7 апреля 2003 г.

Некоторые астероиды похожи на луковицы

Российский "Прогресс" поднял МКС на пять километров

Чтобы не ослепнуть

Британские энтузиасты делают еще один шаг к коммерческим полетам в космос

Британский энтузиаст космических полетов Стив Беннетт, уроженец Манчестера, мечтающий стать космонавтом и положить начало частным полетам в космос, представил публике одноместную капсулу Nova II. Капсула создана компанией Starchaser, которую возглавляет британский инженер-любитель, уже более 10 лет целеустремленно занимающийся космическими разработками.

Starchaser Industries была основана Беннеттом, директором лаборатории космических исследований в Солфордском университете, в 1992 году, а в 1993 компания запустила свою первую ракету. С тех пор было совершено 14 успешных испытаний ракет, включая испытание в ноябре 2001 года ракетоносителя Nova, имеющего 11 метров в длину и 1,25 метра в диаметре. Деятельность компании направлена на то, чтобы приблизить эру коммерческих космических полетов, когда любой желающий сможет побывать в космосе, причем недорого, комфортно и безопасно.

Капсула Nova, длиной около 3 метров и весом 200 килограмм, будет испытана этим летом в Соединенных Штатах, когда ее поднимет транспортный самолет на высоту около 4 километров, после чего капсула совершит беспилотную посадку на Красном озере в штате Аризона (США). Если проверка парашюта и посадочных систем челнока окажется успешной, то будет схожим образом произведен пилотируемый полет, который может стать первым для Англии полетом пилотируемого космического корабля. "Мы проверили дизайн ракеты и капсулы на бумаге и в воздухе. Теперь настало время показать всему миру, что мы готовы перейти к пилотируемой фазе", - сказал Стив Беннетт в интервью Reuters.

Успешные испытания спускаемой капсулы позволят группе Starchaser перейти к созданию корабля Thunderbird, которому, по замыслу Беннетта, суждено вписать свое имя в историю в 2005 году, когда он совершит полет в космос и, возможно, завоюет X-Prize.

Эта награда в $10 миллионов, учрежденная группой частных лиц, будет вручена первой неправительственной организации, которая сможет отправить в космос и вернуть обратно трех человек. Начиная с 1996 года, о своем участии в соревновании объявили 24 компании из 7 стран мира. Каждая из них работает над собственным космическим кораблем, так как по условиям соревнования участники не могут использовать разработки государственных компаний, равно как и получать государственное финансирование.

Условия, на которых будет присужден приз, следующие: космический корабль, способный взять на борт троих пассажиров, должен подняться на высоту 100 километров и благополучно приземлиться. В течение двух недель должен быть произведен повторный полет того же аппарата, чтобы подтвердить его пригодность в коммерческой эксплуатации. Тот, кому удастся осуществить два полета подряд на одном и том же аппарате, станет обладателем десятимиллионного приза.

Компания Starchaser, являющаяся на данный момент одним из главных претендентов на победу, разработала проект Thunderbird. Этот корабль состоит из двухступенчатой ракеты Starchaser-4 и спускаемой капсулы, его общая длина 27,5 метра, диаметр 1,6 метра, вес 20000 килограмм (чистый вес 10000 кг), в качестве топлива используется неназванное углеводородное, с жидким кислородом в качестве окислителя.

Приблизительная схема полета такова: первая ступень выводит корабль на высоту в 24 километра за 60 секунд. Вторая ступень поднимает корабль до 54 километров и отстыковывается через 90 секунд после старта. Через 4 минуты полета капсула оказывается на высоте более 100 километров, где наступает период невесомости продолжительностью в 4,5 минуты.

Экипаж корабля, который будет состоять из Стива Беннетта, одного "платного" туриста и одного победителя интернет-лотереи, сможет насладиться через иллюминаторы открывшимся видом Земли. После этого капсула начнет спуск и, выпустив управляемый парашют на высоте около 7,6 километра, совершит посадку через 23 минуты после старта. Ускорение во время взлета/посадки большую часть полета не будет превышать 3 g. Корабль будет подготовлен для повторного полета в течение недели.

Если этот проект осуществится, и космическое путешествие действительно станет достаточно безопасным и сравнительно недорогим удовольствием, то у Starchaser и других подобных компаний не будет недостатка в клиентах. По данным статистических центров, в США и Японии более 60% населения заинтересованы в туристических полетах в космос (среди молодежи - до 90%).

Из тех, кто мечтает о полете в космос, 77% готовы пожертвовать своим трехмесячным окладом или даже более крупной суммой. Если учесть, что средний заработок в Северной Америке составляет $2000 в месяц, то "космическая прогулка" может стать одним из самых доходных предприятий в индустрии развлечений, образовав совершенно новый туристический рынок.

Завтра ракета Ariane 5 снова отправится в космос

Завтра 8 апреля после довольно долгого перерыва на космодроме Куру во Французской Гвиане должен состояться очередной запуск ракеты Ariane 5.

Старты этих ракет были приостановлены после катастрофы новой модифицированной ракеты Ariane 5 в декабре прошлого года. Правда, пока начнутся запуски только старой базовой версии этой ракеты, имеющей грузоподъемность 6,2 тонны (модифицированная версия должна выводить на переходную геосинхронную орбиту полезный груз весом до 10 тонн, но когда она сможет это сделать, пока неизвестно).

Во время завтрашнего запуска базовая версия ракеты, которая называется Ariane 5G, должна вывести на орбиту два спутника связи Insat 3A и Galaxy 12, которые предназначены для обслуживания территорий Индии и США, соответственно. Старт назначен на 20:49 по местному времени (в Москве будет уже 9 апреля 02:49), длительность окна запуска составляет 41 минуту.

У Юпитера обнаружили еще 6 спутников

Астрономы, работающие на двух самых больших телескопах, установленных на Гавайях на горе Мауна-Ки объявили об очередном прибавлении в семействе спутников Юпитера. У Юпитера обнаружено еще 6 лун. Таким образом, общее число известных спутников у этой планеты достигло 58. Это больше, чем у любой другой планеты солнечной системы. И астрономы уверены, что это не предел и что, скорее всего, у Юпитера порядка сотни спутников.

Конечно, 6 новых спутников Юпитера представляют собой весьма небольшие объекты размером порядка 1-1,5 км в поперечнике. Их орбиты удалены от Юпитера на расстояния в десятки миллионов км. Все они вращаются по ретроградным орбитам, то есть в направлении, противоположном вращению Юпитера вокруг своей оси. Это говорит о том, что новые луны были когда-то астероидами, которые Юпитер захватил своим мощным гравитационным полем.

Напомним, что самые первые (они же самые большие) четыре спутника Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Калисто) обнаружил Галилео Галилей в 1610 г. Из них Ганимед является самым большим спутником планеты в солнечной системе, его радиус составляет около 2600 км (у Земли - 6400 км).

Отметим также, что только в этом году было открыто 18 новых спутников Юпитера.

Следующим после Юпитера по количеству спутников идет Сатурн - их у него известно 30, третье место занимает Уран - 21 спутник, затем идет Нептун - 11 спутников, у Марса - 2 спутника, у Земли и Плутона - по одному, у Венеры и Меркурия спутников не обнаружено.

Запуск зонда Deep Impact откладывается

Руководство американского космического агентства NASA решило отложить дату запуска зонда Deep Impact до 30 декабря 2004 г. Причины этого решения чисто технические: загрязнения в двигательной системе, задержки с поставками компонентов зонда и, соответственно, задержки с проведением тестирования оборудования. Однако, как сообщается, перенос сроков запуска не должен отразиться на дате прилета зонда к объекту исследований. Она остается неизменной - 4 июля 2005 г. (такая у зонда получилась новая траектория полета).

Этот зонд должен отправиться к комете Tempel 1 и, пролетая мимо, "выстрелить" в ее ядро снарядом-минизондом (поэтому этот проект так и называется Deep Impact - "сильный удар"). В результате этого удара в ядре кометы должен образоваться огромный кратер диаметром 100-150 м и глубиной 30-50 м. Весь этот процесс будет фотографировать оборудование и самого "снаряда" и зонда Deep Impact. Все эти снимки планируется в реальном времени отправлять на Землю.

Возможно, таким способом удастся определить не только структуру кометы, но и историю формирования всей солнечной системы.

Некоторые астероиды похожи на луковицы

Метеориты, которые находят на поверхности Земли, имеют разное происхождение. Есть такие, которые когда-то давно являлись частью Марса, но таких среди найденных метеоритов довольно мало. Большинство же метеоритов представляют собой осколки астероидов. И, оказывается, по эти мелким осколкам можно определить структуру и строение "родительского" астероида.

Группа специалистов из Гейдельбергского университета (Германия) провела исследования кристаллов в нескольких метеоритах, которые относятся к одной группе хондритов, и определила, что все они, скорее всего, являются фрагментами одного и того же астероида. Статья об этом опубликована в последнем номере журнала Nature от 3 апреля.

Много миллионов лет назад этот астероид был разрушен в результате столкновения с каким-то другим космическим объектом. Но задолго до этого катаклизма он был таким горячим, что имел расплавленное ядро. Ядро этого астероида разогревалось за счет реакции распада одного короткоживущего изотопа алюминия, который был весьма распространен в молодые годы солнечной системы. Понятно, что такая реакция распада продолжалась относительно недолго, и после распада всех атомов изотопа алюминия астероид начал остывать, и первыми остывали и твердели внешние слои. И в результате этого остывания получилась слоистая структура как у луковицы.

Российский "Прогресс" поднял МКС на пять километров

Российский грузовой космический корабль "Прогресс-47" в пятницу поднял орбиту Международной космической станции в среднем на четыре-пять километров.

Как сообщили "Интерфаксу" в баллистическом отделе Центра управления полетами в Королеве Московской области, маневр по подъему орбиты МКС выполнили специалисты ЦУПа.

По словам собеседника агентства, этот маневр "позволит обеспечить оптимальные условия" для стыковки станции с пилотируемым "Союзом-ТМА", который направится на МКС в конце апреля - начале мая со следующей экспедицией на борту.

Предыдущая корректировка орбиты станции была проведена в феврале нынешнего года. Ее также осуществлял российский "Прогресс". Сейчас орбита МКС поддерживается на высоте порядка 400 километров от Земли.

Технология корректировки орбитальных станций грузовыми кораблями была отработана еще на "Мире".

Чтобы не ослепнуть

Субботний визит Владимира Путина в штаб Космических войск (КВ) 5 апреля был неожидан и стремителен, как атака из космоса. Командование узнало о желании высокого гостя побывать на "Калужской", где находится "мозг" войск, за двое суток. Привыкшие к скрупулезной точности во всем, "космонавты" посчитали: посещение Верховного главнокомандующего длилось 1 час 37 минут.

Можно только догадываться, почему объектом своего внимания президент избрал именно Космические войска. Это по большому счету войска обороны, а не удара, как, например, РВСН. Возможно, президент тем самым продемонстрировал отсутствие у России атакующих намерений. Тем более что в ходе визита Владимир Путин не только подчеркнул заинтересованность России в ратификации договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и о желании склонить к этому российских парламентариев, но и в очередной раз заявил о необходимости поддерживать дружественные отношения с Соединенными Штатами.

После официальных церемоний и демонстрации возможностей Космических войск началось самое интересное - в узком кругу состоялось закрытое совещание, в котором участвовали министр обороны, начальник Генштаба, командующий Космическими войсками генерал Анатолий Перминов, а также не упомянутые информационными агентствами заместитель главы военного ведомства по вооружению генерал-полковник Алексей Московский и командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов.

По не подтвержденным пока данным, на этот своеобразный военный совет на "Калужской" были приглашены и представители ГРУ, отвечающие за космическую разведку.

По мнению знающих людей из Космических войск, вся логика предыдущих недель подсказывает, что речь шла о проблемах, вызванных войной в Ираке. Во-первых, об усилении российской космической разведки и скорейшем оснащении ее новыми аппаратами. Во-вторых, о повышении боеготовности системы ПРО, поскольку, как видно из слов Владимира Путина, он обеспокоен возможным расползанием по миру оружия массового поражения.

В-третьих (и это, по мнению источников газеты "Время новостей", главное), разговор шел о незамедлительном укомплектовании космической навигационной группировки ГЛОНАСС. Дело в том, что сегодня большинство пользователей наземных навигационных приемников в России (авиаторы, моряки, автомобилисты и т.д.) используют сигналы американских спутников системы GPS. Если наши отношения с американцами вдруг осложнятся, мы рискуем "ослепнуть" и залететь, заплыть и уехать не туда, куда надо. Выход один - форсировать свою глобальную навигационную систему.

Кстати, оговорившись, Владимир Путин назвал КВ не родом войск, а видом вооруженных сил, на порядок повысив их статус. Может быть, это оговорка не случайна.

В состав Космических войск, созданных указом президента 24 марта 2001 года, входят противоракетная оборона (ПРО), контроль космического пространства (ККП) и система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) как России, так и СНГ.

Российская орбитальная группировка сегодня состоит из 98 космических аппаратов, 62 из которых - военного назначения, 36 - гражданского. По сравнению с прошлым годом на орбите работает в полтора раза больше спутников без ограничений по срокам эксплуатации, в два раза возросло число космических аппаратов с неистекшим гарантийным сроком. В 2002 году на орбиты выведено 11 военных спутников и 22 гражданских космических аппарата. Численность военнослужащих Космических войск составляет около 5% от общей численности Вооруженных сил России.

В ближайшие три года предстоят летные испытания целой серии новых комплексов. При этом будет сокращено количество типов ракет-носителей. Сегодня, как доложил президенту генерал Перминов, их семь, система эксплуатации сложна и громоздка, поэтому планируется переход на два-три типа ракет. На базе межконтинентальных ракет уже создаются "Рокот" и "Стрела", а также "Ангара" и "Русь", которые должны прийти на смену используемым ныне "Союзам".

В 2003 году планируется провести запуски не менее 36 ракет с трех космодромов (Байконур, Плесецк и Свободный в Амурской области): 12 - в интересах военного ведомства, 24 - по гражданской федеральной космической программе.