км. Здесь уже просканировано более 80% площади. Предполагается, что при хорошей погоде поисковые работы удастся завершить через месяц-полтора.

К настоящему времени собрано около 45 тысяч обломков разных размеров общим весом около 24,5 тонн, что составляет примерно четверть веса "шаттла". Но из этих многочисленных обломков только около 1400 разложены по своим местам в ангаре на космодроме на мысе Канаверал, где идет реконструкция "шаттла".

На прошлой неделе удалось найти один из бортовых самописцев Columbia, который должен был записывать техническую информацию во время посадки. Внешне он пострадал несильно, и специалисты надеются извлечь из него данные, которые позволят прояснить картину аварии.


В обозримом будущем новые капсулы спасения экипажа на "шаттлах" не появятся

После катастрофы "шаттла" Columbia резко активизировались разговоры на тему создания средства спасения для экипажей "шаттлов". Конечно, руководство NASA всячески подчеркивает, что безопасность астронавтов - это главное во всех космических экспедициях. Но для всех очевидно, что если "шаттл" оснастить системой спасения экипажа, которая будет работать на всех этапах полета, то о хваленой грузоподъемности этих кораблей можно будет забыть.

На этой неделе руководство NASA еще раз подтвердило это, заявив, что в обозримом будущем новые системы спасения экипажа на трех оставшихся "шаттлах", скорее всего, не появятся. Объяснили они это тем, что установка таких систем потребует серьезных изменений в конструкции "шаттлов" и существенно снизит их грузоподъемность и сократит размер грузового отсека, после чего "шаттлы" невозможно будет использовать для строительства МКС, а именно это сейчас является их основной задачей.

После катастрофы "шаттла" Challenger в 1986 г. все остальные "шаттлы" были оборудованы системами спасения экипажа, но воспользоваться ими можно только на довольно ограниченном участке траектории полета сразу после старта. Тогда же рассматривались другие варианты спасательных капсул, в том числе и отделяемого отсека для экипажа, но все они были отвергнуты по причине слишком высокой стоимости и слишком большого веса.

Так что можно с большой долей уверенности сказать, что и на этот раз NASA проведет только минимально необходимые доработки конструкции "шаттлов", чтобы можно было вновь начать полеты. На что-то кардинальное все равно нет ни денег, ни времени. В конце концов, "шаттлам" отмерили срок до 2022 г., а денег на модернизацию "шаттлов" на ближайшие 5 лет выделили только 1,7 млрд дол. Цифра может показаться большой, но по американским меркам она не так уж велика. Остается надеяться, что следующее поколение американских космических челноков будет более безопасным для астронавтов.


Япония запустила два спутника-шпиона для наблюдения за КНДР

Япония впервые в своей истории запустила в пятницу два спутника разведывательного назначения, сообщает Reuters.

Ракета H-2A, которая выведет их на орбиту, стартовала с космодрома на острове Танэгасима (Tanegashima). По предварительным сообщениям, спутники успешно отделились от ракеты-носителя, однако, первая информация со спутников будет получена только через несколько месяцев.

Основная цель двух спутников-шпионов - наблюдение за Северной Корей, в частности, сбор информации ее о ракетной программе и ядерных разработках. Один из спутников будет вести визуальное наблюдение за территорией Северной Корее, второй - оснащен радаром.



Нас считают