Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

3 апреля 2003 г.

Содержание

Очередной марсоход отправился на испытания в земную пустыню

Ракетная капсула Nova II сначала полетит на парашюте

Китайцы спасут своих "тайконавтов" в любой ситуации

Минфин нашел деньги на спасение МКС



Очередной марсоход отправился на испытания в земную пустыню

1 апреля в пустыню Атакама на севере Чили отправилась группа специалистов NASA и университета Карнеги-Мелона. Пустыня Атакама - это одно из самых засушливых мест на Земле. Своим сухим климатом эта пустыня похожа на Марс. Поэтому ее и выбрали для испытаний робота-прототипа будущего марсохода. Прототип называется Hyperion. Он должен уметь работать в автономном режиме, вырабатывая энергию с помощью солнечных батарей.

Разработка такого робота ведется в рамках проекта ASTEP (Astrobiology Science and Technology for Exploring the Planets - астробиология и технологии для исследования других планет), который финансируется космическим агентством NASA.

В 2001 г. робот Hyperion уже испытывался на острове Девон в канадской Арктике, где находится "марсианская станция" американского Марсианского общества. Там он успешно продемонстрировал технологию "солнечно-синхронной" навигации. Робот отслеживал положение солнца, как источника света для солнечных батарей, и в течение 24 часов непрерывно объезжал окрестности.

Теперь разработчикам предстоит оптимизировать конструкцию этого марсохода, ПО бортового компьютера и его оснащение оборудованием для исследования Марса. В пустыне Атакама Hyperion'у предстоит в автономном режиме проехать 10 км и записать информацию, полученную с помощью флуоресцентной системы формирования изображения, инфракрасного спектрометра и панорамной камеры высокого разрешения. Сейчас солнечные панели установлены на роботе горизонтально и выглядят как крыша для всей конструкции. Это объясняется тем, что солнце в пустыне находится высоко над горизонтом. А вот во время арктических испытаний панели установили вертикально, так как солнце обычно было гораздо ниже.

В 2004 г. планируется построить следующую версию этого вездехода, которому предстоит проехать по пустыне в автономном режиме 50 км. Ну а в 2005 году робот оснащенный полным набором оборудования должен самостоятельно проработать 2 месяца и проехать за это время 200 км. Тогда он должен будет определить, есть ли жизнь на планете Земля на обследованной территории.


Ракетная капсула Nova II сначала полетит на парашюте

Сегодня 3 апреля английская независимая ракетостроительная компания Starchaser Industries представит публики вторую версию своей ракетной капсулы Nova, которая называется Nova II. Она весит 200 кг, имеет в длину 3 м и рассчитана на одного человека (на снимке вверху показана первая более миниатюрная капсула NOVA, фотографии новой капсулы пока нет).

Вскоре ей предстоит отправиться в США для испытаний с использованием парашюта. Капсулу планируется сбросить с самолета на высоте 4,2 км, после чего она должна совершить мягкую посадку на парашюте на дно высохшего озера в Аризоне. Именно таким способом планируется возвращать капсулу вместе с пилотом на Землю после полета по суборбитальной траектории. Правда, испытания будут беспилотными.

Если парашютные испытания пройдут успешно, то капсулу (тоже без человека) установят на ракету Starchaser Nova. Эта ракета совершила свой первый полет в ноябре 2001 г. Ее планируется использовать для запуска человека на высоту как минимум 10 км. А вообще-то, компания Starchaser Industries собирается поучаствовать в конкурсе X-Prize, по условиям которого первая неправительственная команда, дважды за две недели поднявшая трех человек на высоту 100 км и вернувшая их обратно целыми и невредимыми, получит 10 млн дол.


Китайцы спасут своих "тайконавтов" в любой ситуации

В этом году, ориентировочно в октябре, Китай собирается запустить в космос своих первых "тайконавтов" (такое название получили китайские космонавты). Они провели уже четыре испытательных беспилотных полета своего корабля Shenzhou, и следующий полет должен быть пилотируемым.

Понятно, что в связи с недавней катастрофой "шаттла" Columbia, когда погибли 7 астронавтов, возникает вопрос о безопасности китайского космического корабля. И, оказывается, с безопасностью у китайцев все в порядке. В статье, опубликованной на днях на Web-сайте китайской газеты People's Daily, подчеркивается, что системы безопасности, имеющиеся на корабле Shenzhou позволяют спасти жизни "тайконавтов" в любой момент на протяжении всего полета.

Как сообщается в People's Daily, при любой нештатной ситуации на стартовой площадке "тайконавты" могут покинуть корабль с помощью тросов, высокоскоростного лифта или катапульты. Во время орбитального полета они могут выйти из корабля в открытый космос, после чего их подберет следующий корабль (А вот это сомнительно. Сейчас китайцы готовят ракету и корабль к полету почти год, даже если этот срок сократить до пары месяцев, то неужели "тайконавты" в скафандрах все это время будут болтаться на орбите. Или теперь корабли Shenzhou будут летать парами? - прим. авт.) На этапе время входа в атмосферу предусмотрено катапультирование или включение системы торможения корабля.

Кроме того, в статье говорится, что безопасность китайских космонавтов гарантируется надежностью наземной системы управления полетом, которая выведет корабль на заданную орбиту и вернет его на Землю по оптимальной траектории. Сам корабль также хорошо защищен от превратностей полета, у него достаточно прочная оболочка, чтобы выдержать возможные перегрузки, нагрев и вибрацию.

В общем, вывод один: катастрофа, аналогичная той, что недавно произошла с "шаттлом" Columbia, на Shenzhou невозможна. Дай-то бог...


Минфин нашел деньги на спасение МКС

Минфин России согласился обеспечить запуски российских кораблей-носителей к МКС, сообщает информационное агентство РИА "Новости". По словам главы Росавиакосмоса Юрия Коптева, 1 миллиард 300 миллионов рублей, которые предполагалось выделить для МКС во второй половине 2003 года, будут выделены уже в ближайшее время.

В августе-сентябре 2003 года для станции будет выделено еще 2,8 миллиарда рублей, передает информагентство слова Коптева. Кроме того, глава Росавиакосмоса заявил журналистам, что Минфин согласился увеличить уровень финансирования программы МКС в бюджете 2004 года.

Глава Росавиакосмоса сообщил информагентству, что в ближайшее время России необходимо произвести запуски четырех пилотируемых кораблей и 10 транспортных. По словам Коптева, Россия обязана до начала 2008 года полностью сформировать свой самостоятельный сегмент на МКС - в противном случае "Россия будет лишь обслуживать МКС, выполняя роль перевозчика", а ее место на станции могут занять японские, европейские и американские космические структуры.

Добавим, что по сведениям информагентства, о необходимости срочно обеспечить финансирование дополнительных запусков кораблей к МКС говорил на заседании правительства России премьер-министр Михаил Касьянов. Он отметил, что прекращение полетов американских кораблей возлагает дополнительную нагрузку на прежде всего на Россию. Премьер также напомнил, что вопросы космической деятельности в России и СССР всегда являлись приоритетными, предметом особой заботы и внимания правительства.

Как пояснил информагентству глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, консервация МКС вообще не предполагается, так как далеко не все проблемы станции можно решить с Земли. "По оценке специалистов, консервация станции крайне нежелательна. Необходимо, чтобы на станции все время находились люди - пусть даже при сокращении научных программ. Это в какой-то степени гарантирует, что мы ее не потеряем", - сказал Коптев.

По данным информагентства, общие затраты российской стороны на проект Международной космической станции уже составили 800 миллионов долларов.



Нас считают